На концерте группы Juna
“Juna” (“Юна”) – современная татарская группа из города Казани, играющая в стиле инди-фолк и синти-поп. В группе собрался сложный творческий коллектив, который с трудом говорит на татарском языке, но может с лёгкостью на нём петь. Не правда ли, интересно? Все песни исполняются на стихи татарских поэтов, таких как: Габдулла Тукай, Йолдыз Миннулина, Луиза Янсуар, Эльмира Шарифуллина, Роберт Ахметзянов и Азат Миргаязов. Поют музыканты по-новому и особенно, и не так, как татарские эстрадные певцы. К тому же они играют на нетипичных для национальной музыки инструментах. У них нет баяна и гармошки-тальянки, курая, мандолины и кубыза. Признаюсь, я был очень заинтригован, когда об этом узнал. И при первой возможности решил сходить на их концерт группы “Juna”.
Пока шла подготовка к выступлению, на сцену вышли ведущие, которые вкратце рассказали о казанской группе “Juna”. В разные годы в зависимости от исполняемого репертуара её состав постоянно менялся. Сейчас в ней шесть человек. Это прежде всего лидер группы Ания Файзрахманова и её подруга Александра Мустафина. Далее идут Сергей Прокофьев, Ирина Лакота, Екатерина Ростова и Тимур Милюков. Как видно из имён и фамилий, группа интернациональная и их совместное творчество можно описать как волшебный инди-фолк с берегов Волги и Камы. Возникнув в 2014 году, за последние годы “Juna” успела поработать над саундтреками к спектаклям, выступив на одной сцене с известными на всю Россию музыкантами, - Борисом Гребенщиковым и Сергеем Летовым. Помимо этого, как сказали ведущие, “Juna” со своими выступлениями уже проехала полстраны. Постоянно занимающаяся саморазвитием, она участник многих музыкальных фестивалей и уже довольно известная группа в России и за рубежом. Все песни исполняются вживую и без фонограмм с использованием самозвучащих музыкальных инструментов. Например, бар чаймс или металлофон. Главную солистку группы Анию Файзрахманову сравнили с известной на весь мир исландской певицей Бьорк. Спорить не будем, так как в этом есть доля истины. Может быть, со временем начав сотрудничать с каким-нибудь западным продюсером или суперзвездой, она станет даже более популярной, чем Бьорк, так как пути Господни неисповедимы.
Наконец, музыкальное оборудование успешно настроили, и началось выступление группы “Juna”. Моё первое впечатление – это что-то космическое. Невероятное, непостижимое... Явно нетатарское, хотя песни исполнялись на татарском языке, а что-то из другого давно ушедшего мира. То ли булгарского или до булгарского. Когда зазвучала скрипка, а за ней флейта, перед моими глазами сразу пошли образы хлебных полей, величественных дубрав и бескрайних сосновых лесов. Я ощутил нежный запах озёрных лилий, пряный аромат скошенных трав. Это отголосок, частица души какого-то исчезнувшего племени, волею судьбы ставшего частью татарского народа. Как это Ание Файзрахмановой удалось передать, как она смогла подключиться к Небесам, считав информацию, я не знаю. Это чудо – настоящий дар Аллаха! Голос у ведущей солистки, как у ребёнка. Как капли дождя, как ручеёк - очень и очень приятный. Сначала поёт тихо и спокойно, а потом раз – и на более высокую ноту перешла. А потом ещё выше... Да и у других солисток вокал тоже на приличном уровне. Полутона красивые. Поют ровно, искренне, по нотам. Голоса переливаются, дополняя друг друга. Слушая музыку ветра, ощущение такое - будто в сказку попал. Мелодия необычная: с одной стороны, лёгкая и романтичная, а с другой - пугающие шумы, слишком громкие звуки и карканье ворон. Гоняя злых духов, колокольчик всегда звенел. Не музыка, а магия какая-то, ворожба, напоминающее пение лесных жриц или речных русалок. Романтично и чувственно. Что, конечно, понравилось зрителям, которые с восторгом аплодировали группе “Juna”. “Urman kyz”, “Yashel kuzlе”, “Galamnar”, “Aiterseng”, “Takhetle konen”, “Amanat”, “Tanyisyngmy”, “Ozatu”, “Irte”, “Ballu” - все 10 песен были встречены на ура. Краем уха я услышал, как кто-то из фанатов группы сказал: “Это не страшно, что татарский мон в песнях приглушённый. Главное – они не забывают своё прошлое и свой народ”.
Ание Файзрахманова поделилась секретом, как сочинили песню “Ballu” (“Ребёнок”). Оказывается, за основу были взяты песня “Ай, былбылым” и татарская колыбельная, где есть такие слова: “Спи-спи – тебя Бог убережёт”. “Чтобы песня отличалась, решили её сделать немного “страшненькой””, - сказала певица. Что тут скажешь, эксперимент прошёл удачно. Многое получилось и благодаря таланту Ание Файзрахмановой. Вроде такая маленькая, худенькая и в очках, а своим пением прямо за сердце взяла. Всю душу разбередила!
В конце своего выступления музыканты из группы “Juna” решили поэкспериментировать с песней “Irte” (“Утро”), написанной на слова Габдуллы Тукая. Подбирая мотив, на синтезаторе стали играть татарскую мелодию. Вначале зазвучала спокойная винтажная музыка с колокольчиком. А потом минуты через 2-3 запела Ание Файзрахманова. Бодро так, задорно. Голос был немного другой, техника пения изменилась, из-за чего песня получилась своеобразной и не похожей на предыдущие. Когда заиграла скрипка и одновременно с этим усилился звук колокольчиков, публика ответила на это громкой овацией. Укать стали. Далее пошла ни на что не похожая сплошная импровизация. Под конец музыканты вообще решили пошалить, включив на полную мощность “резкую пилу” и “кислоту”. Я бы не сказал, что в восторге от всего этого. Но всё равно впечатляет. Браво “Juna”! Спасибо!
Как только стихла музыка, раздались громкие аплодисменты. К сцене устремились поклонники с цветами. Успокаивая зрителей, с заключительным словом выступили ведущие, которые сказали, что после “Juna” впали за кулисами в транс и ещё не могут прийти в себя от этого чуда. Экая сила. Действительно музыка способна сделать человека другим и лучше. Тем более такая! Как хорошо, что у нас в Казани выступают такие талантливые музыкальные коллективы!
Рустем Рузинович Рахимов
г. Казань 12.03.2023
Свидетельство о публикации №124091006177