Мои предки Ботяновские
ВСТУПЛЕНИЕ
Интерес к своим корням привел меня в Национальный исторический архив Беларуси на Кропоткина в декабре 2010 года. За первые 9 лет работы мною было просмотрено множество документов, хранящихся в НИАБ: метрические книги, ревизские сказки, несколько инвентарей XVIII-го века, акты Минского гродского суда; просмотрены также метрики Прилепской церкви XVIII столетия, хранящиеся в РГИА в Петербурге. В данной статье я пишу о происхождении собственного рода, о местах расселения представителей моей фамилии, при этом акцент делается на тех Ботяновских, которые проживали на территории современного Смолевичского района, в пределах имения Прилепы, так как именно они являются моими пращурами; среди всего прочего я поднимаю непростой вопрос сословного происхождения Ботяновских. Трудная, но интересная судьба этого рода описана мною, начиная с 1748 года (первого упоминания моего предка) до середины XX столетия. К сожалению, мною просмотрены далеко не все документы. Некоторые дела, хранящиеся в РГИА в Петербурге, мне не доступны. Это обстоятельство указывает на то, что данная статья не является окончательным вариантом рассказа о роде Ботяновских, чьи корни из Минского воеводства.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФАМИЛИИ И ЕЕ РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ
Ботян – это распространенное в некоторых частях Беларуси название аиста. Белорусское слово «ботян» созвучно польскому «боцен», что также обозначает: «аист». Неудивительно, что в Польше живет немало людей, носящих фамилию «Ботяновский». В современной Польше известно несколько художников с этой фамилией. Есть версия о том, что фамилия «Ботяновский» в Беларусь пришла именно из Польши, однако автор статьи склонен придерживаться мнения о ее местном, белорусском происхождении.
Разумеется, до революции фамилию «Ботяновский» носили не только белорусы и поляки, встречалась она и среди «великороссов». Например, известен Федор Карлович Ботяновский-Скарчевский, майор царской армии, кавалер ордена Святого Георгия IV класса. Встречались Ботяновские и на Украине. Русский писатель и историк Владимир Феофилович Боцяновский (1869—1943) родился на Украине и происходил из известного в Волынской губернии священнического рода Боцяновских. Известен также архитектор Ботяновский Тарас Григорьевич (1918-2004), родившийся в Киеве в семье бывшего дворянина и работавший главным архитектором в городах Саратове, Балаково и Волгодонске.
До 1917 года Ботяновские-белорусы жили преимущественно на Ошмянщине, Брестщине, Витебщине и Минщине. Популярность этой фамилии в Минской губернии была столь велика, что известный белорусский писатель Якуб Колас даже вывел героя с подобной фамилией в одном из своих произведений (дьяка Ботяновского в романе «На росстанях»). В советское время фамилия эта была распространена в Минской, Гродненской, Витебской и Брестской областях, а сегодня Ботяновские живут как по всей Беларуси, так и по всему миру.
Кроме фамилии “Ботяновский” в Беларуси также распространена фамилия “Ботян”. Ее заметным представителем является Алексей Николаевич Ботян (10 февраля 1917, деревня Чертовичи, Виленская губерния, Российская империя) — советский разведчик, ветеран Великой Отечественной войны 1941—1945 годов, Герой России, один из спасителей города Кракова. А. Н. Ботян был одним из прототипов легендарного майора Вихря.
Вообще на Минщине в XVIII–XX столетиях Ботяны встречаются в документах довольно часто. Мною замечено, что в XVIII веке люди с фамилиями “Ботяновские” и “Ботяны” ходили в одну и ту же Прилепскую униатскую церковь. Какое отношение Ботяны имеют к Ботяновским? Возможно, представители этих двух фамилий имели общего предка, при этом одна ветвь сохранила изначальный вариант фамилии (Ботян), а другая ветвь (или ветви) добавила окончание "-овский", в результате чего и появилась такая фамилия как Ботяновский. Подобные случаи трансформации фамилий (например, Качаны становились Качановскими, Соболи Соболевскими и так далее) можно объяснить польским влиянием. Фамилии с окончаниями "-овский", "-евский" , "-ицкий" в Польше очень распространены, а так как наши предки долгое время жили в одном с поляками государстве (в Речи Посполитой), то неудивительно, что и фамилии многих белорусов звучали на польский манер. Вероятно, во времена Речи Посполитой носить "польскую" фамилию считалось модным, престижным.
Белорусы времен Речи Посполитой были очень зависимы от своего социального статуса, и эта зависимость часто выражалась в том, какие фамилии они носили. Изменение социального статуса часто приводило и к изменению фамилии. Возможно, с Ботянами-Ботяновскими дело обстояло именно так: какая-то ветвь рода, получив боярское и земянское звание, решила поменять фамилию, в результате чего Ботяны стали Ботяновскими.
Кроме того, написание фамилии зависело не только от ее носителей, но и от ее фиксаторов, руководимых как утилитарными намерениями в экономии бумаги, так и культурным фактором личного отношения к фиксируемому лицу (кого-то могли отметить с престижной формой Ботяновский, а кого-то с менее престижной формой Ботян). Потому в одном роду представители разных линий и разных поколений могли носить как одну, так и другую форму фамилии. Также один человек мог быть записан в разные годы под разными формами.
(Если говорить о написании фамилии более подробно, то в метриках Прилепской церкви на протяжении XIX–начала XX веков писари записывали «прилепских» Ботяновских по-разному: «Боцяновскими», «Батяновскими», «Ботяновскими». В Ревизской сказке 1795 года некоторые представители рода были записаны Ботянами, хотя в метрических книгах того времени они упоминались всегда как Ботяновские.)
Бытует мнение, что фамилии, имеющие окончания: «–овский», «-евский», шляхетские. Действительно, среди шляхты очень распространены подобные формы фамилий. Однако это не означает, что все носители таковых фамилий относились к шляхте. Это касается и Ботяновских. Не все Ботяновские имеют шляхетское происхождение, хотя в шляхетских гербовниках данная фамилия встречается довольно часто.
Фамилия Ботяновский (Bocianowski) упомянута как минимум в семи гербовниках.
Вот их авторы: А. Бонецкий “Гербовник польский”, К. Несецкий “Гербовник польский”, А. Знамеровский “Гербовник польский”, Т. Гайл “Гербовник польский”, А. Бжезин – Винярский “Гербовник польский”, “Гербовник белорусской шляхты”, (т. 2., авторы: С.А. Рыбчонок и др.), И.С. Дунин-Борковский «Список фамилий польской шляхты».
В большинстве случаев гербом Ботяновских указан «Любич», один раз – «Наленч».
Следует добавить, что на генеалогическом сайте ЗБШ (http://www.nobility.by) фамилия «Ботяновский» встречается в перечне шляхетских родов Ошмянщины.
Неизвестно, были ли «минские» Ботяновские ответвлением шляхетского рода Ботяновских, представители которого проживали в Ошмянском повете. Неизвестно также, есть ли родственная связь между Ботяновскими из Минского повета с Ботяновскими, которые проживали на территории современных Гродненской, Витебской и Брестской областей.
Некоторую информацию о шляхетных Ботяновских можно встретить в следующих книгах: Евгений Анищенко «Шляхта Брестского воеводства, XVIII век»; Яўген Анішчанка «Ураднікі беларускіх земляў ВКЛ пры Станіславе Панятоўскім»; Яўген Анішчанка «Ураднікі беларускіх земляў ВКЛ у першай палове XVIII ст.»; Чеслав Янковский «Повет Ошмянский»; «Гербовник белорусской шляхты» т. 2. Б. (Минск: НАРБ, 2007, автор С.А. Рыбчонок и др.).
Охватить всех Ботяновских, живших и живущих на белорусской земле, невозможно, поэтому автор, чьими предками были Ботяновские из-под Минска, будет вести речь в основном о Ботяновских, проживавших в XVIII–XX веках на территории современной Минской области.
.
МЕСТА ПРОЖИВАНИЯ БОТЯНОВСКИХ, ЧЬИ КОРНИ ИЗ ИМЕНИЯ ПРИЛЕПЫ
Перед тем как поведать историю рода Ботяновских, необходимо перечислить места расселения его представителей.
Из инвентаря митрополитского имения Прилепы за 1748 год, а также из метрических книг Прилепской униатской церкви, известно, что в XVIII столетии Ботяновские проживали в таких деревнях, как Рудня, Усяжа, Оношки, Колодези Малые, Колодези Великие, Ляды, Смолевичи, Раубичи, Глодовка, Цна, Мончаки, Правый Лог.
Б;льшая часть этих селений принадлежала униатской митрополии, входила в состав церковного имения Прилепы. Из ревизских сказок и метрик нам становится известно, что в следующем, XIX веке многие Ботяновские остались проживать в тех же самых деревнях, но некоторые представители рода начали активное переселение в близлежащие деревни, сёла и застенки.
Так, в XIX веке Ботяновские уже жили в следующих местах: Казенная Рудня (Рудня Прилепская), Казенная Усяжа, Оношки, Тадулино (Колодези), Ляды, Смолевичи, Раубичи, Глодовка, Цна, Мончаки, Правый Лог, Усяжка, Багута, Задомля, Сутоки, Ковалевщина, Шпаковщина, Верхняя Березовица, Емельяново, Домашаны, Владиново, Трубичино; к этим деревням следует также добавить село Прилепы, урочище Курганы, а также застенки Батуринки, Рудомейка, Рутовино и Дубовики.
В начале XX-го века кроме вышеупомянутых селений Ботяновские встречаются также в таких деревнях, как Загорье, Залужье, Погорельцы, Избицкое, Уборки.
