Два диалога о коммунистическом идоле

 Два диалога о коммунистическом идоле
ДВА ДИАЛОГА О «КОММУНИСТИЧЕСКОМ ИДОЛЕ»
(Субъективные заметки)

ДИАЛОГ О "КОММУНИСТИЧЕСКОМ ИДОЛЕ" ?
      
     Примерно 32 года тому назад  Президент Ельцин  во время пребывания в  США, выступая перед  парламентом государства  (Конгрессом), между прочим, заявил: «Мир может вздохнуть спокойно: коммунистический идол, который сеял повсюду на земле социальную рознь, вражду и беспримерную жестокость, который наводил страх на человеческое сообщество, рухнул. Рухнул навсегда. И я здесь для того, чтобы заверить вас: на нашей земле мы не дадим ему воскреснуть!
[Бурные аплодисменты, подскакивание конгрессменов, овация.]*

     И вот ответом как бы, подтверждающим это «заверение», уже в наши дни в устах его преемника, правда, перед  своим парламентом (Национальным собранием РФ) , в своей столице прозвучало следующее: «Мы видим, что происходит в некоторых странах, где сознательно разрушают нормы морали, институты семьи, толкают целые народы к вымиранию и вырождению, а мы выбираем жизнь. Россия была и остается оплотом традиционных ценностей, на которых строится человеческая цивилизация. Наш выбор разделяет большинство людей в мире, в том числе миллионы граждан западных стран.»**
     Оказывается, никакого идола в России нет. Да, по большому счёту, и не было.
 Коммунистическое движение при всех его внутренних проблемах, сложностях в основном в ХХ веке показало себя как сила объединяющая, консолидирующая человечество политически и нравственно. А для этого обратимся к мнению лиц, авторитетных, но не являюшихся коммунистами.
 «Народные массы были дисциплинированы и организованы в стихии русской революции через коммунистическую идею, через коммунистическую символику.
       В этом бесспорная заслуга коммунизма перед русским государством. России грозила полная анархия, анархический распад, он был остановлен коммунистической диктатурой, которая нашла лозунги, которым народ согласился подчиниться». (Истоки и смысл русского коммунизма - Бердяев Николай Александрович | Предание.ру - православный портал (predanie.ru) ). Напомним, Н.А. Бердяев назван нашим президентом в числе почитаемых им философов.
       Интересно послушать и мнение такого замечательного человека и большого друга СССР Хьюлетта Джонсона ( британский религиозный и общественный деятель, доктор теологии, христианский социалист). Он, в частности, отмечал:«Коммунизм бросает вызов христианам… … Я лично убеждён, что синтез этих двух, антагонистических лишь по видимости, а не по существу образов мышления и укладов жизни возможен и что в конечном итоге он принесёт счастье человечеству.». В частной беседе с нашим послом в Великобритании он говорил: «Истинный христианин не может быть врагом коммунизма».***   
И в завершении мы напомним, что  по поводу причин сохранения традиционных ценностей именно в России сказал наш Президент:
«Когда Россия расширялась и впитывала в себя другие народы, которые исповедуют ислам, буддизм, иудаизм, Россия всегда относилась очень лояльно к тем людям, которые исповедуют другие религии. В этом её сила. Это абсолютно однозначно.
Да и дело в том, что ведь во всех мировых религиях, о которых я сейчас сказал и которые являются традиционными религиями Российской Федерации, по сути, основные тезисы, основные ценности очень похожи, если не сказать они одинаковыми являются…»****

    Так вот коммунистическая идея, добавим от себя, и в этом её сила вбирает в себя «основные тезисы», «основные ценности» общечеловеческие всех мировых культур, всех мировых религий.

P.S, Наш Президент принадлежит к политикам, которые вроде бы разочаровались в коммунимстической идее, однако подобно  Бердяеву, которого тоже коммунистом не назовёшь,  он сознательно или вынужденно назвал сегодня цель или ценность, которая должна объединить всех и не только в нашей стране демократов (буржуазных демократов и социал-демократов) и  коммунистов, в первую очередь: "А сегодня мы все вместе боремся с неонацизмом." (В.Путин ). Важное: эта борьба напомнит, что самыми последовательными и решительными борцами с фашизмом-нацизмом всегда были настоящие коммунисты. Речь Б.Н.Ельцина в Конгрессе США (!992.06.17) свидетельствует, что политическое кредо социальных групп, пришедших вместе с ним к власти  не достигала и уровня буржуазной демократии. Почему на Западе всё отчётливее отказваются от реальной демократии? Потому,  что действительное соблюдение демократии при нынешнем уровне развития производительных сил ведёт к социализму (социальному государству). Но олигархат стремится в сторону нарушения демократии: к фашизму/нацизму/милитаризму, к отказу от подлинных человеческих ценностей.
___________________

