Проявления психоделики в современной поэзии

   Авторы, втянутые в поэтическое творчество и в околотворческие дискуссии, нередко оказываются в психологической зависимости от него. Восприняв буквально тезис "ни дня без строчки", они испытывают своеобразный дискомфорт, если этих строчек не пишут. А, посещая разные поэтические сборища, мучаются, осознавая свой, пусть даже временный, творческий кризис. И вот тут, как чёрт из табакерки, выскакивает мысль о том, что кризис нужно преодолеть волевым путём и присоединиться таким образом ко всей пишущей братии.

   Но, как присоединиться, если достойных и интересных тем в голове нет, да и интуиция ничего тебе не подсказывает? Конечно, можно заняться переводами, или ещё чем, не требующим особой самостоятельности, например, ходить на тематические или технические конкурсы, и развивать своё умение таким образом. Однако, и чисто своё тоже хочется сочинить. И вот тут психоделика начинает предлагать свои услуги.

   Исходным пунктом литературной психоделики является суггестивное состояние. Состояние, полученное внушением со стороны, а в нашем случае – самовнушением. В психологической практике такое используется в сеансах психотерапии, а психоделика его использует для приведения автора в нехарактерное для него состояние. Исходя из этого, необычного для него состояния, автор и начинает творить.

   Например, он воображает себя убийцей, подползающим из леса к своим бывшим друзьям, которые его бросили, и он, посланец живущих в лесу хищников и ныне ставших его братьями и сёстрами, жаждет мести, а потом (непонятно почему) он отказывается от своих намерений и отползает обратно. И вся эта психология смакуется воображением. Однако автор оказывается, как говорится «соврамши», поскольку откуда ему знать реальную подоплёку аналогичных жизненных ситуаций? Автор выступает как чистой воды лицедей.

   Аналогичный приём психоделики используется в форме сгущения красок, нагнетания аффектов, вводящих автора в состояние истерии и даже психологического шока. Но зато такое читателем воспринимается на ура. Но опять же, автор оказывается «соврамши».
   Психоделическая практика пагубно сказывается на авторе. Он утрачивает способность писать нормально. То, что он писал прежде, ему кажется блёклым и скучным. Меняется и сама личность автора. Прекрасный пример этому Черубина де Габриак. Самая большая мистификация серебряного века https://dzen.ru/a/XshO5_AHESQ9n3I3
   Не уподобляйтесь ей, не старайтесь быть нервными дамами в полуобморочном состоянии. Если вы пишите про ржавые цепи, это уже симптом.
   
   Следующий приём повышения яркости текста, это введение в него античных или библейских персонажей. Скажем, пишите вы дождь в Москве, с натуры, с утопающей в воде маршруткой. И хорошая зарисовка получилась, лёгкая, акварельная. Но что-то в ней до «произведения искусства» не достаёт. И вот появляется Ной со своим ковчегом, или Хорон, перевозящий людей. Зачем? К чему? Это только кажется, что на некую философию или на связь времён тянет.

   Ещё пример. «Тварь ли я дрожащая» - цитата из Достоевского. А не пойти ли мне по его стопам? «Чурка ли я деревянная» - наколол пару строф с деревянными чурками, и поленница дров готова. Звучит прекрасно, и на что-то по философски намекает. А, в сущности, пустота. И никакого контекста вокруг нет. Красиво восклицать и развешивать стразы в пустоте - выигрышное дело. И многие им успешно занимаются.

   Ещё пример придумываемых стихов. Выискивая в подсознании самые эпатирующие читателя образы, такие, как «летящие по небу свиньи» - имеются в виду облака, автор дополняет их столь же достойными образами. Лёгкость сочинения необыкновенная, не надо думать, берите то, что погаже. Ваше мастерство и состоит в том, чтобы облечь получившееся в прекрасную поэтическую форму. Какое содержание?! Смеётесь, что ли? Читатель всё равно задумки автора не поймёт. Ему дан артефакт, пусть фантазирует сам.
   А чтобы совсем фантазия разыгралась, прочь из текста все запятые, точки и заглавные буквы заодно. Многоточия можете оставить. Они намекают.

   Ни в коем случае не надо писать гладко. Пишите, как рубите фарш, следите, чтобы обрубочки были разной длины, и покорявиятей, покорявистей. Корявистость свидетельствует о вашем неординарном поэтическом даре.

   Вот она какая, современная наша поэзия.
   А Вы что подумали?

__________
11.09.2024


Рецензии
здравствуйте, Геннадий. прочёл я вашу статью и переписку с Сергеем. вы оба каждый в своём правы. Сергей прав в том, что у графоманов скучные и бездарные стихи, а вы правы в том, что творческий человек, как и другие в чём-то ошибается. каждый понимает произведения по-своему. кому-то нравится "Чёрный Квадрат" Малеевича, а кто-то его не понимает. Маяковского сразу тоже со цветами не встречали. прошло время и он получил признание. кому-то стихи кажутся рубленными, а кому-то гладкими. я согласен с вами в том, что поэзия- это вещ, которой нужно учиться. не бывает так, что сразу всё получается. Сергей сказал верную вещ, что стихи своеобразная музыка, но вопрос в том, что хотел донести автор творения. таким образом, мы плавно переходим к вашей статье про психологию в поэзии. я от скуки, тоже написал несколько стихов, где фантазировал. я не чувствовал, воображаю ли себя кем-то из героев. это стих про короля расцвета и каролеву ночь и два стиха про шуточный карнавал. нормальный человек может выйти из этого состояния. это как актёр, который играет роль, а потом выходит из неё, но иногда ему приходится переходить из роли в роль из-за реакции общества. но это никак не означает, что тот артист плохой. один актёр в лагере "Орлёнок", где я тоже был в тот момент, это Александр Алешко, сказал, что настоящий артист должен выходить из роли, выключать радио. в этом смысле я с ним согласен. к вопросу о пунктуации и сюжетах. действительно, некоторые поэты не придерживаются правил русского языка. причины этому разные, но чаще всего они пытаются, как я понял из некоторых статей, создать загадочность. вы справедливо заметили, что когда поэт приплетает что-то в своём произведении, он должен правильно и чётко донести это до читателя. иначе он не всегда это поймёт. во всяком действе должен быть смысл, а не неразбериха. вы не переживаете, мы с вами спокойно дискутируем на эту тему, которая действительно необычная. поехали дальше. что касается конкурсов, то суде по отзывам о них- это чаще отмывание денег и несправедливость. я в них не принимаю никакого участия. имею ввиду наш сайт. и последнее. вы очень интересный человек. ваши исследования- это пробы и ошибки. то, что вы иногда можете ошибиться- это нормально. не ошибается тот, кто ничего не делает. я рад, что вы не одинок и у вас полноводная жизнь. вы принесли огромную пользу обществу. может быть ваши аппараты спасли много жизней. с уважением и теплом.

Сандр Иванов   26.08.2025 13:05     Заявить о нарушении
Спасибо, Саша! Действительно, возможности поэзии так велики, что каждый находит в ней то, что желает. Поэтому и трактовка её очень разная. Я начал писать стихи с той целью, чтобы осмыслить складывающуюся вокруг себя жизненную ситуацию. В этом плане написанное стихотворение может создать как бы зацепку, за которую в дальнейшем держишься.
С этой же целью - осмыслить, я иногда пишу экспромты на понравившееся мне стихотворение. Стараюсь подражать стилю автора и понять его особенности и, возможно, кое-что перенять.

Геннадий Маков   26.08.2025 22:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.