Те Ботяновские, потомком которых является автор данной статьи, в середине XVIII-го века проживали преимущественно на территории деревни Рудня (Рудня Прилепская).
Само название «Рудня» происходит от слова «руда»; вероятно, когда-то на территории селения добывали руду. Белорусских деревень с названием Рудня существует десятки; причем «Рудни» есть не только в Беларуси, но и в России, и на Украине.
Население Рудни Прилепской постоянно росло; так, в 1795 году в Рудне было 15 дворов, в 1816 – 18, в 1833 – 21, в 1850 – 28, в 1897 – 52, а в 1917 – уже 57 дворов.
Все жители Рудни были прихожанами Прилепской униатской (с 1839-го года – православной) церкви.
В деревне Рудня находилась сельско-приходская школа, открытая в 1865 году. В начале XX столетия Рудня Прилепская располагалась на территории Минского уезда и относилась к Острошицко-Городецкой волости, к имению Гатово. Деревня Рудня существует и в наши дни.
Сегодня «адрес» Рудни Прилепской таков: деревня Рудня, Прилепский сельсовет, Смолевичский район.
Необходимо добавить, что возле Рудни в XIX веке находилось урочище Ботяновка, переставшее существовать после Великой Отечественной войны. По мнению некоторых исследователей, малые географические объекты, такие как урочище, борок или поляна, чаще всего получали свое название от фамилии, формы имени или прозвища владельца. Учитывая сходство в звучании, смею предположить, что к истории урочища Ботяновка каким-то образом прикоснулись Ботяновские (возможно, владели там землей). Однако конкретных сведений о том, жили ли Ботяновские в Ботяновке, нет, а о том, существовало ли это урочище в XVIII веке, тоже нет никаких сведений. Если же говорить о XX веке, то в книге “Памяць. Смалявіцкі раён. Жодзіна” (Мінск: Белта, 2000, с. 177) есть упоминание хутора Ботяновщина. Возможно, это вариант названия урочища Ботяновка.
XVIII ВЕК. ИНВЕНТАРИ. ЛИБЕРТАЦИЯ. РЕВИЗСКИЕ СКАЗКИ
Первый известный представитель рода – боярин Аухим Ботяновский (Auchim Bocianowski, bojarzyn).
Из инвентаря церковного имения Прилепы за 1748 год мы узнаём, что Аухим Ботяновский проживал в деревне Оношки, откуда переехал в Рудню, где пребывал «на слободе» (был временно свободен от всех повинностей). Кроме боярина Аухима в Оношках на тяглой земле проживали Федор и Ярмак Ботяновские, при этом Ярмак записан как вольный (wolny). В соседней деревне Колодези также упомянут Грицко Ботяновский.
Григория Ботяновского и членов его семейства мы можем встретить в Ревизской сказке 1795 года, из которой мы узнаем, что по соседству с ним в селении Малые Колодези вместе с семьей проживал также Александр Степанов Батян, 30-ти лет, кузнец. Вероятность родства между собой всех этих людей довольно высокая.
Кроме упомянутого инвентаря за 1748 год не менее интересным документом времен Речи Посполитой для Ботяновских является Либертация за 1769 год, найденная в Актовой книге Минского гродского суда:
«Либертация, выданная 7 августа 1769 года Фелицианом Филиппом Володковичем, митрополитом киевским, Никодиму Ботяновскому, земянину церковного имения Прилепы, об освобождении последнего вместе с семьей от чинша и всяких повинностей, а также о разрешении вести торговлю в Прилепах пенькой, привезенной из-за границы волости».
Привожу этот документ полностью (перевод с латыни и польского на белорусский язык осуществлен кандидатом исторических наук В. Врублевским):
Лібертацыя, выдадзеная 7 жніўня 1769 года Феліцыянам Піліпам Валадковічам, мітрапалітам кіеўскім, Нікадзіму Бацяноўскаму, зямяніну царкоўнага ўладання Прылепы, аб вызваленні апошняга разам з сям’ёй ад чыншу і ўсялякіх павіннасцей, а таксама аб дазволе весці гандаль у Прылепах пянькой, прывезенай з-за межаў воласці.
На судах гродскіх ваяводства Менскага, праводзімых у звычайным месцы, у горадзе Яго Каралеўскай Міласці Менску, перад намі Ігнацыем Дашкевічам, падстарастам гарадскім і камісарам цывільна-вайсковым ваяводства Менскага, Юзафатам Сялявай, стольнікам ваяводства Полацкага, суддзёй, Станіславам Багушэвічам, пасаду пісара займаючым, ураднікамі гродскімі тагож ваяводства стаў асабіста адвакат вялебнага яговялікасці [пана] пан Антоній Валіцкі, ротмістр ваяводства Віленскага. Дакумент вызваляючы ад усялякай працы Нікадзіма Бацяноўскага, зямяніна, выдадзены і служачы, да актаў падаў. [Сэнс] якога выражаецца наступны. Года Божага тысяча семсот шэсцьдзясят дзевятага, дня сёмага жніўня [Валадковіч] дае права Нікадзіму Бацяноўскаму, зямяніну, на тое каб быць вызваленаму, акрамя самога чынша, ад якога ў далейшыя часы і дзеці Яго вольнымі будуць, ад усялякай працы, дарогі, вартаў і іншых павіннасцей паводле інвентара перад тым дваром [да выканання] належачых. За гэту вольнасць ад Пакравоў штогод плаціць па дзесяць бітых талераў [Бацяноўскі] павінен. Такое права заўсёды мець мае. Пры звыклай пячаці, у дзень і год той жа, рукой уласнай зацверджаны тамуж Нікадзіму дазвол весці гандаль у Прылепах пянькой, куплёнай не ў воласці Прылепскай. У той лібертацыі пры выціснутай на чырвоным полі гербавай пячаці подпіс актыкатара тымі выражаецца словамі: Феліцыян Валадковіч, арцыбіскуп Малай і мітрапаліт Цэлай Русі. Той дакумент лібертацыйны за паданнем яго да актаў, значыць да кніг гродскіх, спраў вячыстых ваяводства Менскага ўпісаны. Выпіс выдадзены ... (ініцыялы не разабраны, маецца на ўвазе намеснік пісара).
Тлумачэнні:
Дата дакумента “05.03.1790” – дата ўнясення дакумента ў актавую кнігу Менскага гродскага суда для надання яму юрыдычнай сілы. Выдадзены ён быў Бацяноўскаму 07.08.1769 (у дакуменце гэта дата напісана на латыні). Верагодна з таго самага дня Бацяноўскі распачаў карыстацца сваімі новымі правамі і абавязкамі.
Крыніца: НГАБ, фонд 1727, вопісь 1, справа 29. Арк. 132 – 133 адв. Актавая кніга Менскага гродскага суда.
Трудно сказать, за какие услуги Ботяновские получили привилегии, однако данный документ интересен прежде всего тем, что в нем упомянуто сословие (звание) Никодима Ботяновского – земянин.
В XVIII-м веке в Минском воеводстве Ботяновские проживали не только в пределах церковного имения Прилепы.
Из инвентаря села Смолевичи за 1781 год, владельцем которого являлся князь Радзивилл, нам становится известно о подданных села, свободных от барщины, а именно: о Михале Ботяне, стрельце, с сыновьями Кондратом и Павлюком, и о брате Михала Ясе Ботяне, вольном человеке. Следует заметить, что и Михал, и Ясь встречаются в метриках Прилепской церкви (1787, 1797 годы), но уже не как Батяны, а как Ботяновские.
Согласно инвентарю имения Зыкова, Мончаки, Машталеришки панов Одынецов (Иосифа Одынеца), стражников речицких (23.03.1782 г.), в деревне Машталеришки среди крестьян встречаются следующие лица: Мартин Ботяновский, жена его Маланья, сын Якуб, дочь Наста; упоминается также пустошь Янки Ботяновского.
А в инвентаре дедичного имения Зембинское Иоахима Хрептовича, подканцлера ВКЛ, в застенке Мороз упомянут Роман Ботяновский; повинность волостян (крестьян) волости Зембинской: чинш; следовательно, жители данного имения – чиншевые крестьяне.
Однако неизвестно, родственники ли эти люди "прилепским" Ботяновским, нас же прежде всего интересуют последние.
(Есть еще один интересный документ XVIII века по Минскому воеводству: в Ревизской сказке крестьян и шляхты Борисовского уезда за 1795 год встречается «Ведомость о шляхте, служащей по условию во дворе Кричине, владение Игнатия Порадни, коморника полоцкого, не входящей в оклад», где упомянут некий «Франц Фомин сын Боцановский (Bocianowski), из Польши, веры католической, 69 лет, пребывает до время», который, очевидно, однофамилец, раз родом из Польши.)
Если вести речь о XVIII веке (до разделов Речи Посполитой), то найдены пока пять документов, в которых было указано сословие "минских" Ботяновских: это инвентарь церковного имения Прилепы за 1748 год, где Аухим Ботяновский записан боярином, а Ярмак Ботяновский – вольным; это Либертация, выданная земянину Никодиму Ботяновскому от митрополита киевского Володковича в 1769 году, где, соответственно, Никодим назван земянином; это инвентарь села Смолевичи за 1781 год, где Михал Ботян (Ботяновский) записан стрельцом, а его брат Ясь Ботян (Ботяновский) – вольным; это инвентарь имения Зыкова, Мончаки, Машталеришки панов Одынецов (Иосифа Одынеца), стражников речицких (23.03.1782 г.), где в деревне Машталеришки проживали Ботяновские-крестьяне; и это инвентарь дедичного имения Зембинское Иоахима Хрептовича, подканцлера ВКЛ, где в застенке Мороз упомянут Роман Ботяновский, чиншевый крестьянин.
