Коротко о великих. Часть 2
А.Блок
Никогда не понимал Блока и воспринимал его творчество скорее, негативно. Утешало одно – я был не один в этом мнении. Так же, по отзывам современников, относился к нему И.Бунин. И только медленно, ещё раз вчитавшись в строки “Незнакомки”, понял причину. В Блоке воедино слиты личность (в том числе внешний облик), творчество, время и судьба. Расчленить это всё на элементы – потерять целое. Попробуйте разъединить “Ледяная рябь канала. Аптека. Улица. Фонарь.” А осмыслить в сумме непросто, особенно, не зная Питера. И, тем не менее, понимаю людей, которые им восхищаются, от профессиональных литераторов, до обывателей. На каждого из них он действует внутренним светом, как икона, если, конечно, она настоящая, а не иллюстрация в книге.
Раньше я находил очень много общего в его поэзии и стихах. В.Брюсова. Но у последнего, они холодные, как осенние лужи с хрустящей кромкой льда. У Блока это всегда тепло мартовского дня – хотя вокруг ещё лежит снег, а ночами бывают заморозки – весна неизбежна! И это при том, что в его стихах начисто отсутствует юмор, или, хотя бы, зачатки остроумия. Зато присутствует чистота и целомудренность, сравнится с которой может разве что только текст “Слова о полку Игореве”. Сегодня к моим взаимоотношениям с Блоком я бы взял строки:
“Он говорил со мной о счастье
На незнакомом языке…”
и
“Сотри случайные черты –
И ты увидишь, мир прекрасен!”
И.Северянин
В его стихах редко встретишь метафоры, сравнения, тропы. Такие фразы, как “ананасы в шампанском” уже сами по себе метафоры и не требуют сравнения с использованием слова “как”.
Есть и ещё одно свойство его поэзии, на которое редко обращают внимание. В каждой строке, а, чаще, между строк, сквозит одинокая боль одиночества одинокого человека. Это – немой крик: “люди, что вы делаете, опомнитесь, посмотрите, как прекрасен мир!”. К сожалению, это чувство так и осталось “гласом вопиющего в пустыне”.
Стихи Северянина трудно положить на музыку. Они – сама музыка, и если это не Моцарт, то Бетховен, и, как это не странно, Битлз одновременно.
И ещё одно. Северянин – плоть от плоти русского менталитета, состоящего из доброты, широты души, беспричинной хандры и умения быть счастливым от маленьких радостей жизни. Именно поэтому, его уезд за границу не только личная трагедия, но и трагедия русской поэзии. Сколько бы прекрасных стихов могло быть написано. Не судьба…В качестве примера не могу не привести хотя бы одно его стихотворение.
Счастье жизни- в искрах алых,
В просветленьях мимолётных,
В грёзах ярких, но бесплотных,
И в твоих очах усталых.
Горе – в вечности пороков,
В постоянном с ними споре,
В осмеянии пророков,
И в исканьи счастья – горе.
У как поэта вы ещё найдёте такие строки, звучащие как гимн, мазурка и траурный марш одновременно?
М.Цветаева
По определению Вознесенского, стихи не пишутся, они - случаются. Читая Цветаеву, чувствуешь, что почти всё произведение от первого до последнего слова – случилось и довольно сумбурно. В них нет автора, а только свидетель, пропустивший через себя голос свыше и положивший его на бумагу. Иногда это дословный перевод, но чаще – энергетический сгусток, не нашедший адекватного выражения в слове и переданный через знаки. Всё дело в переводчике, Он не человек, а промежуточное звено между высшими силами, ( вселенной) и землёй. Отсюда боль сострадания, недоумение, маленькое счастье – выражены не человеческими чувствами, а тенями, пусть и яркими, но бестелесными. Если. Всё же, их почувствовать, душа начинает вибрировать, как при молитве…
Свидетельство о публикации №124082001667