стихи после Освенцима

1.
монолог внука

В 12 лет вместе со школой
Я был на экскурсии в Дахау, во время которой
В одном из залов
увидел свою фамилию, но отец сказал мне,
Что это ошибка, часто встречающаяся в иностранной прессе.
Коменданта Освенцима звали не Хёссе, а Хессе,
Вот дерьмо, ругался отец, там всё ещё написано «Хёссе»!
Я им дважды писал, они обещали разобраться в этом вопросе!
Впрочем, путаница с «е» и «ё» происходит нередко.
Не волнуйся, сын, у нас не было такого предка.

Может, ему от деда отказываться было и больно,
Но он работал в дирекции завода «Вольво».

И бабка говорила, что она ничего не знала.
На ней нет никакой вины.
Дед был честный солдат, директор тюрьмы.
Только как-то нечаянно
Она проговорилась, что теплицы находились совсем рядом с печами.
И, представьте, даже
приходилось отмывать овощи и фрукты от сажи.

Ничего не знала, ни о чём не догадывалась…
 
Но однажды, возвращаясь из пекарни,
Она увидела на новоприбывшем парне
Куртку, и курточка эта так ей понравилась,
Что она не справилась с искушением
И подала в комендатуру прошение…

Знаете, что для меня в этом самое страшное?
Эту курточку я в 70-х донашивал.

2.
история дочери
 
Это случилось в одном селе,
Кажется, возле Винницы.
Жили рядом на тёплой земле
Две семьи – евреи и украинцы.

Временами жили получше, временами бывало туго.
Дети-погодки дружили, отцы помогали друг-другу.

Но пришла война, и пришли нацисты, и собрали евреев со всех дворов,
И вывели их из села, и дали евреям лопаты, чтоб вырыли себе ров.
Сначала сказали копать, раздеться потом приказали,
Затем согнали их в яму и всех расстреляли.

А девочка – ей было тогда
Пять или шесть лет –
Девочка видела, что расстреливал
Евреев её сосед.

После залпа она упала
Вместе со всеми, кто падал слева и справа.
Их сверху присыпали глиною и землёй.
Но пуля девочку миновала,
И она осталась живой.

Часы спустя девочка вышла из ступора,
Выбралась из-под горы трупов,
Голая, грязная – в чужой крови и мокрой земле,
Когда стемнело и стала она посмелей,
Постучала в окошко дома того на краю села,
Где ей объяснять не пришлось, откуда она пришла.

И сосед увидел её, открыл ей дверь и впустил.
Нагрел воды и с мылом в тазу долго девочку мыл,
Накормил её супом, в платье дочки своей одел,
Спать уложил подле себя, колыбельную на ночь спел.

(Всё у соседа девочке было знакомо –
Мебель знакома, посуда знакома – из девочкиного всё дома.)

Несколько дней сосед прятал её у себя,
А потом отвёл в другую деревню, где уже другая семья
Вырастила, выходила её, как родную кровинку,
Выдав за дальнюю родственницу, за украинку.

Конечно, читатель, я всё понимаю: любой человек - не прост,
Но я задаю сам себе постоянно один и тот же вопрос:
В тот миг, когда этот раб Твой из кожи выскользнул в смертную тьму,
Ответь мне, Господи, Отче наш, Боже, что Ты сказал ему?

3.
монолог сопровождающего

Приготовьтесь, рассказ этот будет довольно долог.
По образованию я военный психолог,
Но в данный момент пациентов не принимаю, -
Развожу груз-200 по Забайкальскому краю.

На всех мертвецов не сыщешь психологов с аттестатом,
Чаще всего погибших сопровождают простые солдаты,
Поэтому назначению я был поначалу рад:
Лучше уж я поеду, чем обычный солдат,
Который, увидев убитую горем мать,
Наверняка забудет всё, что ей надо сказать,
И уж, конечно, не будет знать, когда промолчать вернее,
Чтобы словами родным не сделать ещё больнее.

Командировка моя повторяется снова и снова:
Сначала в часть звонят опознаватели из Ростова,
По приезде в Ростов-на-Дону получаешь личное имущество
Погибшего, его документы и орден Мужества.

Центр опознания номер пятьсот двадцать два.
Это место довольно чудовищное.
Гигантский ангар, вповалку на землю сваленные тела.
Иду по проходу, вижу безголовое туловище,
Рядом валяется оторванная голова.

А я был немного выпивши,
И в смертный её оскал
Кричал голове: «Что лыбишься?
Не я тебя убивал!»