Таким образом, можно сказать, что в XVIII веке некоторые представители фамилии Ботяновских, жившие в Минском повете, кроме тяглых крестьян, были записаны чиншевыми крестьянами, вольными, боярами, земянами и стрельцами.
Но вернемся к Ботяновским, проживавшим в селении Рудня, ибо именно от них ведет свою родословную автор данной статьи.
В 1795 году произошел 3-й, последний раздел Речи Посполитой, земли Великого княжества Литовского отошли к Российской империи. Та же участь постигла и имение Прилепы.
Согласно Ревизской сказке крестьян и шляхты Минского и Вилейского уездов 1795 года часть имения Прилепы принадлежала митрополиту и архиепископу Тадеушу Ростоцкому.
На момент ревизии в селении Рудня было 15 дворов, в пяти из которых проживали Ботяновские. На основании данного документа мною выделены три ветви рода, представители которого проживали в Рудне:
Первая: от Самуила, сына Аухима;
Вторая: от Стефана (вероятно, также сына Аухима);
Третья: от Никодима, сына Базыля (Базыль, вероятно, являлся братом Аухима).
В 5-м дворе жили: Никодим Васильев сын Батяновский, вдовец, 80 лет, его сын Василь, 30 лет, и жена его Тереза Давыдова, 30 лет;
В 6-м дворе: Василий Самойлов сын Батяновский, 30 лет, жена его Алена, Матвеева дочь, 30 лет, их сыновья: Иван, 8 лет, Петр, 4 года, Григорий, 2 года, дочери: Аксинья, 4 года, Анна, 3 года, Варвара, 1 год.
В 7-м дворе: Александр Самойлов сын Батяновский, 40 лет, жена его Петрунелла Фролова (Францишака) дочь, 20 лет, их дочь Прузина, 4 года;
В 8-м дворе: Самойла Ефимов сын Батян, вдов, 85 лет, его сын Федор, 24 года, жена Федора Аксинья, 20 лет, племянник ее Василий Максимов сын Карпович, 7 лет;
В 9-м дворе: Андрей Федоров сын Кишко вдов, 50 лет, зять Иван Степанов сын Батян, 20 лет, жена его Агафья (Агата) Андреева дочь, 18 лет.
Из Ревизской сказки 1795 года становится ясно, что Ботяновские были людьми зажиточными, т.к. держали батраков. В документе записано, что «у Александра Батяновского живет в работниках Леон Павлов сын Новицкий», «у Самойлы Батяновского живет в работниках Матвей Казимира сын Караневский». Никодим тоже держал батрака, напротив его имени помечено: «Аухим Ильин сын Новицкий. Живет в работниках в селе у Никодима Батяновского».
Интересен следующий момент: в Ревизской сказке 1795 года Самойла в одном месте записан Батяном, а в другом – Батяновским (при этом сын Самойлы, Александр, был записан как положено: Батяновским). Трудно сказать, по какой причине российский писарь укоротил фамилию. Как бы то ни было, лица, интересующие нас, в метриках XVIII века и в инвентаре 1748 года были всегда записаны как Ботяновские.
Грицко Ботяновского из инвентаря 1748 года можно встретить в Ревизской сказке 1795 года среди прочих жителей имения Великие Колодези, которое, как и селение Рудня, в то время принадлежало митрополиту и архиепископу Тадеушу Ростоцкому.
Из документа мы узнаем, что в Великих Колодезях в 8-м дворе жили хлебопашцы: Григорий Васильев сын Батяновский, 110 лет, жена его Алёна Матвеева дочь, 60 лет, дети у них: сын Степан, 50 лет, жена его Магдалина Степанова дочь, 40 лет, дети у них: Симеон, 5 лет, Тарас, 4 года.
В селении Малые Колодези в 7-м дворе жили хлебопашцы: Александр Степанов, сын Батян, 30 лет, кузнец, жена его Катерина Емельянова дочь, 20 лет, у них дети: дочь Устина, 4 года.
Говоря о Григории Батяновском из Великих Колодезей, хочется отметить, что он носил то же отчество, что и Никодим Батяновский из Рудни, то есть: Васильев. Высока вероятность того, что Григорий и Никодим Батяновские были родными братьями.
Нечто похожее можно сказать и об Александре Степанове Батяне, кузнеце, 30-ти лет. Он ровесник Яна Степанова Батяновского, жившего в селении Рудня в это же время. Оба носили одно и то же отчество (Степанов) и также могли быть родными братьями.
Что касается фамилии (Батян), то, скорее всего, это вольность со стороны российского писаря, не в первый раз написавшего «Батян» вместо «Батяновский». А что касается возраста Григория (110 лет), то, скорее всего, он тоже указан неточно: писари, составлявшие документы, часто прибавляли 10-20 лет пожилым людям, которые обычно и сами не помнили точной даты своего рождения.
Но вернемся к Ботяновским из селения Рудня.
В Ревизской сказке 1795 года Ботяновские были записаны как «в селении Рудня потданные здешней страны уроженцы оседлые», «хлебопашцы», то есть были отнесены к крестьянам.
Трудно сказать, по какой причине представители служилых людей, бояре и земяне Ботяновские в 1795 году попали в крестьянские Ревизские сказки. Может быть, у них не оказалось нужных документов на руках, или эти документы (Либертация, например) были, но не соответствовали представлениям российских чиновников о дворянстве.
Но, скорее всего, после 3-го раздела Речи Посполитой ревизские сказки заполнялись наспех, к тому же после недавно прогремевшего восстания Костюшко новая власть, несомненно, была настроена против местного населения предубежденно. Не исключено, что в крестьянские ревизские сказки бояре-земяне Ботяновские были внесены самими собственниками, которым нужно было повышать доходность своего имения.
На переломе XVIII и XIX веков церковное имение Прилепы, а точнее его часть, на территории которой проживали Ботяновские, отошла в казну, и жители уже не церковного, а казенного имения стали считаться казенными крестьянами.
Однако Ботяновские не смирились со своим новым положением, это были люди со шляхетским самосознанием: они помнили о том полупривилегированном положении, которое было у них, бояр и земян, во времена Речи Посполитой.
XIX ВЕК. ДВОРЯНСКИЙ СПИСОК 1822 ГОДА
В Ревизской сказке за 1816 год среди фамилий государственных крестьян деревни Рудни мы встречаем и Ботяновских, но их положение и положение остальных жителей немного отличаются: так, напротив имени Александра и его сыновей, Романа, Степана и Томаша, стоит запись: «доказывают дворянство»; напротив имени Ивана Ботяновского и его сыновей, Игната, Томаша, Романа, написано: «доказывают дворянство»; наконец, напротив имени Василия Никодимова Ботяновского и его сына, новорожденного Александра, стоит та же запись: «доказывают дворянство». Таким образом, представители всех трех линий Ботяновских делали попытку доказать свое шляхетство. Нельзя пройти и мимо того факта, что в общее число казенных крестьян деревни Рудня за тот год Ботяновские не входят. Они хотя и записаны в Ревизской сказке, но при подсчете лиц мужского пола не учтены.
Помня о своем неоднозначном происхождении, Ботяновские в 1816 году начали искать документы, необходимые для получения дворянства. Их попытка доказать шляхетство длилась около семи лет:
с 1816-го по 1823 годы.
Среди документов Казенной Палаты мною был найден следующий документ, датированный 1822 годом: Объявление, поданное в Минское Губернское Правление от «Минскаго Повета шляхтича Базылия Боцяновскаго».
Базыль Ботяновский, инициатор данного процесса, являлся сыном земянина Никодима Ботяновского.
Вместе с Объявлением сохранился и Дворянский Список 1822 года, где представлены семьи Ботяновских, проживавших в Рудне Прилепской и записанных как чиншевая шляхта.
Вот этот документ:
НИАБ, фонд 333, опись 9, дело 105, л.1039-1040, Дворянский Список, 1822 год.
В Минское Губернское Правление
Минскаго Повета шляхтича
базылия боцяновскаго
Объявление
Хотя я Подал в 1816-м году в бывшую минскую ревижскую Комиссию, Дворянские о себе с Семейством Списки но не зная находятся ли оныя в Губернском правлении или нет, почитаю нужным с таковых Списков Копию представить оные вместе с документами на дворянство покорнейше прошу принять, для чего представляя таковые и в том Снабдить меня Квитанциею а документы по разсмотрении мне возвратить.
июня 27 Дня
1822-го Года
Dotego obiawialenia padpisay Basyli Bocianowski
Дворянский Список
1822-го Года Июня…Дня минской Губернии
минскаго Повета о чиншевом шляхетстве
жительство имеющим на землю в Казенном
имении Рудня
л.1039 об.
1822-го Года Июня Дня минской Губернии минскаго
Повета о чиншевом шляхетстве жительство
имеющим в Казенном имении Рудня
Мужески Пол
чиншовая шляхта
№1 Двор Василий Самуйлов Боцяновский, 69 лет.
Его сыны:
Григорий, 26
Ельяш, 21
Никодим, 18
Василя брат Теодор Боцяновский, 41 год.
Его сыны:
Иосиф, 19
Михал, 15
2-й брат Василя Александр Боцяновский, 52 года.
Его сыны:
Роман, 24
Томаш, 18
Миколай, 14
№2 Двор Ян Стефана Боцяновский, 52 года.
Его сыны:
Игнатий, 26
Томаш, 16
Роман, 13
Василий Никодимов Боцяновский, 54 года.