*Ельцин Б.Н. (1992.06.17) - Выступление в Конгрессе США: «Господи, благослови Америку! И Россию» | МедиаМера (mediamera.ru)
** Читайте на WWW.KP.RU: https://www.kp.ru/daily/27573/4897592/
*** Как один британский священник стал большим другом Советского Союза | Узнай Россию | Дзен (dzen.ru)
****Полный текст интервью Владимира Путина Такеру Карлсону 9 февраля 2024 года: Стенограмма - KP.RU



ДИАЛОГ О «КОММУНИСТИЧЕСКОМ ИДОЛЕ» ? 2
 (Субъективные заметки)
    Итак. если коммунистическая идея (принципы, движение, отношение) – это никакой не идол, а наоборот,  развитие  ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИ значимых ценностей, содержащихся в мировых религиях, то почему тогда  Россия (в образе Советского Союза), не смогла сохранить формирующуюся федерацию народных (социальных) государств (социумов с доминированием отношений реального гуманизма) , как залог мира на Земле?
   Не сохранила…   И после этого предстала, как показалось, вековым её недругам на Западе, лёгкой добычей? Это сложный вопрос. И ответ на него не может быть простым. Этот вопрос касается не только тех, кто считает себя коммунистами или антикоммунистами. Этот вопрос, как нам представляется, имеет отношение к судьбе человечества на планете Земля..
   
     Коммунизм не изобретён кем-то, а существовал в человеческом обществе всегда и будет существовать всегда, пока существует человечество (надо только помнить : что он существует настолько и поскольку ему позволяют существовать  объективные обстоятельства).  Простое общество или первобытное общество создало условия для его возникновения и существования в тех формах, в которых он сохранял себя и может сохранять уже не универсально, а фрагментарно, но функционально и в сложном обществе. Коммунистическая идея – это не социально-антропологический «реликт»,  а программа развёртывания потенциальных возможностей ЧЕЛОВЕКА (человечества). Вся история человеческого общества показывает нам драматургию этого развёртывания. Драма Советского Союза – один из актов этой Всемирной Драмы.

    Исчезновение этой идеи (коммунистической идеи или реального гуманизма) , которая так или иначе, в той или иной мере присутствует в социальной структуре социально-антропологических систем или социумах обрекает человечество на самоистребление.
      
      И, чтобы более убедительно и рационально показать, что в идее коммунизма нет никакого универсального зла (а именно так его представляют всегда антикоммунисты), мы воспользуемся синонимом понятия «коммунизм», а именно, понятием «практический или реальный гуманизм»*.
Самая первая форма практического гуманизма, «первобытный коммунизм» рождается в борьбе с «зоологическим индвидуализмом» в ПРОСТОМ  обществе (первобытной родовой общине).**  Итогом этой борьбы стал  Homo Sapiens.

    В СЛОЖНОМ обществе аналогом «зоологического индвидуализма» становится «социальный или групповой (классовый)  индивидуализм. Социально-классовый индивидуализм препятствует использованию принципа практического гуманизма, т.е. «приципа социального равенства» распространяться универсально или тотально, по всему социуму: достигнутый уровень производительных сил и прежде всего уровень развития главной производительной силы общества, т.е. самого человека,  не позволяет пока этого сделать, но в целом развитие производительных сил ускоряется.

     В эпоху СЛОЖНЫХ (КЛАССОВЫХ)  обществ, т.е. господства рабовладельческих,  феодально-крепостнических и капиталистических отношений элементы «практического гуманизма» сохраняются в границах общин, кланов, семей и в какой-то мере в отдельных частях  структур идеологических (мифолого-религиозных)  военно-политических организаций, каковыми были всегда в генезисе все виды государств. Совершение подвигов, часто трагических, во имя общего человеческого блага – это тоже отражение фрагментарности практического гуманизма.
       В основном  первые военно-политические организации были религиозными  организациями, опиравшимися на мифолого-религиозное и философское знание, предоставляющее программы формирования цивилизаций (древних и современных).
      Как бы кто не относился к мифолого-религиозному знанию, но это было знание (вернее, в нём содержались ЭЛЕМЕНТЫ истинного знания, и отражался социальный опыт людей: в основном  трудящейся части человечества).

      Главной опорой идеологий, на которые веками опирались борющиеся классы, было мифолого-религиозное знание с элементами философии. Но с конца ХV111, по-видимому, в идеологии стали проникать элементы научных знаний. Советский Союз был первой попыткой ( если не считать опыта Парижской Коммуны)  построить государство на основе научной идеологии. По крайней мере, в этом были уверены «инициаторы строительства».

       Но строительство общества реального гуманизма, как показал весь предшествующий опыт классовой борьбы и наш драматический опыт, в отличии от стихийного, в отличии от мифолого-религиозного требует сознательного творческого участия в нём всех взрослых граждан, а не только избранных («царей – богов», «царей, назначенных богами», «свиты жрецов» и т. п.)…
       В Советском Союзе на референдуме 17 марта 1991 года советские граждане пытались сохранить своё государство, но их воля была попрана. В Советском Союзе не удалось создать механизма,  реально подключающего всё взрослое население страны к сознательному участию в социальном строительстве, что-то вроде того механизма, который Ленин описал в статье «Как нам реорганизовать Рабкрин». Опыт Советского Союза показал, что участие в управлении общественными делами должно быть таким же «священным долгом» как и защита Отечества.

