Святая земля - 2 мая 2002 год. Великий Четверг - 2

     СВЯТАЯ ГОРА СИОН. ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ
               
     Мы едем на гору Сион. Гора Сион составляет южную из возвышенностей, на которых расположен Иерусалим. "Пойте Господеви, живущему в Сионе (Пс.9,12). Явится Бог Богов в Сионе (Пс.83,8). Господь в Сионе велик и высок есть над всеми людьми (Пс.89,20). Основания его на горах святых, любит Господь врата Сиона паче всех селений Иаковлевых (Пс.86,2-4). Благословит тя Господь от Сиона, сотворивый небо и землю" (Пс.133,3). Величайшую славу гора приобрела уже после Рождества Христова.
     Не верится, что я нахожусь на Святой горе Сион в то время ее славы, о котором предсказали пророки Исаия и Михей: "Будет в последняя дни явлена гора Господня, и дом Божий на версе гор, и возвысится превыше холмов: и придут к ней все языцы, и пойдут языцы многи, и рекут: приидите и взыдем на гору Господню и в дом Бога Иаковля, и возвестит нам путь Свой, и пойдем по нему: ибо из Сиона выйдет закон и слово Господне из Иерусалима" (Ис.2,3). Отсюда мои первые шаги начали путь по следам Спасителя рода человеческого, Господа нашего Иисуса Христа, Пречистой Богородицы, апостолов.
     Вот она - та горница Сионская, о которой говорится в Евангелии, первый христианский храм и место великих священных событий…         
     В древности, на развалинах дома, где была Тайная Вечеря, была построена
небольшая церковь Христова, при разорении Иерусалима она уцелела и названа была «первой церковью и матерью всех церквей». Святая царица Елена восстановила ее. Горница переходила от христиан к мусульманам, и наоборот, а с 1559 года и по настоящее время турки владеют этим священным местом.
     Со страхом и трепетом переступаю порог Сионской горницы... Храм разделяется на верхнюю и нижнюю части. Нижняя часть состоит из двух комнат: первую называют омовением ног, а вторую местом явления Господа ученикам Своим. Небольшая лестница ведет вверх, где тоже две комнаты: первая - место Тайной Вечери, другая - место сошествия Святого Духа. Стоят две мраморные колонны, поддерживающие своды. В верхней части сводов находится изображение "агнца", вероятно, в воспоминание Божественного Агнца, преподанного ученикам на Тайной Вечери, стоит одинокая скульптура масличного дерева, а на колоннах изображены барельефы пеликанов, кормящих детенышей и витражи 17 века.
   
     В горнице ни души... Сердце содрогнулось от одной мысли, что нахожусь именно в тот день, Великий Четверг, когда Спаситель, совершил здесь Тайную Вечерю. Мое сознание переместилось в то Евангельское событие, происшедшее здесь почти 2000 лет тому назад...
     Вот, Господь входит с двенадцатью апостолами в приготовленную горницу. Они возлегли за приготовленною трапезою и говорит им:
     - Очень желал Я есть с вами эту Пасху прежде Моего страдания, потому что, говорю вам, уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием.               
     Господь говорит о наступающих скорбях и близком кресте, а ученики Его начинают спор за первенство, кто ближе к Учителю, кто больше?  Он встает, снимает с Себя верхнюю одежду, берет полотенце и опоясывается им; не останавливается на том; Сам же наливает воду в умывальницу; не приказывает другому сделать, а Сам все это делает; совершает то, что обыкновенно возлагалось на последнего раба, как обязанность тягостная, грязная и презренная. Он, Господь Неба и земли, со смирением слуги и с любовью друга смывает и отирает ноги полотенцем Своим ученикам. Невиданное деяние небесного смирения отозвалось сильным потрясением в сердцах учеников. Но они с детской покорностью и благоговением смотрели на служение Учителя и Господа своего.
     Только Петр смутился:   
      - Господи, Ты ли мои умоешь ноги?
     Иисус ответил ему коротко:
      - Что Я делаю теперь, ты не знаешь, а уразумеешь после.
     Но порывистый, пламенный ученик не может допустить, чтобы Сын Божий, царь Израильский, Господь, повелевающий морю и ветрам, дающий зрение слепым, здоровье больным, жизнь мертвецам; Тот, Который владеет глаголами вечной жизни, как раб умывал ноги ученику Своему.
     - Не умоешь ног моих во веки! - воскликнул он.
     - Если не умою тебя, не имеешь части со Мною, - отвечал Иисус.
     Тогда Петр говорит:
     - Господи, не только ноги мои, но и руки и голову!
     Настолько ему казалось ужасным " не иметь части" с Тем, Кому он предан всею душой.
     Но Иисус отвечает:
      - Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все.
     Он знал предателя Своего, потому и сказал: "не все чисты". Затем Иисус объясняет апостолам значение Своего поступка:
     - Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите; ибо Я - точно То. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны поступать так же. Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.
     Этим примером Господь показал не только свою любовь к ученикам Своим, но и научил их смирению, т.е. не считать за унижение для себя служить кому бы то ни было.
    
