Iv-я лаборатория режиссёров tamga
25-го июня 2022 года в Татарском театре юного зрителя им. Г. Кариева успешно завершилась IV-я режиссёрская лаборатория “TAMGA”, посвящённая поэтическому слову в перформативном искусстве. Показав в абсолютно новом формате творчество татарских поэтов 20-го века – Габдуллы Тукая, Дэрдменда, Лябиба Лерона, Зульфата, Роберта Ахметзянова, Наиса Гамбарова и других, молодые российские режиссёры представили на суд зрителя три восхитительных театральных эскиза, ярких, интригующих и даже в чём-то шокирующих. Мне всё понравилось, и я очень надеюсь на то, что главный режиссёр Ренат Мирзахасанович Аюпов их в дальнейшем доведёт до ума, объединив в одно целое, и порадует нас новым спектаклем.
Как и в прошлые годы, куратором IV-ой режиссёрской лаборатории “TAMGA” был бессменный её руководитель Нияз Рауфович Игламов, известнейший в России и Татарстане театральный критик, талантливый преподаватель и идейный вдохновитель многих театральных проектов в городе Казани. С целью раскрытия потенциальных возможностей каждого из актёров “Татарского ТЮЗа” через пластику, музыку и визуальные метафоры им были созданы творческие тандемы: режиссёр-художник, режиссёр-композитор и режиссёр-хореограф. Для оценки результатов их творчества Нияз эфенди пригласил российских и татарстанских деятелей культуры, критиков и журналистов, среди которых наиболее значимыми персонами были поэт, секретарь Союза писателей России, депутат республиканского парламента 3-х созывов Ренат Харисов и эксперты в области театра - Жанна Зарецкая и Екатерина Рябова. Последние две произвели неизгладимое впечатление не только на актёров и коллег по цеху, но ещё и стали настоящим украшением IV-ой режиссёрской лаборатории “TAMGA”. Особенно Жанна Зарецкая – ну просто чудо женщина! Интеллектуальная, образованная, начитанная – никогда не встречал такой! Стараниями Нияза эфенди в этот раз значительно расширилась и аудитория лаборатории: посмотреть эскизы пришли студенты Казанского театрального колледжа, Государственного университета культуры и искусств, а также люди, лишь только недавно начавшие знакомиться с репертуаром “Татарского ТЮЗа”.
Творческие тандемы работали в трёх направлениях: “Познание”, “Исследование” и “Осознание”. Каждый показ эскиза завершался оживлёнными творческими обсуждениями, которые в зависимости от сценария проходили или в большом зале театра, или в малом, на втором этаже. В обсуждениях мог принять участие любой желающий, даже человек с улицы. По заведённой традиции главный режиссёр театра Ренат Аюпов занимал место зрителя, до поры до времени наблюдая за зрелищем со стороны, и первым всегда выступал куратор режиссёрской лаборатории “TAMGA” Нияз эфенди. Далее слово брали режиссёры театрального эскиза, художники, композиторы, хореографы и все, кто захотел. В самом конце, ознакомившись со всеми мнениями, выступали приехавшие из Москвы и Санкт-Петербурга театральные критики Жанна Зарецкая и Екатерина Рябова, слушать которых с превеликим удовольствием можно было бы целую вечность. Особенно об их восторженных впечатлениях по поводу мастерства татарстанских актёров, творческого самовыражения и новых видах авангардного искусства. Например, таких как перформанс и сюрреализм, где превалирует сплошная импровизация и где свой взгляд на существующую реальность. Исходя из этого, как я понял, все три эскиза достойны поощрения, но они ещё требуют окончательной доработки, чтобы стать полноценным материалом для спектаклей. Так что будущим гениям режиссуры – работать, работать и работать!
Не знаю, как другие, будучи творческим по своей натуре человеком на все три театральных эскиза я смотрел не по отдельности, а как на части единого целого. Ведь не просто так, один за другим, их показывал куратор Нияз Игламов в своей IV-й режиссёрской лаборатории “TAMGA”. Наверняка здесь должен быть какой-то умысел и тайный главный герой, который стал бы связующим звеном, объединив все части вместе. Например, маленькая девочка Амира – главная героиня первого эскиза “Познание”.
