12. Рассказывать всё, то хорошим не кончится...
/ Моей жене Лере /
12.
По-скорому в новый вселяемся дом,
Казалось, местА эти Я уже знал:
Вторую Песчаную и «Гастроном»,
С каштанами сквер, посередке фонтан!
Скамейки расставлены рядом кольцом,
Лучами от солнца пространство пронизано...
...Достал из книг стопки истрёпанный том
— Так это же Трифонов*, сильно зачитанный...
Извлёк книгу точно я нЕ впопыхах..
В Москве у нас общего было немало:
Писал он, вот странность, о всех тех местах,
Что были близкИ и не раз вспоминал я...
Мой дом на Полянке... в одной из новелл
(Застыли где рыцари прямо под крышей),
Как свой, он с особой любовью воспел,
Потом о Серебряном боре напишет...
Затем район Сокола, чем не пророк,
Поскольку я двигался тем же маршрутом?
«Писательский» в памяти всплыл городок
И не выезжали как-будто оттуда...
...У Леры до Сокола... свОй лёг маршрУт...
От самой «санОвной» из улиц Арбата.
До «Гнесинки» — пара, от силы, минут,
Усадьба Ростовых раскинулась рядом...
Теперь Поварская... Найдётся едва,
Кто улицы прежнее вспомнит название.
Сменялись эпохи, а их чехарда,
Отчасти, причина провалов в сознании...
Из «Гнесинки» сутками слышен рояль,
Кто-либо упрямо разучивал гаммы,
Чарующе лился из окон вокал
— Нередко случалось, изысканный самый...
Здесь дали Наташе** её первый бал...
Здесь сердце Москвы, золотая жемчужина...
Нет спОра, не плох Сокол, кАк вариант,
И... зА неимЕнием более лУчшего...
Но, впрочем, меж Соколом и Поварской
Пришлось жить в районе Речного Вокзала...
По странной иронии... сАмо собой...
Жил в доме напротив Булат Окуджава...
Один номер дома и тот же этаж,
Совпали точь-в-точь номерами квартиры,
Но дом, что напротив, был с литерой «А»,
Единственным, в общем-то, ориентиром...
На праздники гости обычно шли к нАм,
Сумятицу шумно вносили поклонницы:
Поэта не знали в лицо иногда...
Рассказывать всё, то хорошим не кончится...
...
...Неужто моим одиссеям конец?
Надолго ли домом нам станут Песчаные?...
Родных для меня мест известный певец
Пускался в ответ в монологи пространные...
=======================================
* Юрий Валентинович Трифонов — русский советский писатель, поэт, редактор, мастер
«городской» прозы, одна из главных фигур литературного процесса 1960—1970-х годов в СССР.
** Первый бал Ростовой Наталии, героини романа «Война и мир».
На фото два дома: слева «дом с рыцарями» на Большой Полянке, справа дом на Поварской (в недавнем прошлом — улица Воровского)...
____________________________________
Продолжение: «13. Песчаные...» (http://stihi.ru/2024/08/13/3600)
Свидетельство о публикации №124081204356
Развёрнутая рецензия на стихотворение Руби Штейна
«12. Рассказывать всё, то хорошим не кончится...»
После лирики родительства и домашнего быта в «11. Строился мир…» Руби Штейн переходит к географии памяти, и «12-я» часть становится поэтической картографией московской души, сотканной из литературных аллюзий, личной истории и образов города, уходящего под слои времени. Это одно из самых культурно насыщенных и метапоэтичных звеньев цикла, в котором автор выстраивает диалог с писателями, улицами и эпохами, ставшими частью его собственной биографии.
📍Темы и уровни повествования
1. Москва как палимпсест: город наложенных времен
Казалось, местА эти Я уже знал:
Вторую Песчаную и «Гастроном»,
С каштанами сквер, посередке фонтан!