 В настоящее время по видам мифолого-религиозного знания, науки и других элементов культуры и функционирования в них фрагментов «реального гуманизма»  различают следующие основные цивилизации::
       Западная— христианство, наука, капитализм (современная политическая культура колеблется: в диапазоне от буржуазной демократии (аналога рабовладельческой демократии), до фашистской или неофашистской диктатуры (аналога института рабства как института расчеловечивания), присутствуют элементы реального гуманизма (социальные государства: скандинавский социализм и т.п. ), но опыты по установление его (реального гуманизма) в национальных масштабах пока не удались (распад СССР и системы социалистических стран в странах Восточной Европы). Хотя возможность существования таких систем в ходе опытов подтверждена.

      Исламская— базируется на принципах ислама  (Ближний Восток и Северная Африка (включает технологию и с ними западную науку, частично элементы политической культуры Запада);

       Восточные цивилизации —китайская, индийская и японская с их особенностями культуры, религии и философии (включают западные технологии вместе с наукой к ним, представляют также различные опыты  строя реального гуманизма с национальной спецификой, т.е. в национальном масштабе (КНР, КНДР, Вьетнам (СРВ)  и др. ).

      Homo Sapiens в течение многих тысячелетий мог себе позволить «зловещую роскошь» схваток с себе подобными. Но, когда появилось оружие массового поражения, войны превратились в смертельно опасные игры для всего человеческого рода на Земле. Резко возросло значение теории и опытов «практического реализма», как возможной программы спасения человеческого рода в масштабе планеты от самоистребления.

А разве сейчас, когда в западных странах почти заглох голос сторонников коммунистической идеи (электронные СМИ в руках монополистов или их прислужников), в атмосфере планеты Земля не запахло ли самоистреблением? Так, где пребывает в действительности идол, сеющий рознь, вражду, ненависть и жестокость?
     Отвечаем. В классовом эгоизме. В настоящее время в наибольшей степени проявляющем себя в деятельности монополистического капитала (олигархата).

     В историческом развитии цивилизаций отмечались периоды их бурного развития, остановки развития (деградации) и возобновления развития. Можно предположить. Пока только предположить, что со временем цивилизация «реального гуманизма» из отдельных фрагментов в структурах отдельных цивилизаций и государств охватит собой всю планету, если человечество до этого времени не уничтожит себя.
      В условном начале возникновения человечества  его судьба зависела от результатов обуздания зоологического инстинкта. В настоящее время – от  результатов обуздания группового (классового) эгоизма.  Практика формирования реального гуманизма даже фрагментарно есть одновременно процесс накопления знания об обуздании группового (классового) эгоизма.***
_____________________________________
*Цанн-кай-си Ф.В., Андреева Л.С. Маркс о гуманизме как решении "загадки истории" (razumru.ru)

**Как возникло человечество - Семенов Ю.И. - 2002 (djvu.online)

***http://stihi.ru/2024/07/07/2557

      
 


Рецензии
Низкий Вам поклон за глубокое, аргументированное, поступательно-последовательное историческое и идеологическое исследование различных проявлений коммунизма, начиная с первобытного общества и по сей день, изложенное к тому же внятным, понятным заинтересованному читателю языком, вызывающее у меня лично полное Созвучие, в полной мере осуществлённом вначале в Советском Союза, но по духовной неготовности большинства перешедшем вскоре в стадию военного коммунизма; по сути, впервые в пространстве России созрели силы как для духовной, так и для социальной революции, но по вышеуказанной причине в этот раз победила социальная. Получив исключительно ценный опыт не полностью соответствующего идеалу военного коммунизма, в следующий раз, когда космической программой эволюционного развития человечеству снова будет предложена эта идея, являющаяся в основе своей всемирным Принципом, у него на основе обретённого опыта будет возможность осознать и осуществить его в более полной мере... Закончу Вашими исчерпывающе-убедительными словами: "Коммунистическая идея – это не социально-антропологический «реликт», а программа развёртывания потенциальных возможностей ЧЕЛОВЕКА (человечества). Вся история человеческого общества показывает нам драматургию этого развёртывания. Драма Советского Союза – один из актов этой Всемирной Драмы." Света, Мира, Любви и Добра, с сердечной благодарностью, Лариса

Лариса Довгаль   08.09.2024 12:16     Заявить о нарушении
Лариса! Благодарны вам (по прозе у меня есть соавтор), что вы не просто прочитали, но и показали её содержанием, что включены в процесс, которому посвящены наши субъективные заметки: в процесс снергийного поиска правды о том, что случилось и происходит с нами, нашей страной, нашим Миром, о том, кто мы такие. С уважением, И.Е.

Игорь Ерошенко   09.09.2024 11:02   Заявить о нарушении