Его сын Михал, 14
Итого мужеска Пола налицо 17
л.1040
Список о чиншевом шляхетстве жительство
имеющим на землю в казенном имении Рудня
Женский Пол
Шляхтянки
Василя жена Фиокла, 45 лет.
Его дочь Марьянна, 5
Теодора Жена Зеновья, 40
Александра Жена Петрунелла, 45
Яна жена Катерина, 40 лет.
Его дочь Текля, 12
Василя жена Тереса, 45
Его дочери Магдалина, 18
Евдокия, 9
Итого женска пола налицо 9
Takowy Spisek w Imieniu moiey Familij podpisa; Bazyli Bocianowski
(Данный список моей семьи в имении подписал Базыль Боцяновский).
К сожалению, в самом Списке нет ссылок на какие-либо документы, подтверждающие шляхетство рода. Хотя в Объявлении, полученном Минским губернским правлением от «Минскаго повета шляхтича Базылия Боцяновскаго», есть просьба: «с документами на дворянство покорнейше прошу принять», а также «документы по разсмотрении мне возвратить».
Возможно, кроме самого Списка, какие-то документы на дворянство у Ботяновских все-таки были, но российские чиновники посчитали их недостаточными и возвратили, а затем те затерялись где-нибудь в сундуке или на чердаке моих пращуров.
Итак, попытка «прилепских» Ботяновских получить российское дворянство длилась 7 лет, но не увенчалась успехом.
Указом Казенной Палаты в 1823 году Ботяновские были причислены к государственным крестьянам. В дальнейших ревизских сказках (1833, 1850, 1858-х годов) они таковыми и числились.
Что касается метрических книг Прилепской церкви, то, начиная с середины XVIII века и заканчивая первой третью XIX-го, сословие Ботяновских не было указано ни разу (речь о сфальсифицированных метрических записях за XVIII век, где Ботяновские названы панами, будет вестись отдельно). Лишь начиная примерно с 1841 года в метриках Ботяновских стали записывать как государственных (казённых) крестьян.
Но во второй половине XIX столетия в Минской губернии среди Ботяновских встречаются не только государственные крестьяне. Так, в метрических книгах Смолевичской Николаевской церкви (Борисовский уезд, 1885-1892, 1894-1897) неоднократно фигурирует «Борисовский мещанин деревни Шпаковщина» Исидор Илиев Боцяновский, впоследствии «Борисовский мещанин застенка Дубовики». И Шпаковщина, и Дубовики располагаются сравнительно недалеко от селения Рудни, но я так и не смог выяснить, имел ли родственное отношение «борисовский мещанин» к «прилепским» Ботяновским.
БОТЯНОВСКИЕ – СОЛДАТЫ И УНТЕР-ОФИЦЕРЫ ЦАРСКОЙ АРМИИ
Итак, Ботяновские, не сумев получить российское дворянство, были причислены к государственным крестьянам. Это означало, что, оставаясь людьми свободными, они обязаны были платить подати в казну, а также подлежали рекрутскому набору, то есть были обязаны служить в царской армии.
Вот перечень некоторых представителей рода, служивших в царской армии (информация взята, преимущественно, из метрик и ревизских сказок):
Леон Романов Боцяновский (1833 – ?), отдан в рекруты в 1854 году; Иосиф Григорьев Боцяновский (1833 – ?), отдан в рекруты в 1853 году; Илья Кондратьев Боцяновский, Демьян Иванов Боцяновский, Григорий Семенов Боцяновский (1868-1899), Иван Федоров Ботяновский, Киприан Адамов Ботяновский, Павел Николаев Ботяновский, Франц Николаев Ботяновский, Иван Фомин Ботяновский, Антон Иосифов Ботяновский, Густын (Иустин) Фомин Ботяновский, Матвей Иванов Боцяновский; Матвей Дмитриев Боцяновский (1853 – ?), уволенный в запас канонир 5-й батареи артиллерийской бригады.
Среди Ботяновских, отслуживших в XIX веке в царской армии, кроме обычных солдат встречаются два унтер-офицера.
Это Франц Иванов Боцяновский (1827 – 1897), «служивший в Гренадерском полку младшим полковым писарем». В документах иногда записан как унтер-офицер и отставной фельдфебель. Жил в деревнях Рудня, Багуты, затем – в урочище Курганы. Это также Алексей Игнатьев Боцяновский (1849 – ?), капральный унтер-офицер, родом из Рудни.
Унтер-офицеры Ботяновские упомянуты и в документах о военнослужащих периода Первой мировой войны (1914-1918), данные взяты из интернета:
Боцяновский Яков Игнатьевич. Ранен/контужен. Место рождения: Минская губ., Минский уезд, Острошицкая вол., н.п. Городецкая (?). Место службы: 119-й пехотный Коломенский полк. Ст. унтер-офицер. Данные из лазарета.
Ботяновский Сергей Петрович. Болен. Место рождения: Минская губ., Минский уезд, Острошицкая вол., д. Рудня. Ст. унтер-офицер. Данные из лазарета.
Встречается также и фельдшер:
Ботяновский Григорий Осипович. Болен. Место рождения: Минская губ., Минский уезд, Острошицко-Городецкая вол., н.п. Рудня. Место службы: 25-й Сибирский стрелковый полк. Фельдшер. Данные из лазарета.
МЕТРИЧЕСКИЕ КНИГИ. ФАЛЬСИФИКАЦИЯ
Несколько слов о фальсификации документов.
Существуют копии метрических записей Прилепской церкви о родившихся с 1776 по 1822 годы, хранящиеся в НИАБ (переведено с польского):
Года 1768 месяца апреля 31 дня окрестил сына по имени Базыль родителей законных уродзонных ясных панов Никодема Ботяновского и Ксении из Окуличей Ботяновских. Кум вельможный ясный пан Матей Подерня ротмистр Виленский с кумой Анной Ивановской подчашанкой Лидской. Ребенок из деревни Рудни. Мартин Костюкевич, парох церкви прилепской.
Года 1769 месяца января 25 дня окрестил сына именем Яна от отца Стефана Ботяновского с Марианной из Рачкевичей. Кум вельможный ясный пан Иосиф Ходзько, судья Ошмянский с ясной панной Марианной старостиной Велятыцкой. Ребенок из деревни Рудня. Ксендз Мартин Костюкевич, парох церкви прилепской.
Года 1795 месяца (октября?) 23 дня окрестил и миропомазал сына Игнатия от родителей женатых Яна и Агаты Ботяновских. Кум вельможный пан Андрей Sell. (?) майор Войск Литовских с вельможной Катериной Свитновой (?) поруч. (видимо, жена поручика – А.Б.) войск российских. Ребенок из Рудни. Ксендз Игнатий Обух, парох прилепский.
Года 1805 месяца июля 9 окрестил младенца именем Томаша родителей женатых Яна и Агаты из Кишек Ботяновских и в тоже время миропомазал с добавлением новорожденному имени Феофила. Кумами были вельможный ясный пан Игнатий Шишко с вельможной ясной панной Теклей Городзенской, судянкой Виленской. Парох прилепский Игнатий Обух.
Года 1808 декабря (?) 8 дня окрестил сына именем Михаил супругов законных Базыля и Тересы из Радзеевских Ботяновских и в то же время миропомазал с добавлением имени Яна. Кумами были вельможный ясный пан Сымон Обух коморник ... и вельможная панна Катерина Петрашкевичовна. 2 пара (кумов) вельможный пан Стефан Шишковский, эконом двора прилепского с вельможной панной Ренатой (?) Бучинской ротм. Оршанской. Ребенок из Рудни кс. Флориан Холевинский, парох прилепский.
Года 1809 сентября 3 дня окрестил младенца именем Роман супругов законных Яна и Ксении Ботяновских и в то же время миропомазал с добавлением имени Дионисия. Свидетелями были вельможный пан Бенедикт Рачкевич, хорунжий Войск Польских и вельможная панна Марианна Добчинская шембелянка Его Княжеской (?) Милости, дитя из Рудни. Флориан Холевинский парох церкви прилепской.
Данные копии, скорее всего, являются поддельными, так как не соответствуют метрикам-оригиналам, хранящимся в РГИА. Сомнительно также знакомство «прилепских» бояр-земян с ошмянским судьей, виленским ротмистром и прочее. Кроме того, данные записи выбиваются из общего стиля метрик того периода, в которых указание сословия практически не встречается.
Дробная шляхта, как и представители «промежуточных» категорий населения (бояре, земяне и др.), часто фальсифицировала документы, чтобы получить российское дворянство. Можно сказать, шляхта, доказывая свои права, лгала царской власти, но лгала она, чтобы восторжествовала правда: в этом не противоречие, а один из парадоксов белорусской истории.
Несомненно, этими людьми двигали не только возвышенные побуждения отстоять права «благородных» предков, но и вполне меркантильные интересы: дворянство сулило выгоды своим носителям – возможности большей экономической свободы, получения образования, продвижения по службе и пр.
Кстати, вышеупомянутые метрические записи возможно и являются как раз теми документами (или частью тех документов), которые Ботяновские подавали в Казенную палату в 1822 году.
ИМЕНА И ИХ ТРАНСФОРМАЦИЯ. ДВОЙНЫЕ ИМЕНА
Каждая эпоха, каждое государство имеют свой особый колорит, свои особенности. В XVIII веке Ботяновские были прихожанами Прилепской униатской церкви, метрические книги которой велись на польском языке. Неудивительно, что формы имен Ботяновских в метриках в основном представлены в католической традиции.