С опознанными телами здесь поступают по старинке:
Красят лицо, чтобы выглядело не так ужасно сквозь окошко в цинке,
Одевают в военную форму, в гроб кладут, а гроб – в деревянный ящик,
И готовят к отправке родственникам скорбящим.

Настоящий ад начинается по приезде.
По протоколу я должен сказать матери или невесте,
Или детям, встречающим гроб у трапа:
«Примите мои искренние соболезнования по случаю
Постигшей вас тяжелой утраты».
Иные слова считаются в этот момент неуместны.
Надо, кроме того, позаботиться о бутылке с водой, салфетке и месте,
Куда, избежав ненужного переполоха,
Можно усадить встречающего, если ему станет плохо.

А если какой-нибудь кореш умершего
Решит вдруг устроить скандал,
То глядя ему в глаза,
Надо спокойно сказать:
«Я его не убивал!»

Если никто не знает обстоятельства гибели, то лучшее,
Чем можно утешить – тем, что перед смертью павший не мучился.

К похоронам я привык уже, к пёстрым их декорациям.
А на поминки стараюсь не оставаться,
Раз остался, когда со мной в карауле ездили новобранцы –
Самому не хотелось ни есть, ни, тем более, пить,
Но срочников по уставу нужно же где-то кормить.   

Я, военный психолог, развожу убитых по Забайкальскому краю.
После каждой ходки такой я несколько дней отдыхаю.
Я не пью, чтоб не спиться, и по бабам теперь не ходок,
Перед сном я лежу на спине и смотрю в потолок.
В потолке открывается словно какой-то портал
Или окошко в прошлое, то, в котором я не убивал.

И тогда, находясь на границе нынешнего
И будущего бытия,
Я кричу всем ждущим меня невыжившим:
«Вас убивал не я!»


Рецензии
Мы не можем изменить прошлое. Переписать в угоду политической конъюнктуре - запросто. Но изменить, сделав так, чтобы прошедшие войны не начались, а погибшие на них люди продолжили бы жить как ни в чём не бывало, не в нашей власти.

А что же в наших силах? Не быть страусами, прячущими головы в песок, когда нам указывают на очевидные и постыдные факты из истории нашей страны. Ведь никто же не спорит с очевидным фактом, что маньяки не приносят пользу обществу, и их надо сажать, лечить и даже приговаривать к смертной казни в тех странах, где она практикуется.
Так почему же страницы истории, где большая часть общества уподоблялась маньяку, устраивая охоту на своих же соотечественников, которые имели не тот цвет кожи, не ту веру, не те взгляды, продолжают восприниматься (не всеми) как момент величия нации, перед которой испытывали страх (читай, уважение) другие народы?

Думаю, всё дело в том, что люди с подобной точкой зрения изначально воспринимают себя в качестве жертвы обстоятельств и пытаются, полагая, что им просто не повезло с годом и местом рождения, сбежать в "великое прошлое", где у них будет роль героя и победителя, даже если эта победа будет пирровой.
Я сознательно оставляю за скобками тех, кто является идеологом расового превосходства, рупором ненависти и обличителем совести и культуры. Без люмпенов они ничего не смогли бы сделать. И значит задача любого общества, если оно не хочет испытать на себе все прелести фашизма, стараться максимально снизить процент люмпенов - до размеров статистической погрешности, выбивая тем самым почву из-под ног потенциальных политических маньяков.

Кто-то может задаться вопросом, а где же про войну. Ведь стих о войне, точнее о войнах, где один народ объявляет себя мессией, а в другом видит исчадие ада, подлежащее полному или частичному истреблению. Всё просто. Внешняя война является прямым следствием войны внутренней, в результате которой уничтожаются, сажаются в тюрьмы или выдавливаются из страны все те, кто способен остановить потоки лжи и ненависти, всегда предшествующие внешней экспансии. И когда со всеми внутренними врагами покончено, бездушная машина истребления всего живого требует свежей крови... и получает её на территории соседних государств.

Главное, чтобы после Освенцима не появились новые Освенцимы, Бухенвальды, Дахау, Майданеки, Треблинки... А может они уже есть, сегодня, сейчас, пусть и без издевательской надписи на воротах про труд, который освобождает, и кто-то "донашивает курточку", а кто-то, ухмыляясь, выстраивает мирных граждан у расстрельного рва, потому что не той "веры"...

С уважением,
Александр

Колокол   23.04.2025 13:28     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр!

Я зарифмовал документальные истории. Моей целью было показать, что происходит с душами "простых" людей под прессом войны, насилия, бесчеловечности. У каждого из них свой освенцим и нет никакого "после".

Михаэль Шерб   24.04.2025 09:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.