Гедонизм Утилитаризм Эвдемонизм

Этическое учение, утверждающее наслаждение, удовольствие высшим благом и целью жизни.

Гедонизм, как известно, является аксиологическим учением, возводящим удовольствие в ранг высшего блага и смысложиз-ненной ценности . В отличие от близкой ему концепции утилитаризма, гедонизм разрешает стремление не только к общественным, и даже не столько к общественным, сколько к личным, эгоистическим наслаждениям.

В чем суть утилитаризма?

utilitas «польза, выгода, благо») — направление в этике (этическая теория), согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью.


Что такое Эвдемонизм простыми словами?

Эвдемонизм (от греч. eudaimonia — счастье, блаженство), античный принцип жизнепонимания, позднее в этике — принцип истолкования и обоснования морали, согласно которому счастье («блаженство») является высшей целью человеческой жизни.



 Гедонизм был актуализирован в США и Европе в 60-х гг. ХХ в., основными трансляторами которого стали СМИ, массовая культура.
 Отрицательной чертой современного гедонизма является снижение уровня духовных ценностей, в следствие чего у человека развивается духовный кризис.
 Впервые в России с этим явлением столкнулись в XVIII в. с
петровскими преобразованиями, затем гедонизм был отмечен в поэтических кругах
Серебряного века начала ХХ в. В 1990-е гг. гедонизм снова проникает в российское
общество, в 2000-х гг. становится массовым, открываются новые потребительские
возможности.



Само по себе стремление к удовольствиям вполне естественно,
жизнь ведь не только безрадостные будни, но и получение наслаждения от жизни,
стремление к красоте, к отдыху, так как все это — атрибуты полноценной жизни
человека.

 Однако наслаждения от жизни необходимо отличать от избыточного,
гипертрофированного гедонизма, когда искусственно избегают трудностей, про-
блем, страдания. Опасность гедонизма заключается в том, что некоторые удоволь-
ствия могут перерасти в зависимость, в таком случае, это страдание, а не благо.
Сегодня гедонизм — это стремление индивидуума к росту своего материаль-
ного благосостояния, росту потребления благ во имя максимизации получаемого
от жизни удовольствия. Кроме благосостояния и роста потребления гедонизм —
это еще и способность получать мимолетное и быстро проходящее состояние удо-
вольствие от контактов с любым незначительным: будь то созерцание, развлече-
ние, путешествие или короткое общение.



Современное российское общество находится в состоянии переоценки и выработки новой системы ценностей. Можно выделить несколько векторов ценностных ориентаций:
1) современное постиндустриальное общество потребления;
2) возрождение религиозных ценностей;
сочетание старой (советской) и новой (западной) ценностных моделей.

Величина этих векторов меняется во времени, однако в последнее время преобладает система ценностей постиндустриального общества потребления, поскольку подкрепляется экономическим, политическим факторами.
 Как показывают исследования, проведенные в 2008 и 2016 гг.
 Институтом социологии РАН,в целом молодежь сохраняет «общее ценностное ядро» с людьми старшего поколения: ценности, относящиеся к смыслу жизни, то есть терминальные, схожи это семья и дети. А дальше ценности у молодежи и старшего поколения расходятся.
 Так, для молодых людей в приоритете успех, который можно достичь связями, деньгами. Но вот моральные ценности снижаются: такие показатели, как
«трудолюбие», «честность», «добросовестное отношение к труду», оказываются не столь важными.
 Для людей старшего поколения высока значимость таких показателей, как «уверенность в завтрашнем дне», «жить по правде, совести».


В целом молодежь стала более прагматичной, стремится к материальному
обогащению и развлечениям. Данная тенденция происходит под влиянием массо-
вой культуры американского образца, пропагандирующего развлечение, гедонизм.
Массовая культура, являясь источником современного гедонизма, форми-
рует эстетику досуга, выпячивая на передний план телесность, соблазн, эротику и
задвигая нравственные ценности. В настоящее время на пьедестал взошли физио-
логическое начало человека, активная стимуляция сексуальных фантазий, культ
вечной молодости. Современный гедонизм обращается к низменным желаниям
человека.

 По вопросу об удовольствиях и отношениях к ним православная мораль санкционировала умеренность и воздержание.
Святые отцы говорили, что христиане должны отвергать наслаждения из-за того,
что они изнеживают человека и от этого его добродетель становится немощной и
бессильной. В русской языковой картине мира «удовольствие» имеет негативный
оттенок, являясь атрибутом тела или плоти, но никак не может относиться к душе.
Например, если человек проводит жизнь в погоне за удовольствиями, то он пред-
ставляется жалким, бездуховным существом.
 Вообще, русская культура, православие отрицательно относятся к удовольствиям, наслаждениям.
Такого же мнения и русские философы. Например, Н. А. Бердяев о гедонизме отзывался как о психологически несостоятельном явлении и противоречащим основным факторам духовной жизни. В. С. Соловьев, анализируя понятия «добро», «благо», «удовольствие», постулирует, что удовольствие не может выступать универсальным принципом блага, поскольку оно индивидуально, кроме того, бывают и безнравствен-
ные, постыдные удовольствия. Как еще замечает В. С. Соловьев, удовольствие мо-
жет придать постыдный характер по сути нейтральным действиям.
 Например, когда солдат убивает на поле брани неприятеля — это одно, здесь не усматривается бесстыдный поступок, но если убийство приносит ему удовольствие, то здесь его поступок окрашивается в негативный тон.
 