Я не поленюсь перечислить самые характерные из них: Томаш, Ян, Базыль, Михал, Стефан, Анджей, Мацей, Леон, Бенедикт, Теодор, Гжегож, Леонтий, Йозеф, Эльжбетта, Петрунелла, Зеновия, Марьянна, Магдалина, Юстына, Иоганна, Тереза, Барбара, Регина, Теодора, Ева, Гелена, Кристина, Агата, Прузына…
В 1839 году уния была упразднена, и прихожане Прилепской униатской церкви, в том числе и мои предки, стали православными. Ведение метрических книг Прилепской церкви с 1839 года перешло с польского языка на русский. Среди имен, которые начали давать Ботяновским, стали появляться такие «русские» имена, как Дорофей, Игнатий, Антоний, Модест…
Однако не следует думать, что «польские» имена совсем исчезли. Часто в документах на одной и той же странице соседствуют такие разные имена как Франц и Тимофей, Эльжбетта и Евдокия, Тереза и Марфа…
Иногда в метриках и ревизских сказках один и тот же человек в разные годы назван разными именами, а точнее разными формами одного и того же имени. Так, в начале XIX века среди моих предков упоминается Томаш Ботяновский. Но к середине XIX века в документах он уже записан как Фома. Такие метаморфозы с именами происходили часто: Базыль становился Василием, Ян – Иваном, Матей – Матвеем, Даниэль – Даниилом и так далее. В церковном делопроизводстве проходило «оправославливание» традиционных греко-католических имен.
Мною замечено, что в конце XVIII-го века и в первое десятилетие XIX-го в метрических книгах Прилепской униатской церкви детям при крещении часто давали двойные имена (например, Томаш-Ян Ботяновский). Существует мнение, что двойные имена – это одно из свидетельств шляхетства их носителей, но это стереотип: детей шляхты могли крестить и с одним именем. Мною замечено, что в метриках Прилепской церкви весьма часто родители младенцев, получивших при крещении два имени, к шляхте не имели никакого отношения. Мною как-то были выявлены случаи, когда двойные имена получали дети цыган. Чем обусловлена эта тенденция – сказать cложно. Как бы то ни было, в конце XVIII-го и в первое десятилетие XIX веков в метриках Прилепской церкви практически все младенцы, не зависимо от их социального происхождения, при крещении получали два имени. Однако, начиная со второго десятилетия XIX века, в метриках Прилепской униатской церкви при крещении младенцу стали давать одно имя, как и прежде.
СОСЕДИ. ШЛЮБЫ (XVIII – начало XXI вв.)
Собирая информацию о Ботяновских, о том, какие имена они носили, к какому сословию принадлежали и так далее, я также обращал внимание и на то, с кем они жили по соседству.
Что касается соседей Ботяновских по деревне Рудня, то самыми распространенными в ней фамилиями в XIX веке были следующие: Свенцицкие, Единовичи, Обмётка, Белевичи, Кишки, Мурашко, Костеневичи, Купрейчики, Шкара…
По деревне Усяжа соседями Ботяновских в XIX веке являлись: Единовичи, Яскевичи, Костеневичи, Позняки, Петровские, Трасковские, Высоцкие…
По деревне (застенку) Рудомейка: Купрейчики, Лихтаровичи, Рокицкие, Кветковские, Чирвинские…
Хотелось бы добавить, что никто из соседей Ботяновских, кроме них самих, дворянство не отыскивал. Только в Ревизской сказке 1816 года напротив имени Винцента Васильева Высоцкого, жившего в Усяже, есть пометка: «причислен Казенною палатою в 1813 году».
***
Разумеется, важно, кем являлись сами Ботяновские, чем они занимались, но не менее интересно, с кем Ботяновские сочетались браком, с какими родами связывали свои судьбы.
Чаще всего в XVIII веке Ботяновские вступали в шлюб со своими соседями по имению Прилепы. В тот период это были представители следующих фамилий: Козловские, Касперовичи, Карповичи, Мурашкевичи (Мурашко), Свенцицкие, Соболевские, Яскевичи, Дедовичи, Батуры, Лихтаровичи, Нехайчики, Кищенко, Кузяки, Онуфревичи, Обмётки, Россы…
(Если ориентироваться на Ревизские сказки 1795 года, все эти люди были записаны хлебопашцами (крестьянами), хотя не исключено, что некоторые из них, как и сами Ботяновские, могли быть представителями служилых людей (бояр, земян, стрельцов), но, чтобы утверждать это точно, необходимо ознакомиться не только с метриками, но и с инвентарями.)
В XVIII веке Ботяновские роднились и со шляхтой (Скуратовичи, Заблоцкие, Горецкие), а также с лицами, чье сословие пока не удалось установить, это представители таких фамилий как Берские, Михалевичи, Окуличи, Радзеевские, Рачкевичи, при этом некоторые роды (Горецкие, Скуратовичи, Берские, Михалевичи) проживали далеко за пределами Прилеп.
В следующий временной период (XIX – начало XX вв.) Ботяновские породнились с представителями следующих родов:
Боцяновские, Костеневичи, Нехайчики, Герасимовичи, Супрановичи, Кишки, Мурашки, Белевичи, Купрейчики, Яскевичи, Единовичи, Высоцкие, Вертинские, Ракицкие, Свенцицкие, Новицкие, Круковские, Козловские, Масловские, Павловские, Стабровские, Крупские, Качаны, Михалевичи, Артишевские, Петрашевские, Позняки, Бруханские, Баяцевичи, Мархели, Букатичи, Россы, Шереметы, Обмётки, Подберёзки, Шимановичи, Адамовичи, Стельмахи, Дедовичи (крестьяне);
Волоховичи, Данейко (шляхта); Загорская, Рыдлевская (дворянки); Яблонская, Яцкевич (Яскевич), Лашкевич, Фрейман (мещанки).
В XX-м – начале XXI вв. Ботяновские породнились с представителями таких фамилий, как Костеневичи, Нехайчики, Журомские, Макрицкие, Грудинские, Дедковы, Сташевские, Асташкевичи…
Разумеется, эти списки не претендуют на окончательную полноту.
СВИДЕТЕЛИ НА СВАДЬБАХ, КУМОВЬЯ ПРИ КРЕЩЕНИИ (XVIII век)
В Ревизской сказке 1795 года Ботяновские были записаны людьми оседлыми, однако, судя по метрическим записям, видно, что они вели довольно насыщенный образ жизни и контактировали как с соседями по окрестным деревням, так и с жителями из более дальних мест (Королёв Стан, Домашаны, Раубичи и др.), общались как с крестьянами, так с мещанами и со шляхтой. Познакомиться с ними со всеми они могли где угодно: в городе, в церкви, на рынке, в корчме.
Свидетелями на свадьбах (шлюбах) Ботяновских в то время чаще всего были соседи: Козловские, Ботяновские, Мурашкевичи, Карповичи, Ракицкие, Свенцицкие, Обмётки, Единовичи, Лихтаровичи, Беланожки, Нихайчики…К свидетелям, «не соседям» можно отнести такие роды, как Лукашевичи, Михалевичи, Юркевичи.
Для исполнения функции кумов при крещении детей Ботяновские приглашали в основном своих родственников и соседей по деревне, иногда – жителей из окрестных селений. В XVIII веке это были представители следующих фамилий: Ботяновские, Мурашкевичи, Карповичи, Новицкие, Позняки, Свенцицкие, Узловские, Лихтаровичи, Единовичи, Мархели, Букатичи, Азановские, Обмётки, Росы, Шимановичи, Шкара…Среди кумовьев Ботяновских, живших далеко от границ имения Прилепы, встречаются представители таких фамилий как Скуратовские (Скуратовичи?), Ивановские, Виторовичи, Захаревские, Булгаки, Бельские, Василевские, Михалевичи.
ШЛЮБЫ СО ШЛЯХТОЙ, ДВОРЯНКАМИ И МЕЩАНКАМИ
О шлюбах со шляхтой, дворянками и мещанками стоит написать подробней.
Из Ревизской сказки 1795 года становится известно о некой Марьянне, дочери Боцяновского, 30 лет, чей муж, чиншевый шляхтич Стефан Францев Заблоцкий, 38 лет, служил в имении Белоручи у помещика Фомы Оборского (НИАБ, фонд 333, опись 9, дело 11).
В книге “Гербовник белорусской шляхты” (буква “В”) есть упоминание о Текле Боцяновской, жене шляхтича Яна Волоховича (1777–?), который арендовал землю в околице Емельяново Борисовского повета (1833-1837) и делал вывод шляхетства в 1834 году (герб “Пелеш”).
Прямых доказательств родства вышеупомянутых Марьянны и Теклы с «прилепскими» Ботяновскими нет, но следует заметить, что имение Белоручи и околица Емельяново находились совсем недалеко от имения Прилепы, где проживали мои предки.
В «Гербовнике белорусской шляхты» (буква «Д») упомянута Марьянна Ботяновская, жена шляхтича Леона Данейко (1814 – ?), который в разные годы проживал в застенках Студенка, Града, Дубовики Борисовского повета и делал вывод шляхетства в 1843 году (герб «Сас»). Хотелось бы добавить, что дед Леона, Мацей Данейко в конце XVIII века жил на территории села Смолевичи, принадлежавшего князям Радзивиллам (1781), где обитали ранее упоминаемые мной стрелец Михал Ботян (Ботяновский) с сыновьями и его брат Ясь Ботян (Ботяновский). Таким образом, Марьянна Ботяновская могла являться потомком именно этой ветви рода, а не «прилепской».
Интересны следующие сведения из метрик.