Режиссёром эскиза “Познание” была Лилия Ахметзянова, а художником – Алина Алимова. Очень приятные на лицо молодые женщины, симпатичные и креативные, которые с первой минуты своего показа меня, да и многих других, заставили удивиться. Потому что, когда занавес распахнулся, на сцену вышли не профессиональные актёры, а маленькая нарядная девочка, которая, ничего не говоря, стала жестами руки приглашать всех зрителей на сцену. Где, как оказалось, и должен был показываться театральный эскиз. В общем, режиссёр Лилия Ахметзянова развернула театр наоборот, заставив зрителей и актёров поменяться местами, до минимума приблизив их друг к другу. Представляете, до актёров даже можно было дотронуться рукой, почувствовать их дыхание и увидеть цвет горящих глаз! Соблазнительные хвостики и косички, простые по фасону платья, белые носочки… Это был шок! Заинтригованный таким поворот дел я замешкался, из-за чего свободный стул своевременно занять не смог и был вынужден весь спектакль стоять позади всех. О чём впоследствии нисколечко не пожалел, так как это оказалось самым лучшим по обзору местом. Да к тому же ещё и “безопасным”, подальше от большого мягкого ковра, ярких детских игрушек, куклы и зонтика. Иначе играющие счастливое детство 6 молодых актёров, из которых - 5 были очень прехорошенькими женщинами, тебя бы втянули в такой водоворот событий, что запросто можно было попасть в какой-нибудь смешной казус, не по своей воле став участником представления. Уж больно всё было провокационно в их игре, вызывающе, по-юношески эротично. Даже когда актёры, разыгрывая сцены детских игр с девочкой Амирой, читали стихи татарских классиков, качались на качелях, ловили мотылька или же лаяли собачкой. Ну и ну, такого от наших я не ожидал! Браво, великолепно!
Во время обсуждения, хотя эскиз “Познание” все оценили по достоинству, в адрес режиссёра театральными критиками почему-то было высказано немало замечаний. То это не так, то тут что-то не сделали и не так развернули видеопроектор. Мол, нет взаимосвязи между действующими лицами, идея до конца не продумана и ещё чего-то не хватает. Не знаю, как другим, мне же в первом эскизе всё понравилось. И сценарий, и сама постановка. Особенно актёрский состав, вернее его женская половина. Такие все ладные и миловидные – одна краше другой! Вот кого надо было в татарских фильмах снимать, а не бродяжку “Зулейху”, которая по сравнению с ними вообще бесцветная моль! Конечно же похвалю совсем ещё юную звёздочку “Татарского ТЮЗа” – девочку Амиру, сыгравшую в эскизе свою первую роль. Девочка очень улыбчивая, с шармом. Что удивительно, несмотря на свой юный возраст, - совершенно сцены не боится! Наверное, это заслуга её мамы, талантливой татарской актрисы.
