Пресс-показ спектакля Омут
25 января 2024 года на сцене Казанского ТЮЗа состоялся пресс-показ спектакля “Омут”, который был поставлен по пьесе Александра Николаевича Островского “Гроза”. Режиссёр спектакля Радион Букаев, драматург Ирина Васьковская, композитор Булат Абдуллин, художник Альберт Нестеров, хореографы Марсель и Мария Нуриевы, художник по свету Евгений Ганзбург. Помощник режиссёра Ирина Калинина. Жанр спектакля “мистическая драма”. Продолжительность 130 минут, 2 действия с антрактом. Возрастной ценз “16+”. Что тут скажешь, “Омут” для меня оказался приятным сюрпризом. Красивый спектакль. Удивительный, зрелищный, с приятным “послевкусием”. Шедевр! Давно я таких постановок в Казани не видел. Браво драматургу, режиссёру и его команде. Вы – высший уровень!
Не скрою, что, получив приглашение на пресс-показ, я к спектаклю “Омут” совершенно не готовился, никаких справок о нём не наводил и даже театральную программку не раскрыл. Одного анонса на сайте Казанского ТЮЗа мне оказалось достаточно, чтобы, не раздумывая, отложить в сторону все свои дела и пойти на спектакль. Столько занятых в нём знаменитых артистов, мэтров! Надежда Кочнева и Галина Юрченко, Михаил Меркушин и Роман Ерыгин, Сергей Мосейко, Алексей Зильбер. Когда их ещё вместе на одной сцене увидишь! Наверное, это будет незабываемое зрелище и что-то интересное. И надо же в своих предположениях я не ошибся, потому что на спектакле “Омут” было не просто интересно, а очень и очень интересно. И не только благодаря народным и заслуженным артистам Республики Татарстан, показавшим себя с самой лучшей стороны, а ещё и актёрскому мастерству их более молодых коллег, таких как Виталий Дмитриев, Дарья Бакшеева и Полина Малых. Красивые спортивные фигуры, акробатические прыжки-кувырки, молодая энергия и задор заметно оживили до того тихий “Омут”, расшевелили и подняли “со дна самых глубоких ям” человеческой души всех “чертей”. О, как они полезли в разные стороны! Это было незабываемо. Браво артисты!
Спектакль “Омут” - это новое прочтение бессмертного произведения А.Н. Островского “Гроза”, написанного в далёком 1859 году. С той поры много воды утекло, многое в России изменилось. Остались прежними только людские страсти, их слабости и недостатки. И теперь вместо реки Волги и города Калинова на сцене мы увидели большую коммунальную кухню, в которой главные герои спектакля, превратив в это в определённый ритуал, собираются вместе, чтобы попить чай, легко перекусить, принять “лечебные” сеансы и заодно поделиться новостями. Кухня – это отображение их внутреннего мира, противоречивого и алчного, и в ней присутствует много вещей из царского времени, периода советской власти и наших дней. Например, выложенный из кафельной плитки в шахматном порядке пол – такие были в моде при императоре Петре I и его потомках, а украшающая навесной шкафчик звезда явно из времён СССР. Кухня белая, светлая и вызывающая положительные эмоции, но какая-то странная, если приглядеться к ней повнимательнее. У неё не по центру потолка и с заметным смещением висит люстра, что довольно-таки редкое явление в российских домах. Потом на самом видном месте рядом с современными стиральными машинами стоит допотопная “стиралка” “Волга-8”, которую выпускали в советский “застой” при генсеке Л.И. Брежневе. В ней точно уже давно не стирают грязные вещи. Но тогда для чего она здесь? Почему её не выбрасывают на помойку? Потом ещё к костюмам артистов у меня возникли вопросы. Вроде по пьесе А.Н. Островского действие происходит жарким летом перед грозой, а тут – бархатный костюм, шерстяные свитера, жакеты, кепки, фуражки, а на ногах тёплые кроссовки и полуботинки. К тому же в одежде в качестве украшений много мелких деталей, по моему мнению, очень похожих на искрящиеся снежинки снега, льдинки и золотистую новогоднюю мишуру. Под действием электрического света, переливаясь и сверкая, мелкие кусочки “льда” присутствуют и в интерьере кухни. Особенно они красивы там, где хрустальная и натёртая до блеска металлическая посуда. Не правда ли, странно, лето с грозой и одновременно снежинки со льдом? Сплошные загадки и ребусы, заставляющие зрителя думать, включать собственную фантазию и, сопоставляя факты, постоянно быть в напряжении в поисках ответа. Однако этим и интересен “Омут” как спектакль. Он увлекателен и захватывающ, мистичен, особенно в конце первого и во втором акте, когда события во круг главной героини - Катерины развиваются с динамической прогрессией.