9 января 1785 года года в Прилепской униатской церкви брали шлюб Петр Горецкий из Королёвого Стана и Теодора Ботяновская из Рудни (РГИА фонд 823, опись 2, дело 65)
29 октября 1794 года в Прилепской униатской церкви брали шлюб младзён Мануэль Скуратович из Домашан и Катерина Ботяновская из Рудни (РГИА фонд 823, опись 2, дело 65).
Шляхтичи Горецкие встречаются в Минском и Игуменском поветах, фигурируют они и в метриках Прилепской церкви. В книге «Гербовник белорусской шляхты» (буква «Г») среди прочих представителей рода Горецких упомянут некий Петр; вероятно, именно он и взял в жены Теодору Ботяновскую в 1785 году.
Скуратовичи – довольно разветвленный шляхетский род, встречающийся на территории Минского повета; некоторые его представители проживали в таких деревнях как Курганы, Слобода Озерицкая, а также в околицах Скураты, Емельяново и Домашаны.
В XIX веке в метриках Прилепской церкви встречаются два шлюба Ботяновских с дворянками.
Это женитьба «отставного служившего в Гренадерском полку младшим полковым писарем» Франца Иванова Боцяновского, 35 лет, на дворянке Екатерине Иосифове Рыдлевской из застенка Рутовино, венчание в 1865 году в Прилепской церкви (НИАБ, фонд 136, опись 21, дело 17).
И это женитьба крестьянина Иосифа Федорова Боцяновского, 67 лет, вдовца из застенка Рутовино, на дворянке Михалине Николаевне Загорской, 45 лет, вдове из застенка Боровляны, венчание в 1869 году в Прилепской церкви (НИАБ, фонд 136, опись 14, дело 255).
Ботяновские женились также и на мещанках. Но что касается этих браков, здесь необходимо отметить, что из четырех невест лишь одна была родом из города, остальные же были жительницами деревень и застенков, хотя и были записаны мещанками. Скорее всего, они являлись потомками дробной шляхты, по крайней мере, существовала практика перевода не утвержденной во дворянстве шляхты в податное сословие, в частности, в мещане.
Привожу примеры шлюбов Ботяновских с мещанками (всего их мною найдено четыре).
Крестьянин Стефан Иванов Ботяновский из деревни Верхняя Березовица женился на мещанке Феофилле Андреевой Яцкевич из деревни Осово, венчание в 1906 году в Смолевичской Николаевской церкви Борисовского уезда (НИАБ, фонд 136, опись 34, дело 187).
Отставной унтер-офицер Франц Иванов Боцяновский, вдовец из деревни Багуты женился на мещанке Феодоре Гавриловой Лашкевичевой, вдове из застенка Рутовино, венчание в 1879 году в Прилепской церкви (НИАБ, фонд 769, опись 1, дело 6).
Казенный крестьянин Франц Иосифов Боцяновский из застенка Рутовино женился на мещанке из деревни Задомля Ангеле Францовой Яблонской, венчание в 1866 году в Прилепской церкви (НИАБ, фонд 136, опись 21, дело 17).
Отставной рядовой Антон Осипов Боцяновский из застенка Рутовино женился на минской мещанке Наталье Антоновой Фрейман, венчание в 1896 году в Прилепской церкви (НИАБ, фонд 136 опись 34 дело 290).
Надо добавить, что в XIX веке среди поручителей на свадьбах у Ботяновских иногда фигурировали дворяне. Так, 22 августа 1866 года на бракосочетании Франца Иосифова Боцяновского, казенного крестьянина из деревни Рутовины, и Ангелы Францовой Яблонской, мещанки из деревни Задомля, среди поручителей по жениху встречается дворянин из деревни Королёв Стан Иван Матвеев Бобровский. А 22 мая 1906 года на бракосочетании крестьянина Стефана Иванова Ботяновского из деревни Верхняя Березовица и Феофиллы Андреевой Яцкевич, мещанки из деревни Осово, одним из поручителей по невесте являлся дворянин из Верхней Березовицы Константин Осипов Валицкий.
Затронув тему шлюбов, хотелось бы добавить информации, которая кажется мне интересной. Дело в том, что в сельской местности, как это нередко бывает, соседи, живущие в одной деревне и носящие одинаковую фамилию, зачастую между собою являются родственниками, мало того, их родственниками могут быть также и однофамильцы, живущие в деревнях по соседству, куда (или откуда) их предки когда-то переехали. Так как жители сельской местности до революции обычно вели оседлый образ жизни, то неудивительно, что за двести-триста лет проживания по соседству произошло (и не раз) смешение родственной крови.
Так, Василий Нестерович Ботяновский (1931-1977), являющийся моим дедом, был женат на моей бабушке Вере Федоровне Костеневич (1934-2016), чья мать Антонина Петровна в девичестве носила фамилию – Ботяновская. Дальний предок Антонины был Ян Стефанов Ботяновский; очень высока вероятность того, что отец Яна, Стефан Ботяновский, был сыном Аухима Ботяновского, прямого предка Василия Нестеровича. Если так, то Василий Нестерович Ботяновский и Вера Федоровна Костеневич (по матери Ботяновская) являются дальними родственниками. Есть и другой случай. Родной брат Веры Федоровны Костеневич, Николай, чей дед был Ботяновским, взял себе в жены Леониду Иосифовну Ботяновскую, которая является потомком Аухима Ботяновского. Таким образом, Николай Костеневич и Леонида Ботяновская тоже являются дальними родственниками.
И еще интересная информация. В начале XIX века в деревне Рудня проживало два Фомы (Томаша) Ботяновских: Фома Александров и Фома Иванов (Янов). При этом оба являлись моими предками: Фома Александров – по линии деда, Василия Нестеровича, Фома Иванов – по линии моей прабабки, Антонины Петровны.
Оба предка были ровесниками; и так получилось, что женились они в один и тот же день и год (21 мая 1839 года). Необходимо отметить, что некоторые потомки Яна в память о предке называли себя Януками вплоть до середины XX столетия. Вот один из положительных примеров родовой памяти у белорусов.
ДОКУМЕНТЫ XIX ВЕКА. РЕЛИГИЯ. ГРАМОТНОСТЬ
При работе в архиве мною было найдено несколько дел (в том числе и уголовных), касающихся Ботяновских. Вот некоторые из них:
1. «Дело по обвинению жителей застенка Дубовка Смолевичской волости Борисовского уезда в оказании сопротивления волостному старшине при выселении И. Ботяновского и И. и Ф. Кавецких из занимаемых ими усадеб владелицы М. Сакович» (06.05.1906–27.04.1913);
2. «Дело по обвинению крестьян Ботяновских, Матвея Павлова Романкевича и Петра Игнатьева Дроздовского в незаконной вырубке леса под пашню на принадлежащих им участках земли» (1911-1912);
3. «Дело по обвинению М. Ботяновского, крестьянина д. Рудня Острошицко-Городецкой волости, в покушении на отравление брата» (1895);
4. «Дело об оскорблении Ф. М. Ботяновского» (1903);
5. «Дело о переходе И. Ю. Ботяновского из православия в католичество» (1913 год).
Некоторые Ботяновские, жившие в XIX веке, собирались переехать в Сибирь, где, как им казалось, их ждет лучшая доля. В связи с этим интересны следующие документы:
«Прошение Викентия Игнатьева Боцяновского на переселение в Томскую губернию» (4. 10. 1895);
«Посемейный список Викентия Игнатьева Ботяновского» (4. 10. 1895);
«Прошение Фомы Викентьевича Боцяновского, крестьянина деревни Багуты Беларуцкай волости Минского повета, на переселение в Сибирь» (1898).
Собирая информацию о Ботяновских, я много чего узнал о моих предках и однофамильцах; в частности, мне стало известно, какое отношение Ботяновские имели к религии кроме того, что некоторые из них в XVIII веке жили на территории церковного имения Прилепы и были униатами.
Так, в книге Д. Лисейчикова “Святар у беларускім соцыуме: прасапаграфія ўніяцкага духавенства 1596-1839 гг.” мне встретились два моих однофамильца: Фома (Томаш) Ботяновский, пономарь в церкви в м. Смолевичи Борисовского повета в 1816-1820-е годы, а также Ботяновский Мартин, администратор церкви в д. Губинка Гродненского повета (20.11.1818); викарий церкви в м. Озёры Гродненского повета (25. 02. 1837).
В списке парафиянов Сенненского костёла за 1854 год встречается писарь двора Антона Ваньковича Красная Гора Семён Ботяновский.
Из книги Леонида Морякова «Рэпрэсаваныя праваслаўныя свяшчэнна- i царкоўнаслужыцелi Беларусi. 1917-1967. Том I» я узнал о С.И. Ботяновском, старосте Прилепской Георгиевской церкви, который был репрессирован в 30-е годы XX века.
Что касается дьяка Ботяновского, героя из романа Я. Коласа «На росстанях», то его прототипом, как установлено филологами, был дьячок Хацяновский, фамилию которого Колас «поправил» и которая в своем обновленном виде весьма органично вписалась в общий текст произведения.
Весьма интересным является вопрос грамотности Ботяновских в дореволюционный период (XVIII–XIX вв.). Это довольно сложный вопрос, ибо существует слишком мало источников, исходя из которых можно было бы судить о каком-то образовании Ботяновских. Следует заметить, что грамотность в XVIII и XIX веках не всегда встречалась даже среди представителей шляхты. Что касается Ботяновских, то об их грамотности можно судить лишь по нескольким документам, в которых есть упоминание об образовании.