Впервые гедонистическое настроение появилось в русской культуре с «от-
крытием окна» в Европу Петром I. Вместе с ценностями Запада в Россию стали
проникать и гедонистические установки. Вторая половина XVIII и первая поло-
вина XIX в. прошли под знаком гедонизма, который стал обязательным атрибутом
высшего света.
 Гедонизм был доступен малому количеству людей, представителям состоятельных слоев общества.
Идеи гедонизма становятся актуальными именно в переломные моменты в
обществе. Так, гедонизм был вновь актуализирован в русской культуре Серебря-
ного века, который совпал по времени с распространением декадентских умона строений. Основными признаками декаданса были упадок жизненных сил, кризис идей, безнадежность.
Писатели, поэты в своем стремлении уйти от реальности обратились к поиску удовольствия и наслаждения. Это нашло отражение не только
в проблематике произведений, но и в жизни многих известных писателей, поэтов,
художников. Например, многим известное общество «Друзей Газифа», созданное
Вяч. Ивановым, представлявшее собой интимный кружок «посвященных». Члены
данного кружка облачались в маскарадную одежду, придумывали себе псевдо-
нимы для придания таинственности. «Мы одеваем костюмы… совершенно преоб-
ражаемся, устилаем коврами комнату Вячеслава, ставим на пол подстилочки с ви-
ном, сластями и сыром, и так возлежим в беседе … и поцелуях» , — так
писала в своих письмах о данном обществе Л. Д. Зиновьева-Аннибал. «Друзья Га-
зифа» было создано Ивановым для поиска сущности человека, восхождения к ду-
ховной жизни, однако на деле все свелось к праздным наслаждениям и, просуще-
ствовав около года, кружок распался.

Трагическое начало ХХ в., революция, войны откинули страну в противопо-
ложность гедонизму — аскетизму. И ранний советский период нашей страны про-
шел под аскетическим началом с дефицитом комфорта. В 1960-е гг. в стране пы-
тались бороться с потребительским индивидуализмом, навешивая ярлыки «ме-
щанства» и «потребительства», активно пропагандируя ценности «советского кол-
лективизма» и «трудового энтузиазма». Однако с усложнением, дифференциацией
общества, урбанизацией ценности «советского коллективизма» все чаще забыва-
лись, люди больше стали жить по принципу «красиво жить не запретишь». Но об-
щество до начала 1990-х гг. оставалось в ценностном аспекте однородным.
В 1990-е гг. гедонизм стал открытым, демонстративным, хотя и оставался приви-
легией элиты. Новая элита выросла из старой, советской, но она была более раз-
нуздана, открыто демонстрировали предметы роскоши. Для основной массы насе-
ления традиционные духовно-нравственные ценности оставались еще в качестве
доминирующих, материальные ценности оставались в периферии.
В 2000-е гг. гедонизм проник и в массы. Открылись новые потребительские
возможности, обеспеченные нефтедолларами. Ощутимо поменялись ценностные
ориентиры у населения, особенно у молодого поколения. Ранее порицаемые цен-
ности материального характера, прагматизм, индивидуализм стали у молодежи в
приоритете


Однако применительно к России мы не можем все же сказать, что наша
страна впала в пучину гедонизма. Во-первых, в связи с возрождением религиоз-
ных организаций живы и духовные традиции народа. Во-вторых, качество жизни
и безденежье большой массы населения сдерживают потребительские порывы.
Между тем это не всех сдерживает, когда свободно можно получить вещь в кредит.
В русской ментальности тема гедонизма всегда вызывало неодобрение и
противопоставлялось православным ценностям. В русской культуре гедонистиче-
ские ценности представлены крайне мало. Если в американской культуре всегда
ценятся успех, богатство, престиж, то в русской — чаще всего вызывает симпатии
«юродивые», «маленький человек», то есть страдальцы с высокими моральными
устоями. Тема наслаждения никогда не была в почете. В советских фильмах чаще
всего восхваляли людей труда.


Гедонизм таит в себе опасность в том случае, если он не соотносится с эти-
ческим кодексом. Современный гедонизм особо опасен потому, что сознание че-
ловека воспринимает его некритично, будучи одурманенным массовой культурой.
Несомненно, умеренный гедонизм играет положительную роль в обществе, давая
людям ощущение ценности бытия.


 А по мне промто паразиты.

ПРОБЛЕМА ГЕДОНИЗМА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
© Батуева Арюна Цыдыповна


Рецензии