“Омут” мне понравился с первой же минуты представления. Оригинальное и интригующее начало спектакля. Вы удивитесь, для многих зрителей-везунчиков оно началось не после третьего звонка, как это обычно бывает во всех театрах, а как только раскрылись двери в зрительный зал. Потому что на сцене, сидя за купеческим столом, уже была артистка Дарья Бакшеева, которая с невозмутимым видом, совершенно не обращая ни на кого внимания, что-то писала в тетрадке. Такая вся нарядная, в русском кокошнике из речного жемчуга, в роскошном парчовом сарафане с серебряными и жемчужными узорами. Беленькая, приятная, немного холодноватая и очень похожая на Снегурочку. А какая косичка, реснички длинные! У меня и не только у меня возникло ощущение, что до этого здесь, наверное, репетировали новую версию с её участием спектакля “Людмила и Руслан” и она, дописав текст, скоро уйдёт. Но Дарья Бакшеева не ушла со сцены ни после первого звонка, ни после второго, а после третьего вообще начала играть и больно обожгла руку об огонь. Как оказалось, это был специальный режиссёрский ход Радиона Букаева, чтобы удивить и немного обескуражить зрителей. Потому что пришедшие раньше люди увидели одно, а занявшие свои места позже всех – совершенно другие вещи.
В отличие от пьесы “Гроза” Островского, где, если мне не изменяет память, 11-13 актёров, в спектакле же “Омут” всего девять ролей. Это главная героиня Катерина, бедная девушка из сиротского приюта, вышедшая замуж по расчёту, и её муж Тихон, слабохарактерный мужчина с неустойчивой психикой и странностями в голове, от которых он ищет спасение в религии. Это свекровь главной героини - Марфа Игнатьевна, богатая вдова с властным характером, привыкшая командовать в доме и всех наставлять, часто использующая в своей речи поучительные поговорки, такие как: “Порядок от Бога, а смятение от лукавого” или “Всё богатство от Бога, а остальное - мы сами возьмём”. Однако и на старуху бывает проруха, потому что дети всё никак не могут обрадовать её рождением наследника. Почему? Потому, что, как оказалось впоследствии, невестка Катерина не любит её сына Тихона и тайно делает искусственное прерывание беременности, категорически отказываясь рожать от него ребёнка. Далее четвёртая роль - это брат свекрови – дядя-олигарх Савёл Прокофьевич, пожилой мужчина, хитрый, цепкий и расчётливый, который, несмотря на свой почтенный возраст может утереть нос не только обанкротившемуся племяннику Борису, но и людям, наделённым большой властью. Баловень судьбы, он всегда впереди всех и всегда “на коне”. Однако жизненный опыт и деловые качества не спасают Савёла Прокофьевича и его старшую сестру Марфу Игнатьевну от ловких манипуляций тронувшегося умом изобретателя Кулигина, который, проводя смертельно опасные эксперименты, во время своих “лечебных” сеансов использует их как подопытных кроликов. Или, к примеру, распространительница “лекарственных” снадобий и косметических средств старушка-мошенница Марфуша – она так вертит Марфой Игнатьевной, вешая ей лапшу на уши, словно та маленькая безграмотная девчонка. Ведь к каждому человеку можно подобрать свой ключик, тем более к жадному, самоуверенному и напыщенному. Затем жертвой обмана становится главная героиня Катерина, ни один год мечтающая о большой любви, чем сразу же воспользовался в корыстных целях Борис, выманив льстивыми словами у неё документы, компрометирующие Савёла Прокофьевича. Мошенникам трудно использовать в своих целых лишь только вечно пьяного парня Кудряша, буяна и хулигана, который, допившись до чёртиков, в конце спектакля “Омут” всё-таки берётся ум. А вот девятая по счёту героиня Варвара никому в коммунальной кухне вообще не по зубам. Ни Савёлу Прокофьевичу, ни мастеру на все руки Кулигину, ни тем более обманщице Феклуше, потому что она бестелесное существо из потустороннего мира, что-то вроде “барабашки”-полтергейста, который шумит, пугает и не живёт спокойно, при каждом удобном случае издеваясь над греховными людьми. Прежде всего над Марфой Игнатьевной, как укор ей, за то, что та давным-давно тайно убила свою маленькую дочь. А вот к главной героине Катерине у неё совершенно другое отношение. С виду она её любит, жалеет, но и шаг за шагом подталкивает к пропасти. Ибо на то она и нечистая сила, чтобы сбивать людей с истинного пути!