Так, в Дворянском Списке 1822 года стоит подпись Никодима Ботяновского (на польском языке), что, скорее всего, говорит в пользу его, Никодима, грамотности; в Именном списке рекрут за 1848 год среди прочей информации о Франце Иванове Боцяновском (возраст: 21 год) встречается фраза: «читать и писать, мастерство – не знает»; в «Деле по обвинению крестьян Боцяновских, Матвея Павлова Романкевича и Петра Игнатьева Дроздовского в незаконной вырубке леса под пашню (1911-1912)» из протоколов допроса обвиняемых крестьян Василия Леонова Боцяновского, 36 лет, и Ивана Леонова Боцяновского, 33 лет (оба из деревни Рудня Смолевичской волости, Борисовского уезда) становится известно, что оба они грамотны. Из уголовного дела «по обвинению М. Ботяновского, крестьянина д. Рудня Острошицко-Городецкой волости, в покушении на отравление брата (1895)», из протоколов допросов нам известны данные, касающиеся грамотности Ботяновских. Итак, грамотными были: Павел Иванов Боцяновский, 30 лет; Юстин Федоров Боцяновский, 26 лет; малограмотный: Матвей Иванов Ботяновский, 35 лет. Неграмотными являлись: Степан Иванов Боцяновский, 18 лет; Антон Фомин Боцяновский, 53 года; Герасим Дмитриев Боцяновский, 40 лет; Иван Романов Боцяновский, 60 лет; Андрей Григорьев Боцяновский, 28 лет; Анна Федорова Боцяновская, 25 лет; Настуля Иванова Боцяновская, 70 лет. Подпись свою поставил: Яков Семенов Ботяновский, 29 лет.
Можно также вспомнить фельдшера Ботяновского Григория Осиповича, уроженца Рудни, служившего в 25-м Сибирском стрелковом полку в годы Первой мировой войны, он несомненно был грамотен.
Таким образом, из 16 перечисленных Ботяновских 8 было неграмотных и 8 грамотных, то есть поровну.
ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XX ВЕКА
Если говорить о первой половине XX века, то хотелось бы выделить двух представителей рода: Семена Игнатьевича Боцяновского (1877-?), который, являясь церковным старостой в Прилепской православной церкви, был репрессирован в 1930-е годы, а также Дорофея Киприановича Ботяновского, который во время Великой Отечественной войны (1943-44 гг.) был командиром партизанского отряда «Боец» в Вилейской области.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ЗЕМЯНАХ И БОЯРАХ
Автор данной статьи прочел много исторического материала, и предлагает читателю собственную «выжимку», сделанную из разных источников по теме бояр и земян.
О земянах и боярах написано достаточно много. Представления о них у специалистов разнятся. Некоторые историки дореволюционной поры (Ф. И. Забелло, М. В. Довнар-Запольский) склонны считать земян шляхтой. При этом Довнар-Запольский не относит к крестьянам и бояр. В начале XX века, говоря о панцирных боярах, Довнар-Запольский называет их разновидностью шляхты, а о путных боярах пишет, что их потомки «по настоящее время считают себя шляхтою». После революции 1917-го года в одной из своих статей («Культурны стан Беларусі к моманту Лютаўскае рэвалюцыі») Я. Лёсик, по сути, пересказывает на белорусском языке мнение Довнара-Запольского относительно бояр путных и панцирных. Несколько романтического представления о боярах придерживался писатель Генрик Сенкевич, который в одном из мест романа «Потоп» сравнил путных бояр с застянковой шляхтой. Многие историки советской поры (Д. Л. Похилевич, Г. Г. Копытина и др.) не считали земян шляхтой, а бояр относили к крестьянскому сословию. Что касается историков постсоветского времени, то мнения их разнятся: например, А. Б. Довнар ставит земян выше бояр, а бояр называет крестьянами-слугами; В. С. Макаревич склонен больше ориентироваться на мнение историков дореволюционной поры: Ф. И. Забелло, М. В. Довнара-Запольского. Так, говоря о судьбах белорусского дворянства, отдельно, в качестве категорий дробной шляхты в XIX веке Макаревич отмечает выбранцев, панцирных бояр, путных бояр и служек, хотя и уточняет, что в годы существования Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой эти категории населения в состав шляхетского сословия не входили, а по своему правовому положению находились между шляхтой и крестьянством. Земян Макаревич называет полупривилегированной категорией населения, некоторые представители которой в первые десятилетия XIX века были записаны в шляхту. Земяне и сами чаще всего называли себя шляхтой и претендовали на дворянские привилегии, но во времена Речи Посполитой в отличие от полноправной шляхты не имели гербов и не участвовали в сеймах. Следует добавить, что на сайте ЗБШ в статье «Разбор шляхты» панцирные бояре и земяне названы нижними слоями шляхетского сословия. Автор сайта, историк Веревкин-Шелюто неоднократно высказывал свое мнение относительно панцирных бояр, которых он относит к шляхетскому сословию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наше восприятие населения времен Великого княжества Литовского часто базируется на дихотомии "холопы-шляхта", которое нельзя назвать правильным. Данное восприятие пришло из России, где дворяне составляли чуть более 5% от населения. В Беларуси ситуация была иная: шляхта составляла около 20% населения, и кроме нее было еще несколько промежуточных классов населения, ныне полузабытых. К ним следует отнести земян, путных и панцирных бояр, выбранцев, служек, стрельцов. Положение у них было привилегированное, они, как и шляхта, имели право на ношение оружия, могли принимать участие в войнах, хотя и не заседали в сеймах и не имели гербов. Судьбы у них разные. С приходом России большинство из них попало в крестьянские ревизские сказки и затем числилось крестьянами; некоторые отыскивали дворянство, и в редких случаях им удавалось его получить.
Бояре, земяне, выбранцы, служки, стрельцы – всё это не только представители промежуточного сословия, но и особый культурный и исторический пласт, исчезнувший вместе с Великим княжеством Литовским после разделов Речи Посполитой.
Представителями промежуточного сословия (бояре-земяне) и являлись некоторые Ботяновские, жившие на территории Минского повета и имевшие корни в Рудне Прилепской. На примере рода Ботяновских мы можем проследить судьбу бояр, земян и их потомков на протяжении XVIII – XX веков, судьбу старинного сословия, существовавшего на белорусско-литовской земле еще с XVI века.
Ботяновский Афанасий Леонидович, 2010 год – лето 2025
***
ПРЯМАЯ ЛИНИЯ ПО ОТЦУ
1 колено
Ботяновский Афанасий Леонидович
19. 08. 1985, Минск
2 колено
Ботяновский Леонид Васильевич
20.02. 1962, крещен в Слободе. До 1982 года проживал в деревне Усяжа Смолевичского района, Минской области. С 1982 года – минчанин. Инженер-механик.
Ботяновская (Дедкова) Ольга Степановна
27. 10. 1961, деревня Бирюли, Могилевской области, Краснопольского района. С 1979 года минчанка. Журналист.
3 колено
Ботяновский Василий Нестерович
17.06. 1931 – 29.05.1977. Рудня – Прилепы.
Ботяновская (Костеневич) Вера Федоровна
12.07. 1934 – 19. 07. 2016. Усяжа – Прилепы.
4 колено
Ботяновский Нестер Григорьевич
27. 10. 1899 – 08. 03. 1969. Рудня – Прилепы.
Ботяновская (Журомская) Ефросинья Иосифовна
1906 – 10.11.1994. Хотеново – Прилепы.
5 колено
Боцяновский Григорий Семенович
12 марта 1868 – 24 декабря 1899. Рудня – Прилепы. Служил в царской армии. Скончался от заворота кишок в возрасте 31 года.
Боцяновская (Супранович) Анна Стефанова
(1877-?).
Родом из деревни Великие Колодези. Шлюб в 1895 году.
6 колено
Боцяновский Семен Фомин
2 февраля 1841 – 10 января 1919.
Рудня – Прилепы.
Боцяновская (Нихайчикова) Мария Данилова
(1844-?).
Родом из деревни Багуты. Шлюб в 1862 году.
7 колено
Боцяновский Томаш-Ян (Фома) Александров
28 августа 1804 – 28 января 1871. Рудня – Прилепы. Умер в 1871 году от простудной горячки. Вместе с отцом и братьями в 1816 году доказывал дворянство. В Дворянском Списке 1822 года он и остальные Боцяновские были записаны как чиншевая шляхта. В 1823 году причислен Казенной палатой к государственным крестьянам.
Боцяновская (Масловская) Доминика
Вторая жена Томаша. Шлюб в 1839 году. Годы жизни Доминики неизвестны.
8 колено
Ботяновский Александр Самойлов
(1754 -1829). Рудня – Прилепы. Умер 24 августа 1829 года от сухоты (чахотки).
Доказывал дворянство в 1816 году. В Дворянском Списке 1822 года он и остальные Боцяновские были записаны как чиншевая шляхта. В 1823 году причислен Казенной палатой к государственным крестьянам.
Ботяновская Петрунелла Фролова (дочь Францишака)
(1774-?)
9 колено
Батяновский Самуил Аухимов (1709-?). Рудня – Прилепы.
Родился примерно в 1709 году. Жил в деревне Рудня на территории церковного имения Прилепы, которое принадлежало униатской митрополии. После разделов Речи Посполитой в Ревизской сказке 1795 года встречается среди остальных жителей селения Рудня как «хлебопашец, потданный здешней страны уроженец оседлый». Также в документе записано, что «у Самойлы Батяновского живет в работниках Матвей Казимира сын Караневский». Имя жены: Катерина.
10 колено
Боцяновский Аухим (Восianowski Auchim). 2-я половина XVII-го века – 1766.
Умер 24 июня 1766 года. Оношки, Рудня – Прилепы. Боярин (bojarzyn). Жил на территории митрополитского униатского имения Прилепы. Имя жены неизвестно.
