decansos

У меня есть любимая книга «Бегущая с волками» Клариссы Пинколы Эстес.
Я слышала, что женщины, которые ее прочли, никогда не становились прежними.
Что бы это ни значило.
Я читаю эту книгу уже много лет. Читаю ее, когда мне трудно, или когда я расту. Читаю ее по несколько глав разом. А иногда по несколько строк.
И она всегда движется в согласии с моим ростом.

Я сделала недавно важный шаг. Решила разобрать самый темный свой подвал. Потому что там слишком много хлама набилось. Настолько много, что нечем было уже дышать. Что хлам этот лез во все мои дела и мешал всему во мне. Что куча связей, переплетений и решений оказались завязаны на моих невидимых точках боли.
Я отважилась на то, чтобы признаться во всем этом мусоре себе и еще одному человеку. Признать право на существование своей боли и своих травм. И я стала говорить. Говорила и говорила, говорила и говорила. Не могла остановиться. И стрелки на часах летели так, что час кончался через 15 минут. Пока я говорила, я плакала. Но не от жалости, не от боли, а от сожаления, что так долго эти раны ждали, пока я осмелюсь взглянуть на них. Пока дам им имена. Пока приму их, признаю, что они мои.
И сегодня после такой же глубокой работы я открыла перед сном Бегущую с волками. И прочла в ней про descansos - знаки смерти. Кресты у дорог. Белые кресты на скалах. Маленькие деревянные кресты из двух палочек, перетянутых проволокой. Одинокие или стоящие небольшими группами. Символы того - что здесь чья-то жизнь оборвалась. И я вспоминала свой нарратив, который как из открытого шлюза устремился наружу из моего такого гордого, смелого и сильного сердца и ума. Как заноза Духа Реки в японском мультфильме, превратившая его в зловонный дух помоек. Потяни за нее, и река очистится, но вместе с занозой выходит наружу столько хлама и мусора, что одному Духу Реки известно, какие силы нужны, чтобы в себе это носить, и какие еще невероятные усилия нужны, чтобы прийти с этим к тому, кто поможет всё это вытащить. Вытащить и дать задание - пожалеть себя. Так пожалеть: «Моя девочка, через многое тебе пришлось пройти, мне жаль, погрусти об этом сейчас и поплачь столько, сколько тебе нужно. Это по-настоящему больно. Это жестоко по отношению к ребенку, к человеку, к женщине, жестоко по отношению к тебе, моя любимая. С тобой так нельзя. Погрусти об этом и знай, ты невероятная, смелая, искренняя. Терпеть боль очень тяжело. И тебе не надо больше ничего терпеть. Все закончилось. Ты можешь грустить еще столько, сколько захочешь. И тебе не нужно становиться прежней. Ты теперь другая. Любимая. Ты в безопасности. Я больше не дам тебя в обиду. Я теперь всегда с тобой».

В книге написано так: «Чтобы по-настоящему пожалеть себя, сделайте decansos, места упокоения для тех аспектов своей души, которые были на пути к чему-то, но так и не добрались до цели. Decansos отмечают места смерти, темные времена, но это еще и любовные письма, адресованные вашему страданию. Они способствуют преображению. Можно еще долго говорить о необходимости прикреплять вещи к земле, чтобы они не следовали за нами по пятам. Можно еще долго говорить о необходимости дать им покрой.»

И я прикрепляю свои страдания в этом месте к Земле. Оставлю здесь крест, под которым моя боль больше не будет болью. Остался шрам, но очищенный от гноя он уже не будет тревожить. Зарастет. Посветлеет. Я оставляю позади то, что больше мне не нужно. Я благодарю это за то, что оно помогло мне стать той, кто я есть сейчас. Но больше мне это не нужно. Я иду вперед и чувствую, как огромная машина моей жизни снимается с ручного тормоза, и мне становится легко.

13.09.2023 (посвящение Я.О.)


Рецензии