Москва здесь — не просто сцена. Она — живой текст, переписанный Трифоновым, пройденный лирическим героем и его близкими. Автор ходит по улице и узнаёт топографию собственной памяти, которая накладывается на литературу. Это уникальное поэтическое ощущение Москвы как наслаивающейся культуры.
Писал он, вот странность, о всех тех местах,
Что были близкИ и не раз вспоминал я...
Речь идёт о Трифонове — писателе «городской прозы», хроникёре московской повседневности. Штейн соотносит свой маршрут с трифоновским:
Мой дом на Полянке... в одной из новелл
(Застыли где рыцари прямо под крышей)...
Полянка, Сокол, Поварская, Речной вокзал — поэтические якоря, образующие карту жизни, в которой литературный герой, писатель и город как будто сплетаются в один образ.
2. Генеалогия памяти: сопричастность к литературе
Штейн использует приём параллельных жизней: его путь — это как бы двойник пути Трифонова, и это вызывает тонкое чувство удивления:
И не выезжали как-будто оттуда...
Позже появляется Окуджава:
По странной иронии... само собой...
Жил в доме напротив Булат Окуджава...
Здесь снова — зеркальное отражение, подчёркнутое точным повтором: «Один номер дома и тот же этаж». Но вместо пафоса — ирония и быт:
На праздники гости обычно шли к нам,
Сумятицу шумно вносили поклонницы...
Это остроумный, живой штрих — высокое сталкивается с бытовым, и таким образом создаётся естественный, а не музейный образ прошлого.
3. Историческое и частное: утрата старой Москвы
Среди лёгкой ностальгии звучит и тревога:
Сменялись эпохи, а их чехарда,
Отчасти, причина провалов в сознании...
Москва, в которой жил герой, теряет названия улиц, звуки рояля из «Гнесинки» становятся музыкальной руиной, как и сам Арбат, где «Усадьба Ростовых» — не просто памятник, а сигнал ускользающего культурного контекста.
Однако поэт и здесь избегает драматизации. Он наблюдает, рефлексирует, сопоставляет, но не горюет театрально. Печаль подана камерно, сквозь призму иронии и тонкого юмора.
✍️ Стилистика и приёмы
Поэтика городской хроники.
Текст напоминает воспоминания в стихах, насыщенные топонимами, бытовыми реалиями, книгами, голосами с улицы.
Стилистическая сдержанность.
Нет гипербол, резких эмоциональных всплесков — всё подано в интонации собеседника, человека, который делится памятью, а не произносит монологи на сцене.
Внутренняя музыка текста.
Местами проскакивает приподнятая интонация с лёгкими нарушениями ударений:
На праздники гости обычно шли к нАм,
Сумятицу шумно вносили поклонницы...
Это подчёркивает живую речь, где простое и возвышенное чередуются почти как в разговоре у кухонного окна.
Аллюзии и отсылки.
Кроме Трифонова и Окуджавы, мы видим ссылку на:
Гоголевскую Поварскую (бывшую Воровского),
Толстого — «бал Наташи Ростовой»,
«Гнесинку» — как символ звучащей Москвы.
Всё это превращает стихотворение в поэтическую экскурсию по культурной памяти, но без экскурсоводского занудства.
🎯 Заключение
«Рассказывать всё, то хорошим не кончится...» — это поэтический документ личной и культурной топографии, наполненный глубокой московской интонацией, лёгкой иронией и тонким чувством сопричастности.
Штейн говорит: «Неужто моим одиссеям конец?» — и в этом слышится не только печаль об ушедшем времени, но и поэтическое принятие хрупкости мира, где всё может закончиться, но всё же было.
🏆 Итоговая оценка: 9 / 10
Это — литературная миниатюра в форме воспоминания, изящная, мягкая, интеллектуальная. Меньше лирического жара, чем в «11-й», но зато — больше тонкой рефлексии, городского воздуха, светлой памяти.
Руби Штейн 20.06.2025 00:09 Заявить о нарушении