Ответ морскому волку

Сейчас с интересом прочитал отклик одного критика-любителя на моё стихотворение "Эй, поднять паруса, патриоты!" http://stihi.ru/2024/07/11/6254 Вот он, сей весьма "компетентный" отзыв: http://stihi.ru/2024/07/12/3385:

"Кстати, не понял - почему: "Фордевинд – наш единственный курс!"???
Фордевинд - это курс корабля относительно ветра (ветер дует в бок корабля...)
Нормальный капитан прокладывает курс - исходя из цели назначения!
Ну, может, конечно, и идти в фордевинд, если это совпадает с целью назначения...
Но всегда в фордевинд - это как? Это зачем???


Парусник может идти даже и против ветра... но при этом придётся лавировать...
Но лучше всего, когда ветер - попутный!)) А хуже всего - полный штиль!

Ну, а в бурю да... Фордевинд - смертелен! Паруса надо снимать почти все, оставляя минимум, способный поставить корабль - носом против ветра и против волны!) И зевать при этом - нельзя ни разу!!!  Ну, а в мощный ураган - придётся и мачты рубить, чтоб уменьшить парусность корабля... И без путного капитана, который всё это вовремя скомандует, и без дружной-сплочённой команды - на море не выжить!!! Не любит оно "гениев-индивидуалистов"...))"

Прежде всего хочу поблагодарить уважаемого критика за доставленное веселье, которое вызвала у меня его парусно-морская эрудиция. Это первое. Благодарность прежде всего. А сейчас прошу позволения сообщить ему названия курсов парусного судна относительно ветра. Итак:

Левентик – курс, когда нос судна направлен против ветра. Идти таким курсом парусник не может, паруса не работают.

Фордевинд – когда ветер дует в корму, короче говоря, попутный.

Галфвинд – курс, когда ветер перпендикулярен диаметральной плоскости судна, то есть дует в борт. Идти можно довольно хорошо, но судно сильно кренит ветром и волнами, и в шторм опасно. Буеру нипочём, если ветер не слишком сильный. Такой может и повалить при достаточной площади паруса и лёгкости конструкции, а также при недостаточной колее полозьев.

Бакштаг  – ветер сзади-сбоку, самый выгодный, на буере, случалось, километров пятьдесят чешешь.  На неширокой реке можно так разбежаться, что недолго шею свернуть. Знаем...

Бейдевинд – ветер спереди-сбоку, "в скулу".  Скорость при данной силе ветра наименьшая, тем меньше, чем острее угол к ветру, и тем больше угол  бокового сноса – дрейфа. При определённом наименьшем угле судно вперёд вообще не движется, а только дрейфует. Буер просто останавливается, у него дрейфа нет. Лучшие парусники могут идти под углом до сорока градусов к ветру и даже меньше. Ну, на самодельном буере так не получалось. Градусов 50 от силы. И то если рыхлый снег не мешает. Хотя более искусно построенный мог бы, думаю, и круче.

