Исповедальная афористичность поэзии Анны Савченко
Исповедальная афористичность поэзии Анны Савченко.
"А я была дерзкой, злой и веселой
И вовсе не знала, что это — счастье".
А.А. Ахматова
«Чтобы что-то создать, надо чем-то быть» (И.В. фон Гёте)
Прочтение сборника стихов «Всё это – лирика» @Анны Савченко затронуло целую гамму моих чувств. Это очень искренние стихи, исповедальные, будто страницы из личного дневника поэтессы. Дистанция с читателем приятно нивелируется, что называется, с места в карьер, доверительное разрушение «четвёртой стены» происходит в первом же стихотворении (you are welcome):
«Здравствуй, читатель! Скучал?
Ну, конечно, да!
Знаю, союз наш ; так безупречно прочен.
Тигром по комнате бродишь туда-сюда
ты без моих очень глупых, но милых строчек…» (здесь и далее приводится текст в редакции оригинала)
Следующее место в подборке занимает «чёрно-белое» стихотворение:
«Белое – чёрное,
минус – плюс.
Снова меня корёжит,
снова упорно с собою бьюсь,
бой этот очень сложен…
Чёрное – белое,
небыль – боль
ты оставляй в покое…»
Игра слов «небыль – боль» напомнила мне изречение Монтеня:
«Моя жизнь была полна страшных несчастий,
большинства из которых никогда не было».
В целом, в этих строчках Анны С. прослеживается шекспировский (читай: эзотерический) или диалектический взгляд на вещи, по известному примеру:
"Две страсти мной владеют безраздельно,
Два Духа: то унынье, то покой.
То ангел Света дарит утешенье,
То Дух больной советуется с Тьмой…
...И до тех пор я буду сомневаться,
Пока два Духа будут состязаться»
(из Сонета 144 в переводе И. Белышевой)
Подобные ассоциации, связанные с Шекспиром, вызывают и другие строчки из Анны Савченко:
«И сильные люди ломаются. Я сломалась.
Виной актёры из черепного театра…»
Там же:
«…Любители публики злые мои актёры…»
В этом стихотворении угадывается шекспировский «мирообъемлющий» взгляд, в частности, на мир-театр с людьми-актерами, сводящийся в случае с Анной С. к приватному, замкнутому театру, где пьесы ставятся в черепной коробке. Такой театр мог бы располагаться, скажем, в черепе бедного Йорика или Гамлета, да и в любом другом черепе. Здесь я аплодирую стоя, так как подобный образ является уникальным плодом авторского воображения.
«…Крутым режиссёром была я для них когда-то,
пожалуй, даже бесспорным авторитетом,
но бунт однажды устроили мне ребята:
играют своё с рассвета и до рассвета…»
В поэзии Анны Савченко действительно ощущаются два полюса. Первый определяется бездной, всматривающейся в поэта.
Отсюда, на мой взгляд, возникают образы «злой пасти паники», тоски, хандры, «душевного озноба», ощущения внутреннего опустошения. Второй полюс, животворящий, заключается в витальной силе женского начала.
"Нарисуй мне улыбку, фотограф, сотри эти жалкие стены,
пусть никто не узнает, что внутри я давно опустела..."
«…Есть жабры у рыбы,
Надёжнее мой тыл.
Ну, в общем, спасибо,
Что есть у меня ты!»
«…Мои глаза, привыкшие дарить
твоим лицу и телу нежность взглядов,
порою мечут молнии. Не надо
им верить, ты в них просто не смотри…» ; это ли не реплика античной богини?
Срединный цикл стихов сборника «Моя Украина в огне» передает боль миллионов людей в России и Украине. Анна Савченко не воинствует, не подставляет другую щёку, но передаёт в своих стихах созвучные многим горькие размышления о случившемся конфликте, который, слишком затянувшись, закономерно привёл к СВО и братоубийственной войне. Прерванные родственные связи с людьми на Украине - наша общая боль.
«Ты бедная, в сердце ранена,
мечтаешь о жизни лучшей
молюсь за тебя, Украина,
о душах твоих заблудших…»
«У кровавой у реки брода нет
прибывают мужики на тот свет…»
«Я теряю друзей, родных –
всех, кто мыслит иначе, ;
в этом жерле тупой войны.
Я теряю и плачу…»
Стихи Анны С., простые по форме, беспрецедентно ёмки по содержанию и смысловой завершённости. Афористичность, свойственная поэтическому мышлению Анны С., определяет манеру и жанровую особенность её стихосложения, для которого характерна сжатая до сути, лаконичная форма. Данная способность позволяет автору обобщить и передать аудитории индивидуальный жизненный опыт, наверняка схожий с опытом другого, облачив преамбулу и выводы в компактную форму, что неизменно популярно у читателя, стремящегося через поэзию проговорить и принять свои чувства. Наибольшее в наименьшем – так можно определить поэтические высказывания Анны Савченко.
Заключительная рубрика сборника «Да всё очень просто…» целиком о любви. Личное, слишком личное. Ощущение, возникающее при чтении, будто тебе доверили страницы дневника. Здесь можно со слезами уткнуться в лирические сублимации взаимного абьюза и созависимости, а можно не утыкаться.
«Мы влюбились, ещё не умея любить,
обижались, прощать не умея ещё.
Накопили проблем, затаили обид,
ведь эмоций друг друга не брали в расчёт…»
Легко не любить и не страдать от любви, когда тебе, как автору этой рецензии, за шестьдесят. Одно бесспорно ; каждая строчка каждого стихотворения Анны Савченко дышит сложной красотой чувств, прорывающихся через осознание к свету.
Свидетельство о публикации №124070902601