Аккорды в программе Пианола и в партитурах

  Программа «Пианола» в современном своём варианте позволяет сама делать полноценные звуковые записи музыкальных произведений, не прибегая к помощи программы «Трио». Знаки языка, используемого Пианолой, можно классифицировать, разделив их на несколько уровней.
  Первый, основной уровень, это уровень непосредственных знаков, обозначающий ноты с их длительностями, паузы, знаки увеличения и уменьшения длительности нот, и знаки, поднимающие или опускающие звук на октаву или на другое количество ступеней.
  Знаки второго уровня организуют связки между нотами - объединяют ноты в аккорды и создают многоголосие. Знаки третьего уровня делают музыку выразительной - затягивают длительность отдельных нот, управляют их громкостью, меняют контур и тембр звука и проч.

  Языки, подобные языку Пианолы, имеются. Это язык МИДИ музыки и язык LilyPond. Один и тот же отрезок музыкального текста записывается на этих языках по-разному. На иллюстрации вы можете видеть, как ноты и связки между нотами изображаются у Пианолы и в LilyPond. Например, ноты, составляющие аккорд, в Пианоле записываются с двоеточиями между ними – D:F#:B:d а в LilyPond ноты аккорда заключаются в уголковые скобки - <d fis bes d> непонятно, правда, по какому принципу Ре верхнее отличается от Ре нижнего.
  В языке LilyPond имеются также и знаки, имеющие отношение к изображению нот на нотоносце, например фигурные и квадратные скобки указывают на объединение нот общими линейками восьмых или тридцать вторых, а знак процента с цифрой означает номер такта. На голоса в LilyPond указывают отдельные абзацы, а в Пианоле голоса разделяются вводными символами I, J и L.

  Запись нотной строки в Пианоле компактнее и понятнее, чем это делается на языке LilyPond. Оно и понятно - язык LilyPond не рассчитан на чтение, он является промежуточным и скрытым от посторонних глаз носителем информации. То же можно сказать и о внутреннем языке МИДИ протокола. Пользователю нотная строка показывается не в форме записи на специальном языке, а в более привычном для него виде нот, записанных на нотоносце, или в форме горизонтальных полосочек, своим расположением по вертикали относящимся к клавиатуре, своей длинной – к длительности звука, а своим цветом к его громкости (есть и такое).

  Как бы то ни было, но ни LilyPond, ни МИДИ не позволяют достичь в звучании музыки высокой выразительности, а вот язык Пианолы позволяет сделать это. Вот последняя запись, сделанная на Пианоле https://youtu.be/v4xROgid6HU
  Средства и символы для достижения выразительности в Пианоле и Трио разные, например значок < в Пианоле означает увеличение длительности нот вдвое, а в Трио он обозначает небольшое усиление громкости.
  Окончательная и самая важная работа пользователя, это работа с выразительностью, технические же проблемы, такие, как соединение нот в аккорды, следует переложить на компьютер. С этим связано и последнее новшество, внесённое в программу Пианола, - аккорды через двоеточия, записанные на языке Пианолы, теперь автоматически транслируются в партитуры. Что это значит, я Вам сейчас объясню.

ПЕРЕВОД АККОРДОВ С ЯЗЫКА ПИАНОЛЫ НА ЯЗЫК ТРИО

  Приведённый выше аккорд D:F#:B:d в партитуре записывается так
G=/444
F= 587.32 T1= 10349  T2= 211
  то есть, указания на ноты заменяются на частоту опорной ноты, а пред ней указывается количество ступеней (полутонов), на которые последовательно поднимаются следующие за опорной ноты.
  Аккордное указание в партитуре распространяется и на следующие строки, поэтому, если там стоят одиночные ноты, то аккордное указание надо снять, записав следующей строкой G= или написав букву g в конце строки с частотой одиночной ноты.
  В прошлом, эту чисто техническую работу нужно было делать вручную - снова смотреть в ноты, подсчитывать число ступеней и делать запись G=/444, но теперь Пианола, создавая партитуру, сама выполняет эту работу.

