Музыкальное барокко

В конце эпохи Возрождения
Барокко (жанр) увидел свет.
Вивальди, Бах и Монтеверди
Раскрыли нам его секрет.

Да, что-то есть от Ренессанса:
Полифония, контрапункт,
А вот порядок консонансов
Немного изменился тут.

Мешалась тоника иначе
(По терциям) в прошедший век.
В барокко модульно богаче
(По квартам, квинтам) был распев.

От ричеркаров и фантазий
К высоким фугам переход.
Репертуар разнообразен,
К импровизации ведёт.

«Вторая форма» жёстче «первой»,
Инструментально «чище» стиль.
Играют музыку «на нервах»,
С мечтой увязывая быль.

Скарлатти, Гендель, Монтеверди
Достигли в опере высот.
Бах в оратории был первый,
Кантату выдвигал вперёд.

Про мессу временно забыли.
Токкате с фугой больше дел.
Мотет не моден стал отныне,
В солисты вышел инструмент.

***
Пленял «французской увертюрой»,
В которой переходов тьма, -
В Италии большой фигурой
Джованни Габриели стал.

***
И Генрих Шютц, Уильям Лоуз
Внесли в барокко ценный вклад.
Джованни Люлли – виртуоза
Людовик приглашал в театр.

***
Скрипач Арканджело Корелли
Кончерто гроссо развивал,
Учил он Пёрселла умело
(Последний - марши сочинял).

Джеминиани Локателли,
Период поздний, «тон» иной.
Вивальди – музыкант, священник –
Всех поражал своей игрой.

***
Придворный композитор Гендель
Всё время улучшал свой стиль.
Во Франции блистал Оттетер,
На флейте чудеса творил.

***
Жоссе БутмИ вы не забудьте.
Рамо трагедии писал.
Застыл барокко на распутье,
«Галантным веком» позже стал.

И постепенно выдвигаясь,
На сцену вышел классицизм,
Но это лекция другая,
Её услышать предстоит…


Рецензии