Курган
Событие, описанное ниже, произошло в прошлом столетии в городе Керчи, в посёлке Камыш-Бурун, ныне Аршинцево. В рассказе я буду придерживаться давних воспоминаний, хотя память сохранила всё произошедшее с удивительной ясностью.
Я и четверо моих друзей-одноклассников учились в седьмом классе, нам было по четырнадцать лет. Юношеская жажда приключений заставила нас с должной серьёзностью отнестись к рассказу отца нашего друга, который в послевоенные годы строил дом на выделенном ему участке. Место под застройку находилось на склоне холма, который совместными усилиями соседей выравнивали. Когда дом был построен, отец приступил к разбивке виноградника на приусадебном участке. Когда он забивал металлические стойки в землю, то наткнулся на каменное препятствие, но не придал этому особого значения. Годы спустя рассказал об этом своему подросшему сыну, который поведал эту историю своим друзьям. Мы обсудили эту новость в нашем кругу. После этого у нас возник план.
Однажды после уроков мы обследовали указанное место и полные оптимизма приступили к поискам клада, наугад выбрав место для шурфа. Копали вместе, затем по очереди, углубляясь. Первая попытка оказалась неудачной, поскольку никаких препятствий в земле нам не встретилось.
Мы собирались уже прекратить безрезультатные поиски, потому что близился вечер. Но один наш друг сосредоточенно ходил по участку. Подойдя к одному месту, недалеко от забора, указал пальцем и сказал: – копать будем здесь! Мы безропотно приступили к работе, заразившись его уверенностью. Выкопав шурф глубиной два метра, мы наткнулись на известняковую плиту. Расширив шурф, попытались раскопать плиту. Но мы не знали её истинных размеров. Поэтому остановились и решили ломом пробить отверстие, так как нам не терпелось узнать, что находится под плитой. Толщина плиты оказалась сорок сантиметров, под плитой мы обнаружили пустоту. Я первым вызвался проникнуть в подземелье.
Оказавшись внутри с фонариком, я определил, что помещение имеет размеры: в длину два метра, в ширину один метр и в высоту более одного метра. Стены, пол и потолок были выложены из цельных известняковых блоков. Первое, что я увидел – в углу стояла целая большая амфора прислонённая к стене. Она оказалась пустой: когда-то в ней было вино или пшеница. Дно гробницы было присыпано слоем праха, на котором находились человеческие останки. По бокам мной были обнаружены четыре кувшина разной формы с чернофигурной вазописью, один был с фигурным горлышком. Кувшины были целыми. Кроме того я нашёл медное зеркало круглой формы с рукояткой, древние греки натирали медь до блеска, от времени оно окислилось и потемнело. Затем я на ощупь обнаружил металлическую изогнутую пряжку, железное изделие похожее на большой гвоздь и человеческие кости. Черепа в гробнице обнаружено не было. Находки я передал друзьям наверх. Нашей радости не было предела. Мы реализовали мечту о поисках и открытиях. В наших юных головах уже созревали новые планы, поскольку мы не собирались останавливаться на достигнутом.
К этому времени наступил вечер. Стемнело.
Мы в полной мере ещё не осознавали ценность нашей исторической находки. Мы надеялись найти в кладе золотые украшения и монеты.
Находки перенесли на чердак дома. Надёжно спрятали и укрыли тряпками. Окрылённые открытием, разошлись по домам. На следующий день договорились встретиться после уроков на месте раскопа, чтобы рассмотреть находки и решить, что с ними делать дальше.
На следующее утро, когда мы находились в школе, отец нашего друга позвонил в историко-археологический музей и сообщил о нашей находке. Сразу же приехали научные сотрудники музея, обследовали гробницу и определили, что открыто древнегреческое захоронение V–VI века до нашей эры. Захоронена была женщина, на что указывали зеркало и пряжка. Захоронение было не основным, а боковым. Вероятно, это была жена или наложница богатого грека.
Работники музея пожурили нас за самостоятельность, собрали найденные нами античные артефакты и увезли в музей.
Через месяц в местной газете «Керченский рабочий» появилась статья. В ней сообщалось, что сотрудниками музея было обнаружено античное захоронение в посёлке Камыш-Бурун. В статье упоминались только двое школьников, хотя нас было пятеро. Были найдены ценные экспонаты, сохранившиеся в первозданном состоянии. В наших юных сердцах остался неприятный осадок и разочарование, одно из первых разочарований в жизни.
Почести и полагающееся вознаграждение достались не тем, кому принадлежало открытие.
Вскоре эти экспонаты на короткое время выставлялись в Керченском историко-археологическом музее, а затем переехали в Ленинград и выставлялись в Эрмитаже.
Изложенный рассказ не был бы законченным без дополнения свидетельств соседа, строившего свой дом на соседнем участке, где находился вероятный центр кургана. Копая яму под фундамент дома, он наткнулся на каменные плиты, в отличие от нас, он не стал их вскрывать. Оставил плиты для усиления фундамента и построил на них дом.
Отец нашего друга впоследствии использовал открытую нами гробницу как подвал для хранения домашнего вина.
Свидетельство о публикации №124091203339
Спасибо Вам за миниатюру, интересно.
Позитивного дня и творческого вдохновения.
С уважением
Ирэн
Ирэн Николь Роган 14.04.2025 10:59 Заявить о нарушении
Вдохновения Вам и позитива.
С уважением, Владимир.
Владимир Нефёдов 4 14.04.2025 13:13 Заявить о нарушении
Я всегда думаю, что есть только сейчас…
Ирэн Николь Роган 14.04.2025 14:21 Заявить о нарушении