  Особенно удобно создавать партитуры в программе «Пианола_М». В этой программе голоса, соответствующие разным партиям, можно распределять по соответствующим им слоям http://stihi.ru/2024/06/07/6411
  Вот как выглядит файл с записью приведённых на иллюстрации нот, с разделением голосов на три слоя –

{Имя мелодии}N2
1 {05330-3|M3-H7J/A:fz5gagfgze:a/z5BcBABzE:A:eD:F#:B:dS              }
1 {15430-3|M3-I\dB:c:e:/c\B:fB:/A:dc\B:d:f#S                }
1 {25410-3|M3-O2B7S                }
2 {05320-3|MJ/C:G:c\B:e:b>>A:aB:b<G:gS  первый голос                }
2 {15420-3|MI>\B:e:g\z8EBeg /Bcdczg:b/e:g://B:e:b\\E>D#ES  второй    }
2 {25420-3|M>~^B:e:bO3<B:d-S  третий                }
3 {05420-3|MPJ>F:A-:d:fz5ga-gfgz>A:ac:f </z5BcBABz>E-:e-F:fD:d>F<E:eS}
3 {15420-3|MPO3I>^B:c:e:gB:c:e:f:a>F:A:ed <\B:/F:A:cB:f#_`S          }
3 {25430-3|MPO3\<<B7>>`S                }
,,,

  Этот файл можно прослушать. В «Пианоле_М» он звучит вот так https://disk.yandex.ru/d/QxsB0H0Gt6AqQQ
  Партитуры загруженного файла делаются для каждого слоя, с указаниями на имена партитур – TFP TFL и TFA (текстовые файлы-партитуры правой руки, левой руки и альта), и таким способом получаются три отдельных файла. Вот, к примеру, начало первого из них –

1 ================= TFP.TXT   VEL= 32000
 R=8 H=3
 G=/9
F= 415.3 T1= 10349  T2= 211
 G=
F= 784     T1= 2070  T2= 42
F= 830.6 T1= 2070  T2= 42
F= 784     T1= 2070  T2= 42
F= 698.46 T1= 2070  T2= 42
F= 784     T1= 2070  T2= 42
 G=/5
F= 622.26 T1= 10349  T2= 211
 G=
F= 932.32 T1= 2070  T2= 42
F= 1046.52 T1= 2070  T2= 42
F= 932.32 T1= 2070  T2= 42
F= 830.6 T1= 2070  T2= 42
F= 932.32 T1= 2070  T2= 42
 G=/57
F= 622.26 T1= 10349  T2= 211
 G=
 G=/444
F= 587.32 T1= 10349  T2= 211
 G=
 2 ============ 63360  63360  1,98

далее идут следующие два такта-странички

  Строка R=8 H=3 это указание на инструмент (фортепьяно) и на громкость, она записана вручную. Аккордные же указания появились в партитуре автоматически.
  С помощью программы «Трио» эти партитуры можно озвучить, и вот как они будут звучать - https://disk.yandex.ru/d/nm2b5rlva7x3xA
Обратите внимание, аккорды в этой записи звучат ярче. Это потому, что в программе «Пианола» при добавлении к аккорду нет, суммарная их громкость увеличивается не сильно, а в Трио такой автоматической регулировки нет. Аккорд в Пианоле сделать более ярким можно, только для этого нужно специальное указание на его громкость. Точно так же и в Трио – слишком яркий аккорд можно притушить, локально уменьшив его громкость.
  Подобные средства создают выразительность, и это делается вручную.

  По этим же партитурам с помощью программы «Трио_МИДИ_Конвертор» можно сделать музыку формата МИДИ. Полученный файл вот https://disk.yandex.ru/d/pvbIC0r4EyTNoQ его можно скачать и прослушать, а вот расшифровка содержимого этого файла, самое её начало –

4D 54 68 64 00 00 00 06 00 00 / 1
00 01 00 78 4D 54 72 6B 00 00 / 11  число треков = 1
03 DD 01 FF 58 04 04 02 18 08 / 21
00 C1 00 00 91 2E 7F 00 C2 00 / 31   1^ля#(b)
00 92 3E 7F 00 C3 00 00 93 44 / 41   2^ре(1)  3^соль#(1)
65 00 93 4D 65 4E 82 3E 00 00 / 51   3^фа(2)  2_ре(1)_
83 4D 00 00 83 44 00 01 92 3A / 61   3_фа(2)_  3_соль#(1)_  2^ля#(m)
48 00 93 4F 7F 00 92 3C 48 00 / 71   3^соль(2)  2^до(1)
92 3F 48 00 92 48 48 0F 83 4F / 81   2^ре#(1)  2^до(2)  3_соль(2)
00 00 93 50 7F 0F 83 50 00 00 / 91 _  3^соль#(2)  3_соль#(2)_

  Расшифровка сделана тоже программой «Трио_МИДИ_Конвертор» в одной из её опций. Как вы видите, запись нот в МИДИ формате имеет вид, совершенно не читабельный. Сплошные байты, представленные шестнадцатиричными числами.
  Язык, используемый Пианолой, это единственный язык записи нот, приспособленный для записи выразительной музыки, и понятный как компьютеру, так и обычному пользователю. И в этом состоит особое достижение всего музыкального проекта.

__________
18.07.2024


Рецензии