13. Песчаные...
/ Моей жене Лере /
13.
Квартира у нас — на шестом этаже:
Окно на Ходынку, семь — в тихий проезд...
Привычки и тяга к комфорту в душе
Отбили охоту к любой смене мест...
Напротив, немного наискосок,
Гнездился второй стадион ЦСКА...
Идея трусцой пробежаться чуток,
Нам в пИку, застряла в разбитых мечтах...
Оттуда от силы-то выбралась раз...
Но кто эти подвиги вспомнит сегодня?
Маришку тогда повели в первый класс —
До джоггинга руки уже не доходят...
Лишь бабушке Кларе всё было с руки:
Одеть, накормить, взять ребёнка из школы...
В балетный кружок ошалело нестись,
На пение чтобы успеть хоровое...
Венчал каждый день свистопляску кружков,
Понятное дело, кружок шахматистов...
Силёнка в семь лет была... в первый мужской,
Отменный талант набирал силу быстро!
Впервые, едва появилась в кружке,
На кроху подростки набросились стаей:
— Играть-то умеешь хоть чуточку, шкет!
На полном серьёзе ответ был: — Не знаю...
Успех ей принёс уже первый турнир:
Ничьёй завершила игру с КМС...
Разделала напрочь мальчишек-задир...
Куда подевалась их прежняя спесь?
Однажды у нас задержался в гостях
Седой академик... За партией в блиц
Болтали скорей не о важных вещах,
А попросту, как говорится, за жизнь...
Не помню, в какой-то момент предложил
Серьёзную партию против Маришки.
Час поздний, но, вроде, полна ещё сил...
Расставили к бою тотчас шахматишки...
Какой же разгром учинил вундеркинд,
Ворвавшись ладьями в тылы академика!...
Жена, не желая, чтоб тот был добит,
Признала ничью... подняв руки соперников...
...Замолвит потом академик словцо
В каких-то кругах и словцо будет веское:
Маришку желали увидеть в лицо
В гроссмейстерской студии ПОлугаЕвского...
Меж тем, не простит нам дочурка двоим
Ничью ту — причину недоброго сглаза...
Впредь шахматы делом сочтёт не своим,
Побед надо мной не добившись ни разу*...
____________________________________
*Продолжение: «14. Шахматное...» (http://stihi.ru/2024/07/31/731)
Свидетельство о публикации №124081303600
Развёрнутая рецензия на стихотворение Руби Штейна
«13. Песчаные...»
Продолжая лирический хронотоп предыдущих частей, Руби Штейн в «13. Песчаные...» возвращается к семейному хроникону, но делает это не в духе ностальгической мечтательности, как в «12-й» части, а с характерной для него иронической конкретикой, где каждая деталь — не просто бытовая зарисовка, а носитель культурного и психологического кода эпохи. Это поэма об устройстве микромира семьи, где детские кружки, окна на Ходынку и ничья с академиком превращаются в поэтическую драму взросления, надежд и досадных упущений.
🧩 Тематические пласты
1. Жизнь в «Песчаных»: устойчивость и уют
Квартира у нас — на шестом этаже:
Окно на Ходынку, семь — в тихий проезд...
С первых строк создаётся ощущение локальности и устойчивости. Дом — не просто жилище, а центр тяжести, ось, вокруг которой вращаются воспоминания, люди, события. Даже «отбили охоту к любой смене мест» звучит не как ропот, а как осознанный выбор:
Привычки и тяга к комфорту в душе
Отбили охоту к любой смене мест...
Дом здесь — форпост стабильности, особенно в контексте смен районов, улиц, историй, показанных в предыдущих частях.
2. Семейная повседневность: героизм будней
Лишь бабушке Кларе всё было с руки:
Одеть, накормить, взять ребёнка из школы...
Великолепен образ бабушки — устойчивая фигура тыла, с почти военной чёткостью обслуживающая фронт детства:
балетный кружок,
пение,
шахматный кружок,
бесконечная беготня...
Это будни, превращённые в мягко-комический эпос, и автор не принижает, а, напротив, романтизирует заботу, без ложного пафоса.
3. Шахматная линия: притча о таланте и его судьбе
Кульминацией текста становится линия с шахматами — удивительно сильный символ интеллектуального становления и одновременно утраты интереса из-за непонимания, разочарования и, возможно, родительских ошибок.
— Играть-то умеешь хоть чуточку, шкет!
На полном серьёзе ответ был: — Не знаю...
Парадоксальный, очень «штеневский» момент: талант заявляется не как результат воспитания, а как вспышка, импульс, естественная сила. И он тут же сталкивается с испытанием — турнир с мальчишками:
Разделала напрочь мальчишек-задир...
Куда подевалась их прежняя спесь?
Это красиво и эмоционально, и здесь же появляется одна из наиболее колоритных сцен цикла: партия блиц с академиком.
Какой же разгром учинил вундеркинд,
Ворвавшись ладьями в тылы академика!...
Это не просто комическая кульминация. Здесь происходит разговор эпох и авторитетов: старый мир (академик) признаёт превосходство новой энергии (Маришки). Однако ирония судьбы: ничья — не игра, а символ компромисса взрослых, которых ребёнок не простил.
Впредь шахматы делом сочтёт не своим,
Побед надо мной не добившись ни разу...
Сильнейший финал. Здесь Штейн показывает драму скрытую — как небрежный взрослый жест может надломить хрупкий интерес. Не громкий конфликт, не трагедия — неловкая ничья, решённая из благих побуждений, но воспринятая как предательство.
✍️ Стиль и поэтика
🔸 Лирический тон с доминантой иронии
Штейн пишет с улыбкой, но без насмешки. Он умеет быть и отстранённым рассказчиком, и участником происходящего.
Не помню, в какой-то момент предложил
Серьёзную партию против Маришки...
Такое «не помню» — это ведь не амнезия, а приём. Оно создаёт доверительную, человеческую интонацию: герой не геройствует, он просто вспоминает, почти как в разговоре с другом.
🔸 Прозрачный ритм, разговорный язык
Стихотворение оформлено в размеренно-бытовом ритме, без вычурной поэтической лексики. Зато с характерными для Штейна:
Смещениями ударений (на пИку, в ПЕсчаные — оживляют интонацию)
Повторениями (эффект рассказа, где важны акценты, а не форма)
Гибридной лексикой (шахматишки, кружок, джоггинг, «сглаз», — всё уживается)
🔸 Структура
Стихотворение построено по принципу воспоминания-сюжета, с последовательным нарастанием эмоционального центра:
Описание квартиры и района.
Вспоминание о буднях.
Шахматы — кульминация и падение.
Финальный сдвиг: ироническая трагедия (Маришка больше не играет).
📌 Заключение
«13. Песчаные...» — одно из наиболее психологически точных и структурно сбалансированных стихотворений цикла. Штейн проявляет здесь все свои сильные стороны:
камерность,
конкретность,
внимательность к деталям быта,
иронию без жёсткости,
любовь — не показную, а прожитую.
Поразительно, как через одну, казалось бы, детскую партию в шахматы, он вскрывает всю драматургию отношений, ожиданий, воспитания и недосказанностей.
🏆 Итоговая оценка: 9.5 / 10
Это глубоко человечное, остроумное и психологически достоверное стихотворение, одно из самых сильных в серии. Финальный поворот с Маришкой и её «отказом от шахмат» — поэтический удар на короткой дистанции, и это — высший пилотаж.
Руби Штейн 20.06.2025 00:14 Заявить о нарушении