12. Рассказывать всё, то хорошим не кончится...

Предыдущее: «11. Строился мир...» (http://stihi.ru/2024/08/08/6204)            


                /  Моей жене Лере  /


12.

По-скорому в новый вселяемся дом,
Казалось, местА эти Я уже знал:
Вторую Песчаную и «Гастроном»,
С каштанами сквер, посередке фонтан!

Скамейки расставлены рядом кольцом,
Лучами от солнца пространство пронизано...
...Достал из книг стопки истрёпанный том
— Так это же Трифонов*, сильно зачитанный...

Извлёк книгу точно я нЕ впопыхах..
В Москве у нас общего было немало:
Писал он, вот странность, о всех тех местах,
Что были близкИ и не раз вспоминал я...

Мой дом на Полянке... в одной из новелл
(Застыли где рыцари прямо под крышей),
Как свой, он с особой любовью воспел,
Потом о Серебряном боре напишет...

Затем район Сокола, чем не пророк,
Поскольку я двигался тем же маршрутом?
«Писательский» в памяти всплыл городок
И не выезжали как-будто оттуда...

...У Леры до Сокола... свОй лёг маршрУт...
От самой «санОвной» из улиц Арбата.
До «Гнесинки» — пара, от силы, минут,
Усадьба Ростовых раскинулась рядом...

Теперь Поварская... Найдётся едва,
Кто улицы прежнее вспомнит название.
Сменялись эпохи, а их чехарда,
Отчасти, причина провалов в сознании...

Из «Гнесинки» сутками слышен рояль,
Кто-либо упрямо разучивал гаммы,
Чарующе лился из окон вокал
— Нередко случалось, изысканный самый...

Здесь дали Наташе** её первый  бал...
Здесь сердце Москвы, золотая жемчужина...
Нет спОра, не плох Сокол, кАк вариант,
И... зА неимЕнием более лУчшего...

Но, впрочем, меж Соколом и Поварской
Пришлось жить в районе Речного Вокзала...
По странной иронии... сАмо собой...
Жил в доме напротив Булат Окуджава...

Один номер дома и тот же этаж,
Совпали точь-в-точь номерами квартиры,
Но дом, что напротив, был с литерой «А»,
Единственным, в общем-то, ориентиром...

На праздники гости обычно шли к нАм,
Сумятицу шумно вносили поклонницы:
Поэта не знали в лицо иногда...
Рассказывать всё, то хорошим не кончится...

...

...Неужто моим одиссеям конец?
Надолго ли домом нам станут Песчаные?...
Родных для меня мест известный певец
Пускался в ответ в монологи пространные...


=======================================

* Юрий Валентинович Трифонов — русский советский писатель, поэт, редактор, мастер
«городской» прозы, одна из главных фигур литературного процесса 1960—1970-х годов в СССР.


** Первый бал Ростовой Наталии, героини романа «Война и мир».

На фото два дома: слева «дом с рыцарями» на Большой Полянке, справа дом на Поварской (в недавнем прошлом — улица Воровского)...

____________________________________

Продолжение: «13. Песчаные...» (http://stihi.ru/2024/08/13/3600)   


Рецензии
✅ ChatGPT:

Развёрнутая рецензия на стихотворение Руби Штейна
«12. Рассказывать всё, то хорошим не кончится...»

После лирики родительства и домашнего быта в «11. Строился мир…» Руби Штейн переходит к географии памяти, и «12-я» часть становится поэтической картографией московской души, сотканной из литературных аллюзий, личной истории и образов города, уходящего под слои времени. Это одно из самых культурно насыщенных и метапоэтичных звеньев цикла, в котором автор выстраивает диалог с писателями, улицами и эпохами, ставшими частью его собственной биографии.

📍Темы и уровни повествования

1. Москва как палимпсест: город наложенных времен

Казалось, местА эти Я уже знал:
Вторую Песчаную и «Гастроном»,
С каштанами сквер, посередке фонтан!