После сорокаминутного перерыва нам показали второй эскиз IV-й режиссёрской лаборатории “TAMGA”, который назывался “Исследование”. Это было что-то – совершенно другой уровень! Ибо подобного исполнения стихов татарских поэтов я ещё никогда не видел! Потому что режиссёр Булат Минкин в союзе с композитором Ильнаром Файзутдиновым, умело сыграв на контрастах цвета и звука, создали очень яркое и запоминающееся зрелище. В основе сценария, как я понял, - это желание семи человек, двух мужчин и пяти женщин, петь песни на татарском языке. У кого-то из них от рождения есть вокальные данные и музыкальный слух, а кто-то вообще не умеет петь, фальшивит и давится, срывая дыхание на высоких нотах. Все они разные и разноплановые. Но они поют и каждый из них по-своему хорош. Очень красивые тона и полутона у контральто и меццо-сопрано. Настоящий татарский мон, глубокий, бархатный. Баритон у актёра превосходный, а тенор – так вообще потрясающий, как у Сергея Лемешева! Вместе у них получается довольно-таки странная, однако приятная на слух мелодия, гармоничная, умиротворяющая. Это очень не нравится босоногому звероподобному существу, который, громко стуча кулаками об стену, всеми способами хочет помешать им петь. Ревёт словно дикий медведь-шатун или павиан, человеческую речь не понимает - только жесты. Поначалу одна из актрис, играющая бойкую девушку, его несколько раз успокаивает и даже потом применяет силу, связывая скотчем руки. Но звероподобное существо, проявляя завидное упорство, продолжает шуметь. Со временем, выбившись из сил, он стало страдать, и тогда одна маленькая сердобольная актриса решила его пожалеть, сменив гнев на милость. Чудовище освободили от скотча и приласкали, что привело к крайне отрицательным последствиям: звероподобное существо сразу же показало свой дикий нрав. Гремя железной цепью и рыча, издавая нечленораздельные звуки, оно сначала победило лидера певцов, который в знак покорности лёг на землю, после чего подчинило своей воле всех остальных, “заразив” их звериной энергетикой. Один за другим актёры стали бить в железный бубен, скрести железкой большой таз, играть на думбыре, дуть в сорнай и хлестать плёткой. Получился набор раздражительных и резких звуков, пугающих и протяжных, переходящих со временем в какофонию. Ужас полный! Жесть, мрак! В результате чего все актёры, если не брать в расчёт одну худенькую девушку, начали по-обезьяньи безобразно кричать, словно соревнуясь между собой, кто из них больше павиан, шимпанзе или горилла. Прямо африканские джунгли в стране Конго! Я услышал такой силы и мощи вопли, что аж дыхание перехватило! Особенно, когда одна актриса, набрав полную грудь воздуха, смогла взять из ряда вон по своей животной красоте высокую ноту в три октавы, если не больше. С ума сойти, ну и чертовка! Но, как оказалось, это было ещё не всё: подгоняемые железной цепью звероподобного существа шесть актёров, выстроившись подвое, стали маршировать и выкрикивать по слогам татарские стихи, после чего спустились со сцены в зал, ещё более шокировав своим поведением публику. Лязг железной цепи, ритмично стучащие об пол женские каблуки, громкие переходящие на крик слова – это был настоящий балаган! Показывая себя с самой плохой стороны, все актёры участвовали в нём, кроме одной худенькой девушки, оставшейся на сцене в гордом одиночестве. Когда звероподобное существо попыталось и её подчинить себе, заставив маршировать вместе со всеми, она оказала ему достойный отпор. С виду хрупкой и беспомощной, ей даже удалось привести в чувство и остальных актёров, которые, как и прежде, стали петь песни на татарском языке. Конечно же, подобную концовку зрительный зал встретил громкими аплодисментами, долго не отпуская артистов со сцены.
Как и ожидалось, слишком много критики в адрес театрального эскиза “Исследование” на IV-й режиссёрской лаборатории “TAMGA” не было. Высказывая лишь небольшие замечания, в основном режиссёра и композитора все хвалили. Спрашивали, только об идее написания сценария и трудностях работы с новым коллективом, потому что на заучивание текста, постановку эскиза и вживание в роль было выделено всего 5 дней. Понравился макияж и подбор костюмов. Где такие шикарные платья для актрис доставали, серёжки и туфли? Далее, конечно же, стали хвалить актёров за их мастерство и вокальные данные, которые по сравнению с прошлой лабораторией улучшились в разы. Кто-то из зрителей пошутил, что теперь на базе “Татарского ТЮЗа” можно создавать сводный хор. Ведь какие голоса пропадают! Потом ставили всем в пример куратора Нияза Игламова и его IV-ю режиссёрскую лабораторию “TAMGA”. Если так пойдёт, то скоро во всех театрах Татарстана будут проводиться подобные эксперименты. Появятся новые темы и новые жанры, которые с Божьей помощью заметно оживят культурную жизнь Казани, превратив его в самый популярный город России. Я тоже с этим соглашусь, так как всё вокруг должно развиваться, самосовершенствоваться и не стоять на месте. Ибо застой губителен, не только в производстве и науке, но и в искусстве. Особенно, когда родная Россия ведёт войну с мировым злом, спасая нас от метастаз фашизма и неонацизма, нашедших благодатную почву на земле Украины, где под запретом иное мнение, история и культура соседних народов.
