Стало стыдно
На станции Нижнеудинск в плацкартный вагон поезда Владивосток - Москва садились пассажиры. Провожающие несли вещи, помогая их разместить на верхних полках бабушке, которая искала место в купе, согласно купленого билета.
Место оказалось верхним, но молодой человек, занимавший нижнюю полку с удовольствием уступил старушке свое место справа, лицом по ходу поезда.
Напротив, на нижней полке, расположился дед, разложивший на столике у окна продукты и намеревавшийся отужинать.
Поезд тронулся, все успокоились и наступила тишина, среди которой был слышен голос деда:
"Ну что, подружка, у меня есть хороший коньяк, давай по маленькой, за хорошую дорожку?"
"Нет, я не пью, внучек!" - ответила бабушка.
"Ты что, какой я тебе внучек, мне уже 75" - чуть смеясь, ответил ей старичок.
"А тебе сколько?" - полюбопытствовал он.
"А мне 115" - скромно ответила старушка.
"Точно, внучек" - подумал дед, но виду не подал.
Этот разговор обратил на себя внимание сидевших рядом пассажиров, а ответ бабушки мысленно шокировал то что они слышали, но все молчали, не подавая виду.
"И куда ты такая старая в дорогу одна собралась? На кого оставила деда?" - нашелся не сразу что спросить, тот кто желал угостить ее коньяком, наверняка уверенный, что деда давно нет, что было видно по его лицу.
"А что ему будет? Что он сам с хозяйством не справится?" - ответила она.
Ее ответ ошеломил слышавших его, а в воздухе повис вопрос, который озвучил, после длинной паузы, переставший балагурить 75 - летний попутчик.
"Так а твоему деду, сколько лет?"
"Ему 116, он меня на год старше" - ответила бабушка.
Этот ее тихий ответ вызвал сильное оживление окружавших ее пассажиров, среди которых не было ни кого, кто бы ее сопровождал, она ехала одна до Новосибирска. Люди заговорили, задвигались и посыпались наперебой вопросы:
"А откуда вы родом, где живете, как долго в браке со свои супругом и как прожили столь долгую жизнь?" - и еще много подобных, на которые бабушка постаралась коротко ответить.
"Живу я в поселке Порог Нижнеудинского района, с мужем я в браке 88 лет.
Как мы с ним жили ? - Буду умирать, поблагодарю Бога за то, что он дал в попутчики этого человека.
На моей памяти жизнь пяти поколений. В нашей семье лодырей не было, но мы постоянно выживали. Употребление алкоголя в семье моих прародителей и родителей, в моей семье и семье моих детей, внуков и правнуков нет. Так с покон веку ведется.
"А родом то вы откуда?"
"Из Смоленской губернии, переселенцы мы по Столыпинской реформе".
И далее продолжила:
"В нашем селе Дылеевка, старостой был отец Кольки Рыжкова (премьер - министр последних лет СССР) вот это мужик был, настоящий хозяин, при нем село богато жило. А Колька слабак, куда вон, страной управлять полез. Я его еще мальцом несмышленым помню."
Разговор затянулся заполночь и никто не заметил, как попутчик убрал свой коньяк, не стал пить и сам, по видимому ему стало стыдно.
1979 год поезд "Владивосток - Москва"
Свидетельство о публикации №124082204898