Эскиз Нежность

Эскиз “Нежность”
В воскресенье вечером, 7-го мая 2023 года, грандиозным успехом в Казанском ТЮЗе закончилась инклюзивная “Лаборатория нежности”, в которой приняли участие дети с особенностями ментального и физического развития. Целую неделю под руководством опытных наставников-педагогов они занимались творческими дисциплинами и проходили мастер-классы, после чего приняли участие в театральном эскизе пластического спектакля “Нежность”. Премьера удалась. Получилось очень красиво. Душевно, трепетно и нежно. Признаюсь, от особенных детей я не ожидал такого увидеть. Молодцы! Браво! Большое спасибо ещё компании СИБУР, чей грант “Формула хороших дел” помог осуществиться данному проекту, и партнёрам театра – Воде из Марий Эл “Сестрица” и ресторану татарской кухни “Тюбетей”.
Как и все, в Казанский ТЮЗ я пришёл заранее. Разбив на группы, на второй этаж в Зеркальный зал нас вели молодые девушки-волонтёры. Видел народного артиста Республики Татарстан Ерыгина Романа Владимировича. Познакомился с восходящей звездой театральной критики Амалией Акчуриной, которая пришла на эскиз “Нежность” с папой, представительным мужчиной, большим любителем современного искусства.
Был аншлаг. В Зеркальном зале ни одного свободного места. Девушки-мусульманки из студии “Ихлас”. Дети, взрослые и пожилые. Инвалиды ДЦП и с синдромом Дауна. Настроение у всех приподнятое. Знакомясь друг с другом, с нетерпением ждали начала эскиза “Нежность”.
Сделав фотографии на память, со вступительным словом выступила режиссёр-педагог Дарья Гуськова, которая сказала, что для неё Лаборатория нежности” большое испытание, так как до этого никогда на была куратором такого проекта. В Казанском ТЮЗе она работает 6-й год, и данную лабораторию в театре планировали с 2021 года. Лаборатория стала местом встречи разных детей и их родителей, объединённых одним общим делом. Если бы не московские специалисты из интегрированной театральной студии “Круг”, то, может быть, всё пошло бы по-другому. Сегодня у нас удивительное событие – премьера эскиза “Нежность”. В основе идеи проекта - это участие в жизни окружающих людей, где, несмотря на неизлечимый недуг, каждого слышно и никто никем не пренебрегает. Я подружилась со студией “Ихлас” и ещё тремя инклюзивными студиями. Вместе мы прожили трудоёмкую и насыщенную на события неделю. Изучая тему взаимоотношений учителей и учеников, мы сплотились и стали гораздо сильнее. К сентябрю 2023-го года спектакль будет доработан и показан на большой сцене Казанского ТЮЗа в рамках 2-го Всероссийского фестиваля детских театральных коллективов “Поколение БУДУщего”. Итак, режиссёр эскиза “Нежность” Юрий Блинов, главный руководитель – я, Дарья Гуськова, и ещё нам помогал - педагог по пластике Евгений Скрипачёв. С Богом! И приятного вам просмотра!