     В числе тех, кому Иисус омыл ноги, был Иуда. Он не поколебался в своем предательстве. «Истинный Мессия, - думал он, - не стал бы унижаться, исполняя обязанности раба, но величественно и гордо, как царь, повел бы их на блестящий подвиг освобождения иудейского народа. И ненависть Иуды к Учителю возросла. Его решение о предательстве окончательно окрепло.
     После вкушения ветхозаветной Пасхи, Иисус Христос, взяв хлеб, благословил его, переломил на части и, подавая ученикам, сказал:
     - Примите, ядите; сие есть Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов (за вас предается на страдание и смерть для прощения грехов).
     Потом взял чашу с виноградным вином, благодарил, возблагодарив Бога Отца за все Его милости к роду человеческому и подавая ученикам, сказал:
     - Пейте из нее все, это Моя Кровь Нового Завета, за вас проливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.
     Вот так, на этой вечери Любовь небесная, готовая на смерть за людей, установила главное христианское Таинство Причащения - источник жизни для людей.
    «Хвала и слава Тебе, Любовь безпредельная! Ты всех людей приглашаешь к Чаше, независимо от звания, пола, возраста. Это Твоя воля».
     Столько любви небесной на этой трапезе, и одна рука предателя - за тою же трапезою!  Господь не указывает на имя предателя. Он только снова говорит ученикам, что грешник Ему известен:
     - Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается, лучше бы этому человеку не родиться.               
     Ученики глубоко потрясены этими словами. Каждый испугался за самого себя, не в нем ли Господь видит готовность на дело черное. Петр, желая поскорее узнать, чтобы предупредить измену, сделал знак Иоанну, который возлежал рядом с Иисусом и тот тихо спросил Учителя:
     - Господи, кто это?
     Любимому и любящему ученику Спаситель не отказывает в исполнении желания его - узнать предателя. Иисус тихо ответил:
     - Тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам.
     И обмакнув кусок, подал его Иуде Искариотскому.
     И после сего куска вошел в него сатана. Он лицемерно и дерзко спросил Христа вместе с другими:
     - Ни я ли, Равви?
     Спаситель тихо сказал ему:
     - Ты, - но никто этого не слышал.
     Как можно было без негодования отвечать такой страшной душе. Небесная благость Твоя, Господи, отвечает кротко:
     - Ты знаешь сам, - и добавил:
     - Что делаешь, - делай скорее!
     Но никто не понял, для чего это Спаситель сказал ему. А так как у Иуды был ящик с деньгами, то ученики подумали, что Иисус Христос посылает его купить что-либо к празднику или раздать милостыню нищим. Иуда, пренебрегая Сыном Божиим ради денег, принимает кусок и тотчас выходит. Была уже ночь.
         