По моему мнению, “Омут” – не просто “мистическая драма”, это сказка для взрослых. К тому же очень интересная и захватывающая. Смотришь её, затаив дыхание. С удовольствием, с наслаждением. Что ни действие – сплошные загадки и вопросы. Причём такие, где зрителю, чтобы их разгадать, надо проявлять фантазию и что-то додумывать. Ибо у каждого актёра в спектакле своя история и свой “омут”, который затягивает и мешает дышать полной грудью, вызывая судороги ног и рук. Для меня так и осталось загадкой, что за общество собирается на коммунальной кухне. Вроде они разговаривают между собой на русском языке, но по своей ментальности и образу поведения их к истинно русским людям причислить трудно. Какие-то они искусственные – “сборная солянка”, не то волжские булгары, родства своего не помнящие, не то тайные черемисы-язычники или обрусевшие вотяки, очень подходящие под понятие “российский человек”. Сказочные берендейцы что ли? В каждом их слове и действиях притворство и фальшь. Гордыня! Во-первых, на кухне нигде нет православных икон и другой религиозной атрибутики. Представляете, даже намёка на них нет! Во-вторых, никто из людей не молится и не осеняет себя крестным знамением, хотя все много говорят о Боге. Но кто их Бог? Если сопоставить все факты, по моему мнению, это деньги и власть – основные признаки язычества. Само присутствие в их доме нечистой силы в лице злого полтергейста Варвары, попросту чёрта, которого десятилетиями не изгоняют с помощью церковных молитв, а стараются жить с ним в согласии, говорит о том, что все герои в спектакле “Омут” являются тайными или явными язычниками. Сделаю предположение, что и с виду религиозный Тихон тоже из их числа. Первое, потому что у него нет нательного креста. Второе, он вместе со всеми боится грозы, так и замирает, когда гремит гром. К тому же по русской православной традиции муж всегда смотрит на Бога, а жена на мужа. Интересно знать, на кого “смотрел” во время своих молитв Тихон, если его жена Катерина выбрала себе в лучшие друзья “барабашку” Варвару. Уж точно не на Создателя, Великого и Всемогущего!
Повторюсь ещё раз, что в спектакле “Омут” всего девять ролей. Но по какому-то трудно объяснимому обстоятельству это число не кратно трём, хотя все герои драмы по замыслу режиссёра разбиты по три человека. Например, Тихон, Катерина и Борис или Варвара, Кулигин и Феклуша. Потому, что кто-то третий по мере развития событий, как бы, “выпадает” из предназначенной ему роли или же эволюционирует, в результате чего вроде бы сплочённая “тройка” превращается в “двойку”, а потом и в “единицу”, когда брошенная всеми Катерина остаётся одна со своими проблемами. А затем в самом конце спектакля “единица” вдруг обретает себе пару и, о чудо, перерождается в “четвёрку”! И к гадалке ходить не надо, что эта “четвёрка” через месяц-другой станет “пятёркой”, так как главная героиня Катерина беременна. То ли от мужа Тихона, что маловероятно, то ли от Бориса... Неизвестно. И надо же, пойдя на компромисс, все рады будущему ребёнку. И Савёл Прокофьевич, и Марфа Игнатьевна, и Кудряш. А почему он, когда Кулигин и Тихон стоят в стороне? Вот такие метаморфозы преподносит “Омут”. Замечательный спектакль! Да и артисты, достойные восхищения!
Народные артисты РТ Михаил Меркушин и Надежда Кочнева, сыгравшие Савёла Прокофьевича и Марфу Игнатьевну, безусловно, украшение спектакля “Омут”. Великолепная игра, полное вживание в образ. Как бы не складывались обстоятельства, они всегда оставались сами собой. Несмотря на разницу в возрасте, артисты друг друга дополняют и прекрасно смотрятся вместе. Нет никакого диссонанса в образах и разнобоя. Ничего не выбивается, словно Михаил Меркушин и Надежда Кочнева в жизни такие же, как и на сцене. Он командир №1, а она - №2. На сцене я увидел дружных родственников, старшую сестру и брата, уважительно относящихся друг к другу. Они крепкие хозяева, у которых всегда дома порядок, основанный на законах домостроя. Не ошибусь, высказав мысль, что именно благодаря Савёлу Прокофьевичу и Марфе Игнатьевне коммунальная кухня выглядит очень стильно и вызывает приятное впечатление. И не беда, что в их большом трёхэтажном доме, по словам главной героини Катерины, где-то там холодно, сквозняки и сыро, потому что течёт крыша. Главное – жизнь удалась, им уютно и есть место, где можно отдохнуть телом и душой. А если молодым это не нравится, то это их проблемы! Со временем придёт и их время “пить кровь”. Противостояние отцов и детей не перерастает в грандиозный конфликт, так как всё подавляется сразу на корню. Жестоко, но справедливо, потому что слабые и бесполезные тут никому не нужны. Неспособный к семейной жизни Тихон отправляется в монастырь, а лишённый финансового чутья и деловой хватки - Борис в Сибирь. Только Катерина, доказавшая свою полезность, занимает достойное место в их семье. Перебесившись в своём “омуте”, думаю, она будет продолжателем традиций не только Марфы Игнатьевны, но и самого Савёла Прокофьевича.