В шторм лучше всего идти в бейдевинд, но управлять судном при этом тяжело. Волны, наваливаясь косо с носа, норовят развернуть судно под ветер, и качка сильная и резкая – судно сталкивается с волной.  А в галфвинд идти в бурю опасно, крен слишком велик. В фордевинд судно тоже трудноуправляемо и сильно рыскает. Тем не менее судно при этом как бы убегает от ветра и волн, и риск опрокидывания и поломки мачт минимален при зарифленных парусах и умелой, сплочённой команде. Фордевинд, как Вы правильно заметили, невыгодный курс. Но Вы, сударь, преувеличили фатальность фордевинда, даже в шторм. Как уже сказано, при опытной и слаженной команде и в шторм, если надо, ходят таким курсом. Буеру фордевинд не страшен, он не рыскает и идёт устойчиво, хотя скорость меньше, чем в бакштаг и даже в галфвинд вследствие "убегания" от ветра. Хотя в бакштаг, конечно, выгоднее и эффективнее, так что если пункт назначения лежит по ветру, то и при попутном ветре есть смысл лавировать, менять галсы, судно будет устойчивее на курсе, пойдёт быстрее, и даже лавируя, может достичь цели раньше, чем по прямой в фордевинд. Можно, конечно, применить и упомянутый Вами способ – лечь в дрейф, приведя судно к ветру, то есть развернуть судно носом к ветру и поставить паруса так, чтобы они сами удерживали судно в таком положении. Но при этом судно будет сносить назад. Но всё время, пока шторм, пятиться раком, дожидаясь, что вас унесёт чёрт те куда, на скалы или мель? Что в фордевинд, что привестись к ветру – всё равно в ту же сторону плывёшь по воле ветра, не зная, куда приплывёшь. Так что порой лучше не приводиться к ветру, а рискнуть и идти  в бейдевинд, дабы не наскочить на рифы, уйти прочь от них. Трудно, но хоть сам путь выбираешь. В левентик судно плыть вперёд не может.  Так оно идёт лишь краткие мгновения при лавировании против ветра по инерции за счёт набранной скорости. Так называемый поворот оверштаг при смене галса. Только делать такие повороты в шторм весьма чревато. Но делают, если надо. Всё опять таки решают выучка и сработанность команды и капитана. Но почему Вы решили, что фордевинд – когда ветер в борт? Впрочем, это дело Ваше. Вы, в общем-то, идёте в фордевинд к политическому ветру, и при его смене шустро увалитесь под него, только и всего. Свой курс Вам не нужен. Скажут Вам, что те, кого сейчас величают врагами, на самом деле друзья – и Вы зальётесь соловьём петь им дифирамбы с Вашими друзьями и подругами. Только в фордевинд! Так, что ли, сударь? А рифы вам не опасны. Ваша компания не утонет, непотопляема при любом направлении ветра.

Вот и всё, уважаемый оппонент. Вы этого хотели? Пожалуйста! С превеликим удовольствием! Но непонятно – зачем Вы это затеяли? Зачем так метко мечете бумеранги? Зачем ставите себя в неловкое положение, не разобравшись в сути дела? Ведь даже если это умышленная провокация с Вашей стороны, то читатели этого не знают, и смешно в их глазах будете выглядеть Вы. Чтобы понять это, требуется немного больше умственных усилий, чем патриотически называть неугодного собакой на весь сайт. Работая на доказательство известного утверждения, чьим последним прибежищем является патриотизм. Не правда ли? А вообще, как ни прекрасны с виду парусники, слишком уж они зависят от ветра. Суда с собственным двигателем как-то больше доверия вызывают, что ни говори. Свободны они. И против ветра в левентик пойдут, если надо. Не лавируя, не виляя и не уваливаясь "патриотически" под ветер.

P. S. К сведению читателей, мой гневный оппонент спохватился и редактированием исправил свои парусно-морские ошибки. Теперь он называет курсы парусника относительно ветра правильно, а так же поместил иллюстрацию с их изображением. Теперь он идёт, как ему и полагается, в фордевинд. Лихо уваливаетесь, сударь!

Но внезапно сменилась погода,
Ветер дунул с другой стороны...


Рецензии
Володя, вот 99% - ты себе заводик по производству бисера завёл. И пока производственные процессы не отлажены, щедро сыплешь неликвид под ноги... одному известному дедушке под ноги. Володя, уверяю: на фиг ему познания в морском деле, какие ему бригантина или фрегат, его уровень - оморочка. Плывёт дедуля по речонке, где плотичку выудит, где окунька, и под нос себе авторов ругает. А ему что фордевинд, что бейдевинд - один хрендевинд, лишь бы оморочка поворот оверкиль не совершила или в болото бы не приплыла. А впрочем, курс оморочки проложен - прямо в топь. Попутный ему ветер в ... (афедрон)!
Прости хулиганку. Лет 12 назад у одного обитателя морских глубин научилась.

Елена Гусельникова   12.07.2024 21:11     Заявить о нарушении
Лена, да Бог с ним! Пусть проглотят он и его друзья. Проглотят свои нечистые "бумеранги". А с меня не убудет. Я и не для них писал, а для умных порядочных людей. Пусть прочтут и делают выводы. Чистка ноосферы это по силе возможности. Хоть на крошечку, а почище будет.

Спасибо за поддержку, Лена!

Владимир Павлов 8   12.07.2024 21:38   Заявить о нарушении