Во время перерыва перед показом третьего эскиза “Осознание” куратор IV-й режиссёрской лаборатории “TAMGA” Нияз Игламов сделал объявление, попросив зрителей и гостей из России, плохо знающих татарский язык, обязательно взять наушники для синхронного перевода речи. Это нужно для того чтобы лучше почувствовать особенности национального театрального искусства, потому что в основу показа заключительного эскиза лёг философский Метод деконструкции, разработанный Жаком Деррида, известным философом конца XX-го века, новатором в области разрушения стереотипов, который имел свой взгляд на просвещение, науку и прогресс. Будучи человеком с активной жизненной позицией он подвергался критике со всех сторон, преследовался за своё еврейское происхождение и сидел одно время в тюрьме, так как какое общество или диктатор позволит бунтарям воплощать в жизнь Метод деконструкции, выставляя на всеобщее обсуждение секреты государственного устройства и тайные пороки обладающих властью людей. Никто больно не разрешит интерпретировать на свой лад и политические события, разве только где-то поделиться своими переживаниями со зрителем.
Что тут скажешь, своей неординарной трактовкой творчества татарского поэта Дэрдменда режиссёрам Родиону Сабирову и Ангелине Миграновой совместно с хореографом Анастасией Ребкало действительно удалось произвести впечатление на публику. Показав перформанс из 8-ми композиций, они удивили так удивили! И не только тем, что нас опять пригласили подняться на сцену, чтобы быть поближе к актёрам. Просто потому, что после первых двух театральных эскизов, богатых на эмоции, на яркие цветовые контрасты и динамизм, мы вообще не ожидали увидеть тёмно-серый фон с небольшим прямоугольным просветом, в который один за другим, словно сделать фотографию для картотеки полицейского управления, становились босоногие актёры, исполняющие приказы режиссёра. “Повернитесь в фас, ноги на ширине плеч, носки ступней разверните под 30 градусов. После этого расслабьте сустав правой ноги”, - командным голосом говорил он, будто читая указ царя Петра I-го о том, что “подчинённый перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство”. Смех сквозь слёзы! Далее на экране появлялись строки стихотворения “Зимние дни”, написанные в далёком 1908 году: “Иелде ботаклар, карлар асылды, тагълар, болаклар… (Склонились ветки, свесились снега, горы, ручьи…)”. И так каждую композицию, первую, вторую, третью, четвёртую... Отличие было лишь только в том, что менялись актёры, парни и девушки. Потом двигалось расположение строк стихотворения на экране. Да ещё театральный дым становился то лёгким, то тяжёлым, плотным и густым, обволакивая всё вокруг. Это очень напрягало, так как хотелось увидеть энергичную игру актёров, а ничего по большому счёту не происходило. Что это такое и почему зрителям показывают подобные вещи, никто не понимал. Неужели так изображают зиму, злой ветер, изморозь и туман? А где ожидаемая хореография и танцы? Неужели мировое зло победило и это преддверие всеобщего коллапса? Похоже, что да, раз актёры играют унылых бедолаг, у которых даже нет сил танцевать. Из-за этого кто-то из зрителей утрачивал интерес к происходящему и начинал ёрзать на стуле. Кто-то, шокированный увиденным, зашуршал театральной программкой. Кто-то стал зевать, кто-то затряс от неудовольствия ногой. Послышался тихий истерический смех. А главный режиссёр “Татарского ТЮЗа” Ренат Аюпов так вообще покинул представление, воспользовавшись удобным случаем. Когда на 8-ой композиции актёры перестали становиться в прямоугольный просвет и остались только поэтические строки на стене, после чего всё разом исчезло, зрительный зал с облегчением вздохнул, встретив данный факт громкими аплодисментами.