Другое украшение спектакля “Омут” – это артистки Дарья Бакшеева и Полина Малых. Роли: Катерина и Варвара. Пара не только невероятно талантливая и красивая, но какая-то трудно просчитываемая, непонятная и таинственная. Глядя на них, как они “зажигают” и “мутят свой омут”, веселятся и любят друг друга, у меня постоянно возникало чувство, что ими вертит бес. Чертовщина во всём. В игре, в голосе, интонации и пластике тела. Ещё не знаю в чём, так как всё не углядишь. Вроде Дарья Бакшеева старше, опытнее и должна верховодить, однако невооружённым глазом видно, что главная здесь Полина Малых, которая задаёт вектор направления движения. Если честно, то я её в новом образе с первого раза даже не узнал. Если бы не провокационный стиль поведения и неприкрытая сексуальность, то подумал бы, что в Казанском ТЮЗе появилась новая артистка. О, как она, перевоплотившись в “барабашку” Варвару, кувыркалась на столах! Настоящая ведьма, метлы только нет! А в след за ней, не боясь разбиться, прыгала со стола на стол Дарья Бакшеева. Легко так, невесомо, словно она птица с крыльями. Вот так и летала! От плаксивости в голосе не осталось и следа, полностью преобразилась, скинув с себя все сковавшие её путы. Получился совершенно новый образ Катерины из пьесы А.Н. Островского “Гроза”. Взбунтовавшаяся тихоня. Дарья Бакшеева - актриса неповторимая, эксклюзивная, сочетающая в себе много качеств. Нежность, чувствительность, детская ранимость и одновременно с этим твёрдость характера, напор, умение постоять за себя в самой безвыходной ситуации. Эдакая сказочная героиня, способная жить в параллельных мирах. Золото, а не женщина!
Следующая пара – народная артистка РТ Галина Юрченко и заслуженный артист РТ Алексей Зильбер. Их роли: Феклуша и Кудряш. В спектакле “Омут” они никак не взаимодействуют, но всегда упорны в достижении своих целей. Схватив рыбу за жабры, будь то карась или щука, никогда их не выпустят, поэтому я их и поставил вместе. У каждого своя методика ловли “на живца”. Первая героиня – Феклуша действует обманом и лестью, терпеливо ожидая, когда жертва заглотнёт крючок поглубже, чтобы при случае не сорвалась. У Галины Юрченко получился “вкусный” образ, клубнично-конфетный. Новогодний даже. Появившись ниоткуда, она мне почему-то напомнила сказочную фею. Нет, бабушку – фейерверк! В отличие от Феклуши вечно пьяный Кудряш сложных комбинаций по обману жителей коммунальной кухни не выдумывает, тактичность проявляет редко и “звездиться” по-своему: грубит, зубоскалит, всегда и везде идёт напролом. Когда у него заканчиваются деньги на опохмел, он агрессивен и зол, и ему под руку лучше не попадаться. Оттого поначалу ловит лишь только мелочь. Но после того, как “барабашка” Варвара попыталась его влюбить в себя, провернув с ним туже историю, что и с Катериной, Кудряш идти на дно “омута” не захотел и вырвался на свободу. После этого стал совсем другим человеком. Спасителем главной героини. Вы удивитесь, но на Кудряша я сразу обратил внимание, когда он только появился перед зрителями на сцене. Такой горячий парень, прямой, понятный и “с запахом” с одной стороны, а с другой – почему-то беленький и чистенький, что при его запойном образе жизни довольно-таки странная вещь. Как удалось Алексею Зильберу добиться того, чтобы все поверили в достоверность его образа, я не знаю. Наверное, это великое актёрское мастерство.
