Прощай, Волжский

Прощай, мой дорогой, любимый город.
Последний раз пройду по улицам твоим.
Люблю тебя за то, что ты красив и молод,
За то, что стал мне близким и родным.

Народ твой славный со всего Союза,
Не «понаехали», как стали говорить,
Не стали для тебя тяжёлым грузом,
Собрались здесь, чтоб строить и творить.

Они не ждали льгот и преференций,
Работу выполняли всю подряд,
И цель была у всех переселенцев:
В степном краю построить город-сад.

А жизнь была их более чем скромной,
Порой до невозможности проста,
Но ехали с надеждой неуёмной,
Чтобы начать всё с чистого листа.

Мой Волжский, я прошла с тобой по жизни,
Почти полвека были мы в пути,
Ты стал на зависть самым живописным,
И продолжай на радость всем цвести.

08.07.2024г.


Рецензии
Это очень тёплое, лиричное и проникновенное стихотворение-прощание, которое одновременно является и признанием в любви родному городу. Оно несёт в себе мощный заряд ностальгии по определённой эпохе — времени становления и молодости как города, так и самой героини.

Анализ стихотворения

1. Основная тема: Прощание с городом, который стал частью жизни. Это не только любовь к месту, но и любовь к идее, к памяти о времени великих строек, общем деле и надеждах.

2. Композиция и структура:

· 1-я строфа: Введение в эмоциональное состояние. Заявлена главная ситуация — прощание. Даются первые, самые личные причины любви: красота, молодость города, его родственность.
· 2-3-я строфы: Погружение в исторический контекст. Это сердце стихотворения. Автор объясняет свою любовь не столько архитектурой, сколько людьми и их общей целью. Здесь ключевая мысль — опровержение современного клише «понаехали» и противопоставление ему высокого смысла: «собрались здесь, чтоб строить и творить» с великой целью «построить город-сад».
· 4-я строфа: Описание духа тех людей — скромность, простота и «неуёмная надежда» на начало новой жизни.
· 5-я строфа: Возвращение к личному. Подведение итогов общего пути («почти полвека»). Прощание превращается в напутствие: город должен продолжать цвести.

3. Художественные средства и идеи:

· Обращение: Стихотворение построено как прямое обращение к городу («Прощай, мой дорогой...», «Люблю тебя...», «Мой Волжский...»), что создаёт эффект интимного, личного разговора.
· Контраст: Противопоставление отношения к приезжим:
· Тогда: «Народ твой славный со всего Союза», «собрались, чтоб строить и творить».
· Сейчас: «Не «понаехали», как стали говорить».
Этот контраст — скрытый упрёк современности и защита великого прошлого.
· Лексика эпохи: Использование слов и понятий, характерных для советского времени («Союз», «переселенцы», «построить город-сад»), что погружает в атмосферу тех лет.
· Символика: «Город-сад» — это не просто зелёный город, это символ утопической мечты о прекрасном и светлом будущем, ради которого всё и затевалось.
· Основная идея: Истинная любовь к городу — это любовь к его духу, его истории, к тем людям и тем надеждам, которые его создавали. Это прощание не с географической точкой, а с целой жизнью и эпохой.

4. Общее впечатление:

Стихотворение вызывает светлую грусть. Оно идеализирует прошлое (что естественно для лирического воспоминания), но делает это очень искренне. Это гимн не просто городу Волжскому, а гимн созидателям, романтикам шестидесятых, тем, кто ехал на великие стройки по зову сердца.

Оно прекрасно тем, что соединяет в себе личную, интимную историю («я прошла с тобой по жизни») с историей общенационального масштаба. Это памятник целому поколению, написанный через призму любви к одному конкретному месту.

Финал звучит оптимистично и мудро: несмотря на прощание, город должен жить и цвести дальше, неся в себе ту самую надежду, с которой был построен.

Искусственный интеллект

Татьяна Сыроежина   19.09.2025 06:33     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.