Мокий Амфипольский

Моки;й Амфипольский  ум. 288 или 295) — христианский священномученик.
 Почитаемый в Православной церкви, его память 11 (24) мая; и Католической церкви, его память 11 мая и 24 мая.

Мокий родился в Риме, в семье благородных и богатых родителей. Отец Мокия — Евфратий, а мать — Евстафия. Мокий переселился жить в Фракию, в город Амфиполь, где был христианским священником.
Будучи священником ревностно проповедовал среди язычников, убеждая их отказаться от идолопоклонства и прийти к истинной вере Христовой.
Во время празднования в честь Диониса анфипат Лаодикий приносил жертву богу, пришел Мокий и на глазах у всех перевернул алтари и рассыпал ладан.
 По приказу анфипата Лаодикия священника Мокия арестовали и повесили на дереве, на котором его строгали железными когтями.
 Согласно Синаксарю, после чего Мокий был ввергнут в раскаленную печь, где остался невредимым, а пламенем, вышедшим из печи, был сожжен анфипат Лаодикий и с ним 9 человек.
 Фаласий посадил Мокия в тюрьму. Вновь назначенный и прибывшей анфипат Максим предложил отказаться Мокию от веры в Иисуса Христа, а затем продолжил мучить Мокия.
 Анфипат подверг Мокия колесованию, затем поместил мученика на растерзание зверям. Мокий остался невредим.
После этого анфипат отправил Мокия во Фракию, в город Перинф к архонту Филиписию. Из Перинфа Мокия отправили в Византий, где его казнили — отрубили голову. Тело Мокия сохранили христиане.

Император Римской империи Константин Великий в 324 году, после побед в междоусобных войнах, разворачивает в существовавшем с VII века до н. э. как греческая колония городе Виза;нтии крупнейшее строительство. В числе построек Константина был и великолепный храм в честь священномученика Мокия. В этот храм были помещены мощи Мокия, позднее, после 530 года, и мощи Сампсона.


Лаодикию сказано было о служителе Христовом Мокии, что он многих отвлекал от празднования богу Дионисию. Язычники многое клеветали на святаго, говоря:

— Здесь есть учитель христианский, который старался прельстить народ каким-то странным учением; он убеждает всех веровать в распятого и умершего Человека; и действительно, многие, оставив богов наших, приняли веру его. Если ты не воспретишь ему распространять это учение, то весь город пойдет за ним, и тогда уже некому будет приносить жертв богам.

Лаодикий сказал святому:

— Принеси жертву богу Дионисию, чтобы он избавил тебя от многих бед.

Но мученик отвечал:

— Неужели ты считаешь богом идола, недвижущегося и безгласного, сделанного рукою человека? О заблуждающийся слуга [319]диавола! Неужели ты не видишь, что тело мое не изнемогло от твоих мучений? Разве ты не видишь, что я не ощущаю совершенно никакой боли в ранах моих? Вся сила твоя — ничто.

Выслушав эти слова, Лаодикий сказал:

— Твоя твердость в мучениях зависит не от силы Бога твоего, но от твоего волшебства. Вот, я даю приказание сжечь на огне тело твое, так что все члены твои будут обращены в пепел и их развеет ветер.

И тотчас мучитель приказал приготовить печь, весьма великую, велел наполнить ее смолою и хворостом и разжечь; дым от печи поднимался кверху на шестьдесят локтей, так что воздух кругом печи на большое расстояние был затемнен. Тогда Лаодикий сказал святому:

— Принеси жертву богу Дионисию.

Мученик же молчал.

Тогда Лаодикий снова сказал:

— До каких пор ты будешь противиться моим приказаниям? Вот огонь, приготовленный для тебя. Посмотри на него и уразумей величие и могущество бога нашего Дионисия и поклонись ему.

Отвечал святый:

— Я тебе уже сказал, анфипат, что я не поклонюсь глухому, слепому и немому губителю душ человеческих. Не желаешь ли удостовериться в том, что называемый тобою богом, не есть бог, но есть идол?

Страдание святого священномученика Мокия // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М.: Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. IX: Май, День 11. — С. 316.


Рецензии