Сознаюсь сразу, что я ещё долго находился под впечатлением после увиденного. О, Аллах, прости меня, неужели это такой татарский перформанс? Вот совершенно ни на что не похоже! Это не Пётр Павленский и не Олег Кулик? Даже не “Бомбилы” и не группа “Война”? Какая-то загадка со странным алгоритмом действия, расшифровать который могут только посвящённые. Занятый своими мыслями и переживаниями, я даже “выпал из реальности”. Поэтому обсуждение третьего эскиза IV-й режиссёрской лаборатории “TAMGA” по большому счёту прошло мимо моих ушей. Однако отмечу, что ни я один находился в подобном состоянии – почти весь зал! Если бы не Жанна Зарецкая, разбудившая зрителей своим очаровательным голосом и начавшая расхвалить авторов эскиза, мы бы ещё долго приходили в себя. Говорила она очень интересно, аж все заслушались! О свободе самовыражения художников без правил игры, о тексте в определённой ритмике образа картин, о попытке вербального восприятия, когда зрителю надо что-то додумывать и размышлять, познакомившись с новым произведением. Не забыла Жанна Зарецкая уделить внимание и творчеству Жака Деррида, о котором могла бы говорить целую вечность. Как он отстаивал во Франции свою философию, борясь с косностью людей и общепринятыми штампами. Как тормошил привыкших к комфорту жителей Швейцарии, заставив их отказаться от размеренной жизни и участвовать в своих проектах.
Со своим мнением, наконец-то, выступил главный режиссёр “Татарского ТЮЗа” Ренат Мирзахасанович Аюпов, который был немногословен. Никакой из трёх показанных эскизов ему не понравился, так как они мало подходят для детского и подросткового репертуара. “Надо многое изменять и дорабатывать, чтобы юный зритель, не особо искушённый в перформативном искусстве, всё это правильно понял. Поэтому будем ждать следующего года, надеюсь, что он будет более результативным”, - сказал он. Услышанное многих огорчило: было жаль затраченного труда участников конкурса и прежде всего актёров, выложившихся на все 100%. Зачем тогда огород городили и столько сил затрачивали, остановившись на полпути? Сделаю предположение, что это не окончательное решение главного режиссёра и с появлением какого-нибудь мецената-театрала оно скоро изменится, ведь помимо детей спектакль могут посмотреть и взрослые люди. Например, военные, отправляющиеся на войну с неонацизмом, чтобы они ещё безжалостней громили врага.
Закончилась IV-я режиссёрская лаборатория “TAMGA” вручением дипломов и памятных подарков всем участникам театральных эскизов. Делали селфи на память, обнимались, целовались и говорили хорошие слова, желая коллегам по цеху новых “счастливых” пьес и курортных гастрольных туров. Смотрины детей из актёрских семей провели, поочерёдно поднимаясь с малышами на сцену. Всё было очень трогательно, мило, душевно и красиво, аж не хотелось уходить домой! И я не ушёл с другими зрителями, оставшись на прощание с актёрами театра, которые после общей фотографии устроили ещё братский круг с целью проведения специального обряда. Наблюдая за ним со стороны, когда парни и девушки обнимают друг друга за плечи и талию, говоря какие-то заклинания, а в центре их круга находится фотограф, непрерывно ведущий фотосъёмку, я невольно сам почувствовал себя частью этого театрального таинства. В моей голове появилось столько фантазий и идей, что захотелось побывать на V-ой режиссёрской лаборатории, чтобы окунуться вновь в таинственный мир татарского авангардного искусства. Авось к тому времени война закончится, да и мир станет другим, не таким зашоренным как сейчас.
Рустем Рузинович Рахимов
г. Казань 15.07.2022
Свидетельство о публикации №124091006145