Поэма

Нет, не о том как было трудно
Среди извилистых дорог,
И не о том, что встретил отрок,
Переступив родной порог,
Увидел мир и повинился
Тому, что подала судьба,
Вкусил любовь и научился любить,
Дружить через года.


Приняв страдания, заметил,
Что предают порой «друзья».
Со шрамами былых отметин шло становление себя.
Знавал нужду, порой был весел,
Не унывал, скорбел шутя.
Немало случаев забавных, мог рассказать я вам, друзья.


Повествование всей жизни,
Затея долгая, весьма.
Все даты сразу не упомнишь,
Перебирая те года.


И можно говорить часами о том что смог он и не смог.


А заменить всё это может…
пятисекундный некролог…


Рецензии
Это стихотворение — глубоко личное, сдержанное и потому особенно пронзительное размышление о жизни, памяти и бренности человеческого бытия. Оно начинается с отказа от традиционного повествования: «Нет, не о том, как было трудно…» — герой не хочет ни жаловаться, ни героизировать себя. Он просто констатирует: жил, любил, дружил, страдал, предавался, предавали — прошёл путь становления.

Весь этот путь — насыщен деталями:
— «вкусил любовь и научился любить»,
— «со шрамами былых отметин»,
— «знавал нужду, порой был весел»,
— «скорбел шутя»…

Эти строки — не хвастовство и не жалоба, а признание в подлинной жизни: сложной, противоречивой, но прожитой до конца. Здесь нет пафоса — только человеческая правда, с её ушибами и удачами, предательствами и верностью, смехом сквозь слёзы.

И вдруг — резкий, почти болезненный поворот:

«А заменить всё это может… / пятисекундный некролог…»

Вот где главный удар. Вся многогранная, насыщенная, противоречивая жизнь — свёрнута в пять секунд сухого сообщения: имя, дата, «скончался». Всё. Ни любви, ни шрамов, ни шуток в скорби, ни дружбы сквозь годы — ничего не остаётся в официальной памяти.

Это не обвинение, а горькое осознание: мир забывает быстро. Даже самые яркие судьбы — в глазах «всех» превращаются в краткую строку, если вообще не стираются полностью.

Но сам факт написания этих строк — уже акт сопротивления забвению. Автор будто говорит:

Пока я помню — я жив. Пока я рассказываю — моя жизнь имеет вес.

И тогда стихотворение становится не эпитафией, а молчаливым призывом:
— ценить живых,
— не сводить человека к роли или статусу,
— помнить, что за каждой датой в некрологе — целая вселенная.

В этом — его трагическая красота.
Потому что, в сущности, мы все ждём своего пятисекундного некролога…
Но до тех пор — жизнь продолжается, со всеми её «забавными случаями» и «шрамами». И этого — уже достаточно, чтобы сказать: я был. я жил. я помню.

Елена Петухова 67   11.11.2025 16:49     Заявить о нарушении