Пожаром охры льётся свет зари

Литературная статья к Венку сонетов
Олега Гаценко «Прошедший день».

http://stihi.ru/2023/09/07/2284


«Прошедший день» –  значит, минувший, вчерашний. Чем и почему так запомнился день, что слово «прошедший» вошло в название?
Смысловой наполненностью, разнообразием событий, ярким и красочным праздником? Жизнь била ключом?

Нет, по прочтении видим: в Венке сонетов поднята непростая тема, она раскрывает события, в которых «буйно издевается над нашей мудростью война»*. Идёт напряжённая, тяжёлая военная работа. На передовой линии – настоящие  мужчины. Идёт борьба за свободу, правду, добрый и справедливый мир без фашизма, нацизма – без бандеровщины, по чьей вине:

Прошедший день, пропахший стойкой гарью,
обрушил небо взрывами ракет,
и мир ослеп, и мира больше нет,
и льётся боль…

Потери, страдания, скорбь. Первыми погибли мирные люди, дети, старики, женщины. Нет солнечного дня, многие детские жизни – под крестами. Тяжёлое, бесконечной глубины горе, посеяли враги, что
 
летящий над землёй безумный  демон
стальное солнце уронил в песок.

Сам демон поражён жестокостью нелюдей, убивающих юный народ, будущее своей страны. Или это не их страна и чужой народ? А может быть, завтра будет по-другому, всё изменится? Именно эта мысль пульсирует во время чтения сонетов в Венке. Прямо скажу, произведение не для среднего ума и не для слабонервных. Но ключик к разгадке, вернее, «клубочек» к тропочке размышления, к поиску, автор дал.

Вновь "день сурка", сегодня, как вчера
прошедший день, пропахший стойкой гарью.

Вот почему в названии Венка сонетов, для пятнадцати его сонетов, взято слово «прошедший»: новый день настанет, но он повторит предыдущий, и человек будет втянут в те же события. Ему, как сурку, остается только подчиниться обстоятельствам. Постоянный день сурка: накормить, помыть, убрать, приготовить. Именно в этом значении, День Сурка — это своего рода, временная петля. Жизнь человека, природа, попадая во временную петлю, вновь и вновь переживают один и тот же день. Люди реагируют, у них меняются настроение и состояние, но под  не-из-мен-ным:  под повторяющимися взрывами, бомбёжкой, гарью, дымом.  Это блокирует ощущение надёжности, вытягивает энергию, забирает силы.

Всё изменилось, в события втянуто всё. Поэзией созданы полотна. Реально зримы «глазницы окон», «запутанное восприятие окопных сплетений», «растяжки» и «лепестки» на тропах, под ногами, «расплавленное небо льётся сталью»,
Впивается в песок шальная пуля,
последний вальс на бруствере танцуя.

Каждая строка говорит о страданиях. Природа взорвана, истерзана бомбёжками, но она живая, она с человеческим лицом:

Последний луч пробудился дворнягой,
лизнул поля по сонному лицу.

Словами, словно кистью, написаны картины:

Расплавленное небо льётся сталью,
ломая кости брошенных домов.
В глазницах окон, выбитых давно,
луна бледнеет призрачной медалью,

«Улёгся Днепр в заречном мареве», в подлунную кровать», «мерцая оловом под звёздной шалью», «время разъедает ржа»,  «застывшие мгновенья птичьих октав»,  «в расстрелянном лесу», «земля в орнаментах окопов», «пулемётные гаммы»:

Предутреннего неба тёмный берег
краснеет ожиданием потери
идущих душ по лезвию ножа,
и рвётся эхом пулемётной гаммы
по краю жизни вышитый орнамент
коротких снов в прибрежных блиндажах.

Ветер, вдохнувший пепел, летит к небу. А в небе – «облачное сито». «Едким дымом сводит скулы неба». Луна стонет от сострадания. «Стон луны к груди Днепра прижат». Почему так сблизилась  война с небом? Не потому ли, что появилось понимание опасности, ощутилось присутствие врага рядом с привычным восприятием мира, пошатнулась вера в соседа, с которым в годы Великой Отечественной войны вместе боролись против фашистов. Теперь сосед не слышит,  шёпот звёзд: «Господи прости» –  не видит, как разливы темноты обнимают русские кресты.