А вот из народных артистов РТ Сергея Мосейко и Романа Ерыгина, сыгравших соответственно роли Бориса и Кулигина, у меня пары не получилось. Всё оттого, что я прибавил к ним в компанию Тихона. Эту роль сыграл талантливый артист Виталий Дмитриев. У всех трёх артистов, по моему мнению, роли “на сопротивление”, потому что в таком виде я их в Казанском ТЮЗе никогда не видел. Получилась “тройка чудаков”, состоящая из банкрота-шантажиста, чокнутого изобретателя и “рогатого” мужа. Всех их объединяют неудачи в делах и неспособность нормальным образом обустроить свою личную жизнь. Конечно же, каждый из них пытается любым способом вырваться из своего незавидного положения. Например, чтобы напустить на себя важность, Борис занимается демагогией, осуждающей деторождение, и рядится в яркие экзотические одежды, в которых до смешного похож на павлина или попугая. Мастер Кулигин выдумывает новые приборы и методы “лечения” электромагнитными волнами, а вот Тихон ушёл с головой в религию. У каждого у них своя ирония самолюбования и самоутверждения. Как вы сами понимаете, ничего путного у них не выходит. Бориса обманывает Савёл Прокофьевич, подсунув ему вместо многомиллионного наследства полуразрушенный завод с собакой. Кулигин как был изобретателем-самоучкой, третьим лицом в кухонной иерархии по мытью рук перед чаепитием, так им и остался. Тихон же, не в силах пережить измену жены Катерины, вообще ушёл в монастырь. И Борис, и Кулигин, и Тихон по своей роли не являются отрицательными героями, но и к положительным в полной мере их причислить нельзя. Они все не по своей воле заложники и жертвы сложившихся обстоятельств. Так уж на роду написано. Однако без “тройки чудаков” спектакль “Омут” не был бы в полной мере таким занимательным и интересным. Бесподобная игра артистов. Великолепная!
“Гроза” у А.Н. Островского заканчивается трагически, потому что главная героиня Катерина гибнет, сбросившись с обрыва в Волгу, а вот в спектакле “Омут” она остаётся жить – реки же поблизости нет. Кругом ведь одни раритеты из прошлых времён и непригодные для нанесения увечий вещи. Не жечь же себя по частям у современной газовой плиты и не вешаться на люстре! Бедной женщине пришлось проявлять выдумку, чтобы более-менее безболезненным методом покончить жизнь самоубийством. Только теперь до меня дошло, почему на самом видном месте в коммунальной квартире стоит допотопная “стиралка” “Волга-8”, в которой от отчаяния и стала топиться Катерина. И утопилась бы, если бы не внезапно появившийся Кудряш, силой вытащивший её из воды. Впечатляющая по накалу страстей сцена, как и многие другие в спектакле, к примеру, когда Тихон устроил душераздирающую истерику своей матери Марфе Игнатьевне. А тут после этого вдобавок ко всему случился бунт главной героини Катерины, который, надо же, дал свой результат: вместе с мужем подальше от людской молвы её отправляют на моления в монастырь. Возвращается домой она уже на последних сроках беременности и одна, заняв место в одном ряду с Савёлом Прокофьевичем и Марфой Игнатьевной. Рядом с ней за столом вместо мужа сидит Кудряш в новом костюме. Все остальные герои находятся поодаль и смотрят на Катерину с нескрываемым удивлением. От кого у неё ребёнок? Почему она с Кудряшом и что будет дальше? Ответы на эти вопросы спектакль “Омут” не даёт, и зрителям, проявив фантазию, надо самим докопаться до правды. А смыл её в том, как я думаю, что по законам мироздания жизнь и любовь всегда побеждают.
Спектакль “Омут” я смотрел на одном дыхании и с удовольствием. Восторг полный! Замечательные артисты. Красивые костюмы и декорации. Масса привлекающих глаз деталей, от больших до совсем микроскопических. Только ради них, чтобы полюбоваться мастерством человеческого гения, можно сходить на представление. Побывать в Казанском ТЮЗе ни один раз, потому что “Омут” действительно затягивает и оставляет о себе неизгладимые впечатления. Особенно его музыка, характер повествования, эмоциональный настрой и световые спецэффекты. Никаких изъянов в спектакле я не увидел и ставлю ему самую высокую оценку. Режиссёру Радиону Букаеву большая благодарность. Вы, превзойдя все мои ожидания, не зря старались!
Рустем Рузинович Рахимов
г. Казань 12.02.2023
Свидетельство о публикации №124091005975