Интригующее начало. Была игра пантомима, когда актёры не используют слов, а все свои мысли и чувства выражают действиями. Под приятное звучание арфы мы увидели четыре пустых стула и надпись на стене: “Строгое и точное соблюдение правил, принятых человеком к выполнению”. Потом, когда заиграло фортепьяно, появились одетые во всё чёрное мужчина-учитель и четыре его ученика, два мальчика и две девочки. Положив учебные сумки на пол, ученики сели на стулья и стали выполнять указания своего учителя. Изображая учебный процесс, они делали упражнения с руками, громко хлопали в ладоши, а затем вставали и обходили свои стулья вокруг. В скором времени детям это надоело. Они стали отвлекаться, садиться на пол и отворачиваться от учителя. Огорчившись, учитель был вынужден прекратить свой урок. Мы увидели, как он тяжело переживает свою неудачу и обдумывает новый план. Садится то на один стул, то на другой, после чего расставляет их в ряд. На стене появилась новая надпись: “Отстроив строгие рамки и определив алгоритм поведения, есть риск забыть о творческом и живом подходе в решении ежедневных задач”. После этого из-за чёрных занавесей стали выходить мальчики-подростки и девушки. Сначала один, два, три, четыре… А затем 10, 20 и 25. Периодически оборачиваясь назад, они хаотично ходили по кругу или по одному и тому же маршруту в форме восьмёрки. Далее разбивались на пары и, прикасаясь друг к другу головами и руками, соединялись в плавном танце все вместе. Группируясь около учителя, постепенно образовалось два круга, внешний и внутренний. Дети приседали, раскачивались, протягивали друг другу руки, а затем медленно стали расходиться. Подобные вещи, способствующие укреплению нервной системы ребёнка и развитию его мозга, я несколько раз видел в “Закабанной” мечети и реабилитационном центре при мечети “Ярдам”. Смотреть на движущихся детей было приятно. Вы не поверите, какое это завораживающие по своей красоте действие. Сразу возникало понимание, что в хаосе есть смысл. У него свой порядок и свои закономерности. Главное – не игнорировать человеческий опыт, законы мироздания, ибо по природе от рождения все дети разные. Они здоровые и больные, высокие и маленькие, взрослые и совсем ещё малыши. У одних мальчиков волосы светлые, а у других девочек они выкрашены в розовый, синий и рыжий цвет. Все мы непохожие друг на друга люди и по-разному боремся с недугом. Танцуем и учимся плавно двигаться. Играем в куча-малу, ходим по кругу, собираемся все вместе, а после по два-три человека, не оглядываясь, перемещаемся за кулисы в другое помещение. В центре остаются только один мальчик-участник и его учитель, который начинает обучать его бразильской борьбе капоэйра. Обучение идёт с трудом, но без принуждения и с охотой. Мы увидели удивительный язык тела с уникальным диалогом двух людей через неповторимый танец-битву. Итогом всего это становится всеобщий сбор детей, которые, перекатываясь, ползут по полу к своему учителю, мудрому из мудрых, образцу для подражания. Звучит афроамериканская магическая музыка, хоровое пение. Приятное уху игра металлофона, труб, синтезатора, барабанов-бонго, маракас и ещё чего-то экзотического. Светотени, игра теней и полутонов, из-за чего меняется пространство, которое перевоплощается во что-то новое. Очень органично получилось. Сюжет смотреть интересно, не скучно. Юные артисты завораживают своей игрой, своей пластикой и неординарными движениями. Это неописуемо по своей красоте! На такой спектакль я пошёл бы. Думаю, что даже не один раз. Судя по реакции зала, все вокруг были согласны с моим мнением. Зрители, не скрывая чувств, переживали за детей, как здоровых, так и с недугом. Видно было, что особенным детям нравится принимать участие в спектакле. Искренне всё. Чудесно! Признаюсь, в очередной раз восхищаюсь тем, какие у нас в Татарстане живут талантливые дети. Всех положили на лопатки, каждый по-своему.
Было вручение наград и грамот всем участникам эскиза “Нежность”. Конечно же, делали коллективные фотографии. Не без участия особенных детей поздравительная часть вечера с первой же минуты переросла в новое представление. С перформансом, с фантазией, с весельем. Особенно, когда стали раздавать большие цветы, а затем и сладости от ресторана “Тюбетей”. Эмоции зашкаливали, задев все фибры моей души. Энергетика такая, что не описать. Все обнимались, целовались. Сдерживая слёзы, родители радовались за своих детей и громко выкрикивали слова благодарности. Это было что-то, аж уши закладывало! Вот что театр с людьми делает!
                Рустем Рузинович Рахимов   
                г. Казань   09.06.23


Рецензии