     Иисус знал, что Иуда ушел с целью выполнить свой предательский замысел.
     Он обращается к ученикам с прощальными словами:
     - Ныне прославился Сын Человеческий и Бог прославился в Нем. Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе и вскоре прославит Его.               
     - Дети! не долго уже быть Мне с вами; будете искать Меня, и, как сказал Я иудеям, что куда Я иду, вы не можете придти, так и вам говорю теперь.
     Как нежный любящий Отец при последней разлуке с детьми, Он дает им последнее завещание, напоминает им то главное, чему учил Он на земле:
     - Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга. По тому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.
     Иисус Христос предсказывает ученикам, что все они соблазнятся о Нем в эту ночь, все разбегутся, оставив Его одного. Апостол же Петр сказал:               
     - Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь.
     Любящий Господь открывает ему:
     - Истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде чем пропоет петух, ты трижды отречешься от Меня и скажешь, что не знаешь Меня.
     Но Петр еще больше стал уверять:
     - Хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя.
     То же говорили и другие апостолы.
     - Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога (Отца) и в Меня (Сына Божия) веруйте.
     Вера должна спасти и укрепить их в предстоящих испытаниях, когда Он будет с Отцом на Небесах, они останутся здесь на земле и будут по Его примеру творить волю Отца.             
     Спаситель обещал ученикам Своим послать от Отца Своего другого Утешителя и Учителя, вместо Себя - Святого Духа.
     - Я умолю Отца, и Он даст вам другого Утешителя, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, потому что Он с вами пребывает и в вас будет. Еще немного и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня; потому что Я живу (т.е. Я есть жизнь, и смерть не может победить Меня), и вы будете жить. Утешитель же Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам. Дух Святой - Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною. Не оставлю вас сиротами; приду к вам. Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня; ибо Я живу, и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.
    
     Прощаясь с учениками, Христос обещает им мир душевный, который Он Сам обретал, исполняя волю Отца:
     - Мир оставляю вам; не так как мир дает, Я даю вам.
     Иисус Христос предсказал ученикам Своим, что много зла и бед придется им вытерпеть от людей за то, что они веруют в Него.
     После этого предсказания Христос в нескольких словах с необыкновенной силой и глубиною выразил основную мысль всей прощальной речи Своей, даже больше, - всего учения Своего, всей Своей земной проповеди:
     - Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь (крепитесь): Я победил мир (т.е. зло в мире).
     - Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой  - виноградарь. Всякую у меня ветвь, не приносящую плода, отсекает; и всякую приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не может делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают.   
     Христос еще раз говорит:
     - Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы - друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во Имя Мое, Он дал вам. Сие заповедую вам, да любите друг друга. (Иоан.13,31;14,31;15, 16; Матф.26,30-35; Марк.14,26-31; Лук.22,31,32).
     Затем Он обращается с молитвой к Отцу, как первый священник на земле, как первый пастырь, душу Свою положивший за людей, молится за Своих учеников и за Свою будущую Церковь, кто будет веровать в Него, чтобы Отец Небесный сохранил их всех в твердой вере, в любви и в единстве между собою. Христос просит Отца, чтобы единая Церковь сияла Божественною славой, той же славой, какою озарен по воле Отца Сам Богочеловек. Тогда мир познает, что Бог любит верующих в Него и прославляет их.
     Закончив молитву Свою, Христос и ученики Его вышли из горницы.
         
     Я прожила Тайную Вечерю со слезами стыда, раскаяния, и… радости. «Слава Тебе, Господи, Ты по Своей безпредельной любви не оставил Свое создание погибнуть во грехах, а исполнил Духом Божиим Церковь Свою и даешь всем через нее жизнь вечную!».
     Мы вышли из горницы, а в это время у Гроба Господня шла Служба Великого Четверга, посвященная воспоминанию умовения Иисусом Христом ног ученикам, Тайной Вечери, молитвы Иисуса Христа в саду Гефсиманском и предания Его Иудой:
     "Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе, праведного Судию, предает. Виждь имений рачителю, сих ради удавление употребивша. Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия; Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе".
     Чин омовения ног совершает сам Блаженнейший Патриарх Ириней на площади перед входом в Храм Господень. Он остается в одном подряснике и, препоясываясь, умывает ноги двенадцати греческим батюшкам. До этого они тянут жребий: кто, каким апостолом будет. Тот, кому выпадает быть Иудой, - даже иногда плачет.


Рецензии