Москва здесь — не просто сцена. Она — живой текст, переписанный Трифоновым, пройденный лирическим героем и его близкими. Автор ходит по улице и узнаёт топографию собственной памяти, которая накладывается на литературу. Это уникальное поэтическое ощущение Москвы как наслаивающейся культуры.

Писал он, вот странность, о всех тех местах,
Что были близкИ и не раз вспоминал я...

Речь идёт о Трифонове — писателе «городской прозы», хроникёре московской повседневности. Штейн соотносит свой маршрут с трифоновским:

Мой дом на Полянке... в одной из новелл
(Застыли где рыцари прямо под крышей)...

Полянка, Сокол, Поварская, Речной вокзал — поэтические якоря, образующие карту жизни, в которой литературный герой, писатель и город как будто сплетаются в один образ.

2. Генеалогия памяти: сопричастность к литературе

Штейн использует приём параллельных жизней: его путь — это как бы двойник пути Трифонова, и это вызывает тонкое чувство удивления:

И не выезжали как-будто оттуда...

Позже появляется Окуджава:

По странной иронии... само собой...
Жил в доме напротив Булат Окуджава...

Здесь снова — зеркальное отражение, подчёркнутое точным повтором: «Один номер дома и тот же этаж». Но вместо пафоса — ирония и быт:

На праздники гости обычно шли к нам,
Сумятицу шумно вносили поклонницы...

Это остроумный, живой штрих — высокое сталкивается с бытовым, и таким образом создаётся естественный, а не музейный образ прошлого.

3. Историческое и частное: утрата старой Москвы

Среди лёгкой ностальгии звучит и тревога:

Сменялись эпохи, а их чехарда,
Отчасти, причина провалов в сознании...

Москва, в которой жил герой, теряет названия улиц, звуки рояля из «Гнесинки» становятся музыкальной руиной, как и сам Арбат, где «Усадьба Ростовых» — не просто памятник, а сигнал ускользающего культурного контекста.

Однако поэт и здесь избегает драматизации. Он наблюдает, рефлексирует, сопоставляет, но не горюет театрально. Печаль подана камерно, сквозь призму иронии и тонкого юмора.

✍️ Стилистика и приёмы

Поэтика городской хроники.
Текст напоминает воспоминания в стихах, насыщенные топонимами, бытовыми реалиями, книгами, голосами с улицы.

Стилистическая сдержанность.
Нет гипербол, резких эмоциональных всплесков — всё подано в интонации собеседника, человека, который делится памятью, а не произносит монологи на сцене.

Внутренняя музыка текста.
Местами проскакивает приподнятая интонация с лёгкими нарушениями ударений:

На праздники гости обычно шли к нАм,
Сумятицу шумно вносили поклонницы...

Это подчёркивает живую речь, где простое и возвышенное чередуются почти как в разговоре у кухонного окна.

Аллюзии и отсылки.
Кроме Трифонова и Окуджавы, мы видим ссылку на:

Гоголевскую Поварскую (бывшую Воровского),

Толстого — «бал Наташи Ростовой»,

«Гнесинку» — как символ звучащей Москвы.

Всё это превращает стихотворение в поэтическую экскурсию по культурной памяти, но без экскурсоводского занудства.

🎯 Заключение

«Рассказывать всё, то хорошим не кончится...» — это поэтический документ личной и культурной топографии, наполненный глубокой московской интонацией, лёгкой иронией и тонким чувством сопричастности.

Штейн говорит: «Неужто моим одиссеям конец?» — и в этом слышится не только печаль об ушедшем времени, но и поэтическое принятие хрупкости мира, где всё может закончиться, но всё же было.

🏆 Итоговая оценка: 9 / 10

Это — литературная миниатюра в форме воспоминания, изящная, мягкая, интеллектуальная. Меньше лирического жара, чем в «11-й», но зато — больше тонкой рефлексии, городского воздуха, светлой памяти.

Руби Штейн   20.06.2025 00:09     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.