Ботяновский Афанасий Леонидович, 2010 год – лето 2025
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ДОКУМЕНТЫ:
НИАБ, фонд 333, опись 9, дело 12. Ревизские сказки крестьян и шляхты Минского и Вилейского уездов 1795 года, с. 269 – 274.
НИАБ, фонд 333, опись 9, дело 12. Ревизская сказка Минского повета, 1795 год, с.192, 240.
НИАБ, фонд 333, опись 9, дело 11. Ревизская сказка крестьян и шляхты Минского и Вилейского уездов за 1795 год, с. 514-515.
НИАБ, фонд 333, опись 9, дело 99. Ревизские сказки 1816 года, Минской губернии и уезда, государственные крестьяне, с. 700 – 702.
НИАБ, фонд 333, опись 9, дело 269. Ревизские сказки 1833 года, Минской губернии и уезда, государственные крестьяне, с. 18 – 21.
НИАБ, фонд 333, опись 9, дело 610. Ревизские сказки 1850 года Минской губернии и уезда, государственные крестьяне, с.14 – 21.
НИАБ, фонд 333, опись 9, дело 274. Ревизские сказки 1858 года Минской губернии и уезда, государственные крестьяне, с. 73 – 90.
НИАБ, фонд 136, опись 34, дело 291. Метрические книги Прилепской православной церкви, 1881 – 1892, с. 86, 87.
НИАБ, фонд 136, опись 34, дело 292. Метрические книги Прилепской православной церкви, 1888-1903 годы, с. 27, 41.
НИАБ, фонд 136, опись 34, дело 293. Метрические книги Прилепской православной церкви, 1899 – 1904 годы, с. 21, 22, 41, 42, 59, 60, 138, 139.
НИАБ, фонд 136, опись 21, дело 70. Метрические книги Прилепской православной церкви, 1868 – 1880, с. 7, 15, 16, 18, 19, 29, 30,47, 48, 59, 60, 66, 67, 77, 78, 103, 143, 144, 193, 194, 197, 198, 203 – 208, 212 – 215, 226, 227, 230, 231, 239, 240, 254 – 256, 266, 267, 276, 277, 294, 295, 299 – 301, 346, 347.
НИАБ, фонд 136, опись 34, дело 423. Метрические книги Прилепской православной церкви, 1895 – 1896, с. 23, 24.
НИАБ, фонд 136, опись 34, дело 289. Метрические книги Прилепской православной церкви, 1870 – 1880, с.24, 25, 58, 59, 73, 74, 337, 338, 384, 385.
НИАБ, фонд 136, опись 21, дело 17. Метрические книги Прилепской православной церкви, 1864 – 1867, с. 313, 314, 320, 321.
НИАБ, фонд 136, опись 14, дело 255. Книга брачных обысков православного прихода Георгиевской церкви Минского уезда, 1855 – 1870, с. 88, 135, 265.
НИАБ, фонд 136, опись 13, дело 362. Метрические книги Прилепской униатской церкви Минского уезда за 1835 – 1841 годы, с. 60, 136.
НИАБ, фонд 136, опись 13, дело 1320. Метрические книги Прилепской церкви о родившихся с 1776 по 1822 годы, с.1, 10, 20, 53, 58, 77.
НИАБ, фонд 136, опись 13, дело 1382. Метрические книги Прилепской униатской церкви за 1825 год, с. 13.
НИАБ, фонд 333, опись 9, дело 1177. «Ведомость о лицах бывшей польской шляхты, подлежащих на основании «Высочайшего повеления» от 23 сентября 1864 года внесению в податный оклад».
НИАБ, фонд 307, опись 2, дело 267. Именной список рекрут, 1848 год. с. 54
НИАБ, фонд 183, опись 2, дело 22516. «Дело по обвинению крестьян Ботяновских, Матвея Павлова Романкевича и Петра Игнатьева Дроздовского в незаконной вырубке леса под пашню на принадлежащих им участках земли (1911-1912)».
НИАБ, фонд 183, опись 2, дело 9364. «Дело по обвинению М. Ботяновского, крестьянина д. Рудня Острошицко-Городецкой волости, в покушении на отравление брата (1895)».
НИАБ, фонд 242, опись 1, дело 2629. лл. 585 об.-586. «Посемейный список Викентия Игнатьева Ботяновского (4. 10. 1895)».
НИАБ, фонд 242, опись 1, дело 2629. лл. 520-520 об., 666. «Прошение Викентия Игнатьева Боцяновского на переселение в Томскую губернию (4. 10. 1895)».
НИАБ, фонд 242, опись 1, дело 2779. лл. 6 об.-7. «Прошение Фомы Викентьевича Боцяновского, крестьянина деревни Багуты Беларуцкай волости Минского павета, на переселение в Сибирь (1898)».
НИАБ, фонд 1727, опись 1, дело 29. Актовая книга Минского гродского суда. Либертация, выданная 7 августа 1769 года Фелицианом Филиппом Володковичем, митрополитом киевским, Никодиму Ботяновскому, земянину церковного имения Прилепы, об освобождении последнего вместе с семьей от чинша и всяких повинностей, а также о разрешении вести торговлю в Прилепах пенькой, привезенной из-за границы волости.
НИАБ, фонд 136, опись 1, дело 37700. «Дело о переходе И. Ю. Ботяновского из православия в католичество, 1913 год».
НИАБ, фонд 183, опись 2, дело 16378. «Дело об оскорблении Ф. М. Ботяновского, 1903 год».
НИАБ, фонд 136, опись 34, дело 177. МК Смолевичской Николаевской церкви, Борисовский уезд, 1885-1892.
НИАБ, фонд 136, опись 34, дело 179. МК Смолевичской церкви, 1894-1897.
НИАБ, фонд 136, опись 34, дело 181. МК Смолевичской церкви.
НИАБ. Ф. 183 (Минский окружной суд). Оп. 2. Д. 17891. «Дело по обвинению жителей застенка Дубовка Смолевичской волости Борисовского уезда в оказании сопротивления волостному старшине при выселении И. Ботяновского и И. и Ф. Кавецких из занимаемых ими усадеб владелицы М. Сакович (06.05.1906–27.04.1913)».
НИАБ, фонд 307, опись 2, дело 267, с. 54, Именной список рекрут, 1848 год.
НИАБ, фонд 333, опись 9, дело 105, л.1039-1040, Дворянский Список, 1822 год.
НИАБ, 1769-1-13. Актавыя кнігі. Менскі земскі суд. Актыкацыя інвентару маёнтнасць Зыкава, Манчакі, Машталерышкі паноў Адынцоў, стражнікаў рэчыцкіх. 23.03.1782 г. Арк.225-227
НИАБ, 1769-1-13. Актавыя кнігі. Менскі земскі суд. Інвентар дзедзічнай маёнтнасці Зембінскай Іахіма Хрэптовіча, падканцлера ВКЛ. Арк. 401-414 адв.
НИАБ. Кмф 5-1-3878. Инвентарь села Смолевичи, 1781 год.
РГИА. Архив униатских митрополитов. Инвентарь имения Прилепы. П., 23.04.1747, д.3486, 11л.
РГИА, 823-2-65, Прилепская униатская церковь св. Георгия, 1750-1798
(польский язык)
ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:
Список населенных мест Минской губернии, 1909 год
Памятная книжка Минской епархии на 1886 год (Минск Типо-Лит. И. Тасьмана), с. 24-26
Рудницкий А. Памятка 125-го пехотного Курского полка. Житомир, типо-литография наследн. С. Бродовича, 1891
Боцяновский Владимир Феофилович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Газета «Русское Слово» ,Четверг, 16-го октября 1914 г. N 238. Убитые и раненые в боях.
“Памяць. Смалявіцкі раён. Жодзіна” Мінск Белта 2000” с. 58, 59, 177, 311, 374, 376, 377, 379, 380, 389, 411, 412, 429, 430, 433, 434, 462, 464, 504, 515, 516.
Ботяновский Тарас Григорьевич: [ст.] // Каргин Ю. Балаковская народная энциклопедия. – Балаково, 2007).
Д. Лисейчиков. “Святар у беларускім соцыуме: прасапаграфія ўніяцкага духавенства 1596-1839 гг.”
Леонид Моряков. «Рэпрэсаваныя праваслаўныя свяшчэнна- i царкоўнаслужыцелi Беларусi. 1917-1967. Том I»
Евгений Анищенко. «Шляхта Брестского воеводства, 18 век», Минск, издательство Виктора Хурсика, 2011, страница 38.
Яўген Анішчанка. Ураднікі беларускіх земляў ВКЛ пры Станіславе Панятоўскім (Мінск 2008), том 4, с.56.
Яўген Анішчанка. Ураднікі беларускіх земляў ВКЛ у першай палове XVIII ст. (Мінск 2010), том 6, с. 49.
Матвейчык, Дз. Валаховічы гербу “Пелеш” / Дз. Матвейчык // Гербоўнік беларускай шляхты. Т. 3.В / Дз. Ч. Матвейчык [і інш.]. – Мінск: Беларусь, 2014. – С. 83.
Матвейчык, Дз. ГІНТАЎТЫ-ДЗЕВЯЛТОЎСКІЯ герба “ТРУБЫ” / Дз. Матвейчык // Гербоўнік беларускай шляхты. Т. 4.Г / Дз. Ч. Матвейчык [і інш.]. – Мінск: Беларусь, 2016. – С. 385.
«Гербовник белорусской шляхты» т. 2. Б., с.221 (Минск: НАРБ, 2007, автор С. Рыбчонок и др.)
Белорусский "Мемориал"
kdkv. narod. ru / Partizan 43
Свидетельство о публикации №124080304709