Господь на скорбь земли пролил слезу,
но не дождём, а чёрной каплей пепла.
От фронтовых пожарищ ночь ослепла,
и взорван путь к распятому Христу.

Разве это не реальные события, не восприятие  «взорванного пути» к Христу?
Сатана и сатанисты – нацисты стремятся уничтожить православные храмы, Киево-Печерскую Лавру, церкви, саму православную веру.

«Разливом темноты», злобы, агрессии, лжи, циничным отношением ко всему светлому, доброму конкретные нелюди Америки и Европы стремятся уничтожить само понимание святости и чистоты, совести и порядочности, само ощущение че-ло-веч-но-сти.  Их бесчеловечность изменила всё в привычном мире! Не видят, не понимают, что «Господь на скорбь земли пролил слезу, //но не дождём, а чёрной каплей пепла».

«Молитву боли» им никогда не понять.
За-бы-ли, что
Лежит судьба у Бога на ладони
ночной звездой и, отражаясь, тонет
средь мёртвых рыб в сгоревших камышах.

Жизнь человека, природа, небо – всё горюет. Небо скорбит, «облака упали на колени».
 
Война, «роковая рулетка», где  «каплями текут по колесу чужие судьбы».
С точным знанием военного дела даны картины боя, результатов разрывов, состояния человека, отражения происходящего в мыслях, страдания самой природы. Чего стоит фраза: «вдохнувший пепел ветер»! А строки: «И стон луны к груди Днепра прижат», «Едким дымом сводит скулы неба». О метафоричной выразительности произведения надо говорить отдельно.

Перед нами живо встали полотна ратных событий, увиденные глазами военного человека, потому что в раскрытии темы проявилось глубокое знание фактов и военная жилка поэтически одарённого человека.
Создано замечательное произведение, исторический Венок сонетов патриотического содержания. Читать равнодушно его невозможно: каждая строка болью цепляет душу, будоражит мысли, сжимает сердце.

Сам Олег Юрьевич  говорит: «Война, как экстремальная ситуация, во многом является камертоном, трагической нотой, обнажающей все самое плохое и самое хорошее, что есть в человеческой природе. Иногда думаешь, как вообще человек может быть таким жестоким, и, в то же время, как огромно количество примеров самопожертвования и героизма простых солдат и офицеров, бескорыстной помощи старикам и детям Донбасса волонтерами со всей страны.
Все мы очень надеемся на скорейшую победу добра над злом, а погибшим – вечная память».

Читая, мы вместе с автором верим, что в «атаке вечно боевые братья», чувствуем внутреннюю силу защитника, который найдёт выход, исправив причину временной петли, уверен в справедливости борьбы.

Страницу в неоконченной главе
напишет утро, провожая роту,
       идущую в осколки темноты.

В Венке сонетов Олега Гаценко «Прошедший день»  строки: «из лунных нитей сотканы слова», «ангелы зажгли фитиль в лампаде божьей благодати», «молитву шепчут острова» – рождают оптимизм, они словно звучат сверху,  свыше, от самого Бога.
Пусть это станет поддержкой, дарованной самим Господом защитникам нашим. Они реально борются с вражьей силой Сатаны. На «фронтовых пожарищах» бойцы отстаивают свободу и человечность,  свет – в святом понимании. 

Победы желаем нашим самоотверженным воинам и нам всем, Скорейшей Победы. О Победе говорят оптимистично звучащие строки Венка сонетов;
А по утрам за дымчатой вуалью
пожаром охры льётся свет зари,

Нина Плаксина –
поэт, кавалер многих литературных медалей, лауреат Пушкинской премии, премий Саши Чёрного, Фёдора Достоевского, Заслуженный работник культуры Республики Крым.
_________________

Примечание
* Строки из стихотворения Н. Гумилёва. Стр. 1
И год второй к концу склоняется,
Но так же реют знамена,
И так же буйно издевается
Над нашей мудростью война.
                Николай Гумилёв
                февраль 1916


Рецензии
Талантливое произведение и чёткий анализ происходящего беспредела!..надеемся на скорейшее окончание нашей скорби. Спасибо,Нина,за размышления! С добром и теплом, я

Леонтий   09.09.2024 11:47     Заявить о нарушении
Спасибо, Леонтий!
Поднята важная тема в текущее время. Высказано мнение.
Верю, что трудное время закончится Победой, Славной и скорой Победой!

Нина Плаксина   09.09.2024 13:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.