Собственность

В первобытном обществе собственность была общественной. Родовая община имела свои  правила относительно собственности. Но уже там большую роль играл старейшина общины,  а в стаде – вожак. Тогда люди старались жить небольшими группами. Если человек оставался один,  он  погибал.   Самым большим наказанием было изгнание из общины или из  стада. Там была демократия. Для того, чтобы быть вожаком или старейшиной, человек должен иметь определенные качества, которые его бы выделяли. Любой не может занять этот  пост. Если он не справлялся со  своими обязанностями, то выбирали другого. Особые качества человека есть, я наблюдала за этим среди взрослых  и детей: это  влиять на других, умение организовать их,  и эти качества проявляются с детства. Правила жизни (они укладывались за многие годы) четко соблюдались. За нарушения людей жестоко наказывали.
Основным занятием было  собирательство  и охота. Эти занятия есть  и теперь.  Стадо постоянно кочевало, ели  много. Родовая община старалась найти удобное место для жизни, чтобы держать огонь, спастись от воды или молнии. Общины постепенно  стали сеять зерно, чтобы потом съесть его. Т.е. они  стали сеять хлеб. Удачная охота, хлеб  и собирательство стали  у людей создавать излишки. Появлялась необходимость учить детей пользоваться новыми орудиями труда. Животные произносят  один звук, а человек, видимо, произносил  много разных звуков, т. е.  у него имелись основания, возможности произносить слова.  В то  самое время, когда мужчины и женщины учили детей работать, тогда они  стали говорить.  Языков на земле было  очень много. Мужчины стали учить детей своих сестер, потому что знали своих родственников, а своих детей не знали из-за неупорядоченных половых отношений. Затем они  стали  учить и своих детей. На все эти знания уходили сотни лет.
Излишки способствовали образованию семьи и частной собственности, эти явления принудили людей образовывать государство. Руководители этих государств и государственных образований назывались по-разному. В государстве были  чиновники, боевая дружина (армия), религия, законы, территория, границы, столица. Всё это не за один день делалось. Первобытные поклонялись силам природы, а государству нужна была религия. Их тоже было много. Войны были  всегда.
Первобытных людей, их жизнь и занятия люди увидели с  XIX до XXI веков (в Африке, на островах Индийского и Тихого океанов). Я читала книги об этом.
Частная собственность возникла давно  в самых разных  местах на земле, а дату никто не назовёт. Чтобы иметь частную собственность, надо было  самому хорошо поработать, в т. ч. семье,  или  обмануть другого: знакомого, друга, товарища, соседей, земляков, родственников, совсем чужого человека. Все эти явления есть и сегодня. Люди жили много столетий с этой собственностью, но в XX веке появилось государство, где на первом месте стояла общественная собственность, а частная играла малую роль, но она была. К тому времени частная собственность ярко показала свои недостатки. А они всегда были. Об этом написано  много книг  английских, немецких, американских, канадских, латиноамериканских писателей. Я их много читала.
Установление общественной собственности происходит  в результате революции, когда к власти при ходит самый революционный класс – пролетариат.
Очень  многие люди  с великим трудом отказываются от  частной собственности, а есть такие, которые это  не могут  сделать. Были такие в период революции, есть  и сейчас. Но почему-то  есть  и такие, как книгоиздатель Иван Сытин, который сыграл большую роль  в России, отказавшись от своей собственности. Были такие военначальники, ученые, актеры, общественные деятели, т. е. самые разные люди.
Некоторые, а я их  встречала в разные годы и сегодня, не смогли простить коллективизацию. А её удалось сделать потому, что  в России крестьяне никогда не имели землю  в частной собственности. Крестьянский вопрос не смогло решить ни одно государство, кроме России.

Апрель  2024 г.


Рецензии