В осеннем парке и окрест
Звук вальса. Духовой оркестр
В ракушке синей на эстраде.
И парк в восторге листопадит.
Затем и танго и фокстрот.
Танцует пожилой народ.
А я в сторонке, не танцую.
Я слышу музыку другую.
Искрится снег. Зима. Зима.
По крышу занесло дома.
Метель метёт и мы не в школе,
Гуляем с санками на воле
И просим: "Дядя, прокати!"
Солдатика лет двадцати.
А он смеётся: "Надо ж, дядя!"
Смеёмся мы, на дядю глядя.
Запрягся в санки и бегом!
В сугроб все вместе кувырком!
А рядом в Доме офицеров,
Там репетиция идёт,
Оркестр играет. Дрожь по нервам!
Ура! Ведь скоро Новый год!
Литавры, трубы, снег кружится.
В осеннем парке листопад.
Смешалось всё, как будто снится.
И стали мокрыми ресницы.
И звуки музыки летят.
Вот именно так и должна строиться настоящая красивая поэзия: как загадка! Как смешение времён, мест и чувств. Как киноминиатюра. Вроде всё очень просто, но накладываются друг на друга несколько параллельных реальностей. Прекрасные переходы от "листопадит" к "снег кружится" и обратно к "листопаду". И читателю остаётся догадываться: это она плачет от избытка чувств? Или же это у неё "снег на ресницах влажен, в глазах твоих тоска, и весь твой облик слажен из одного куска"? Использование аллюзий — это на любителя, но я как раз любитель.
Превосходная композиция. И Дом офицеров как будто из моего детства совсем в других краях. Приятно было погрузиться в прошлое.
Это, пожалуй, самое главное, за что я люблю поэзию: недосказанность. Возможность читателю додумать. Предложить свою интерпретацию. Вот Вы не пробовали додумать, что, собственно, происходит в стихотворении Пастернака "Свидание"? Видит ли Он свою Любимую в реальности? Или просто Её образ показался у Него перед глазами, чёткий, почти как реальный, и уходит вдаль вместе с деревьями и оградами?
Скорее всего, это не реальность, а мечта. Вывод сделала просто: "пойду размять я ноги", т.е. "пойду" означает предположение о том, что может случиться, если пойдёт. Но это же нормально, когда всё время ждёшь встречи пусть даже самой невероятной, столько живых картинок возникает.
Про недосказанность. Талантливый автор может поставить себе цель и реализовать её. Я же никогда не строю стихотворение, не ставлю никаких задач, а пишу, как пишется, и что получается, то получается.
Да! Я согласен с Вами, Татьяна. Нет там, среди снегопада, никакой Любимой Женщины. Но она есть в глазах Героя. В реальной же жизни, Автор понимал, что она, скорее всего, ещё жива, сидит в сталинских лагерях. Вернётся ли живой? Это он не знал. Мог только надеяться. И писать стихи о ней. С точки зрения Виктора Пономаренко, это стихотворение — классический пример "шизоидного" типа мышления. Без которого вообще невозможно быть творческой личностью. Шизоидность — это не болезнь. Болезнь — шизофрения. Это если бы Герой Пастернака погнался бы за призраком Девушки и на какой-нибудь остановке начал бы покрывать поцелуями случайную даму, ожидающую автобус. Сергей Есенин обладал яркой шизоидностью, а под воздействием алкоголя понемногу склонялся и к шизофрении, о чём говорит нам его желание "обнимать берёзку". Рад был заметить, что и у Вас тоже есть эта черта, накладывать одну реальность на другую. Когда сочиняете, не бойтесь оторваться от земли, перенестись на мгновение в мир фантазии, воспоминаний. Это помогает создать что-то интересное и необычное. А вернуться обратно в обычный мир Вы всегда ещё успеете!
Смотрите, Татьяна, как хорошо эти рассуждения ложатся в афоризм на противопоставлении "ничего не боюсь" и "чего-то опасаюсь". Выкладывайте как афоризм. Он-то точно никого не обидит, а люди улыбнутся. Кто-то себя узнает, возможно. Возможно, и стихотворную форму можно к этой идее подобрать. Но, по-моему, в форме афоризма будет лучше.
Я афоризмы не пишу. У меня семь пятниц на неделе. :-)) Видите: то ничего не боюсь, то опасаюсь. "Не боюсь" - так, для красного словца пол настроение, а "опасаюсь" - точно про меня.
И за афоризмы, и за стихи, и за прозу Вам всё равно ничего не заплатят. И дальше Сибири точно уж не пошлют. Так почему бы и не выложить афоризм, если он сам по себе сложился? Ведь точно так же себя когда-то вели и стихи. Просто взяли и сложились. Но Вы же их выложили. А ведь тоже могли бы сказать: "я же не пишу стихи" или "я же не выкладываю стихи"...
Это я всё к тому, что афоризм — это такая же интеллектуальная продукция, как и стихи, которая может оказаться интересной кому угодно, а потому и заслуживает уважительного к себе отношения.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.