Используемые в устном народном творчестве числа
ТРИ, СЕМЬ, СОРОК
Алиев
у народов мира сакральными считались преимущественно числа три, пять, семь, восемь, девять, двенадцать, сорок, триста, шестьдесят ...
Как известно, хотя некоторые сакральные числа у различных стран идентичны, во многих случаях они отличаются в зависимости от мировоззрения, веры, обычаев и традиций этих народов
Сакральные числа возникли из мифов и обрядов, являющихся продуктом ранних этапов формирования человеческого сознания. Укоренившиеся в мировоззрении нашего народа, обрядах и обычаях, в повседневной жизни числа три, семь, сорок можно считать сакральными числами. В разной форме это проявляет себя и в настоящее время в поверьях и верованиях, живущих в народе.
Следовательно, они приносят добро, радость или же, наоборот, несчастье,
утрату. Отсюда можно сделать вывод о том, что люди ждали от «волшебной
силы» чисел помощи для спасения от «злых духов» и традиция поколений
создала определенные числа.
Три, семь, сорок в азербайджанских сказках и в качестве сакральных чисел обладают различными функциями.
Самым любимым и наиболее используемым в азербайджанских сказках
числом является три. В сказочном сюжете троица – три брата, три сестры, три
дороги, три условия, три испытания, три вопроса, три сражения, три поручения,
три повеления, три помощника, три волшебных предмета, три времени дня, три
дива, трехголовый див, дракон и пр. – выполняют необходимую композиционную функцию. В традиционных выражениях и изображениях народных сказок также часто можно встретить число три.
Например: «Проведя трижды прутом по земле, сделал все население
города людьми».
«Раз птица трижды села ему на голову, значит именно он и есть наш падишах».
«Дал Бахраму три волоса и сказал: когда у тебя будут трудности, подожги эти волосы, я тогда приду к тебе на помощь»
«Жило-было множество людей, созданных Аллахом. Жил-был некий
падишах. У этого падишаха было три сына».
«С неба упало три яблока. Один из них предназначается мне, другой –
тебе, а третий тому, кто стоит поодаль и отнекивается от яблока»
«У меня есть три условия. Если выполнишь их, отдам дочь за тебя замуж. Но если не сможешь выполнить мои условия, тогда убью тебя»
Цифра три, будучи связана с верой, обрядами, обычаями и традициями,
используется, преимущественно, в значении успешности.
А. Карабаглы пишет о цифре три: «Очень интересно, что в наших сказках и народных поверьях всегда третий отличается от двух предыдущих, третий сын бывает ловчее, вопрос решается в третий день, третий путь бывает более выгодным, третий
удар дает более успешный результат, третья сестра оказывается более красивой
и более верной и т.д.»
И в наших обычаях( азербайджанских )и традициях, и в вере и религии,
и в сугубо бытовых вопросах "третий день" какого-либо дела, а также повторение какого-либо дела три раза связано с очень древними воззрениями народа и очень широко распространилось. А "троица", то есть трехкратное повторение события, приключения, эпизода в наших сказках встречается особенно часто»
Например, в сказке «Принц Муталиб» ,герой достигает желанного с третьей попытки. В первый раз он обращается к трем необычным лицам, с тем, чтобы найти необычное место.
Два первых его не знают, лишь третий может указать путь. Во второй раз принц
пытается узнать месторасположение таинственного пространства у шаха белых
змей. Принц должен помочь белой змее, сражающейся с черной змеей.
Герой ,трижды целится в черную змею из лука, дважды желанного не добивается,
каменеет сначала по колено, затем по пояс, в только третий раз попадает в
черную змею и этим достигает своей цели. Он узнает у шаха змей местонахождение волшебного пространства.
Как видно, нестандартные поступки, события, сражение героя с необычными злыми существами, трудные поручения, испытания, вопросы и пр. повторяются трижды. К этому приему авторы часто обращаются в процессе повествования. В то время, как одинаковые действия каждого героя изображаются один-в-один, в других сказках действия первых двух героев излагаются или упоминаются вкратце, а действия третьего героя описываются подробно, и в обоих случаях в отличие от предыдущих они завершаются успехом.
Появление троичной системы чисел сыграло важную роль в развитии примитивного сознания.
Уже в начале ХХ века были сделаны попытки объяснения сути цифры три. По мнению В.В. Иванова и В.Н. Торопова, причина внимания к цифре три в фольклоре и в обычаях заключается в трехступенчатой структуре космоса (:
(Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянские языковые моделирующие
семантические системы. М.-Л.: Просвещение, 1965)
В азербайджанских сказках широко распространена и цифра семь,которая являлась важным элементом древней тюркской мифологии, в ходе сложного исторического процесса вошла в различные народные обряды и ритуалы.
«Есть и такое предположение о священности цифры семь. Согласно известной версии, первичную основу Вселенной составляли четыре элемента (воздух, огонь, вода, земля). И поэтому являющееся количеством известных элементов – 4 считается священной. В связи с этим, добавлением Луны, звезд, Солнца было получена цифра семь, которая также считается священной цифрой»
(Халилов Р.Я., Ализаде А.Дж. Сакраментальность чисел // Научные
труды АГУ (серия лингвистики и литературы). 1971. № 6. С. 34-41.)
«Поклонение числу "семь" как священной цифре началось еще с древних времен. В то время календарь выстраивался на основе лунного цикла. В течение лунного месяца (28 дней) Луна исчезает и появляется, и в течение этого времени проходила четыре фазы (четверть Луны, половина, полная Луна и новая Луна). Эти фазы менялись каждые семь дней, и они составляли основу нашей семидневной недели. Наблюдая смену фаз Луны, древние люди придавали цифре "семь" особо священный смысл»
(Халилов Р.Я. Числа. Баку: Азериздат, 1978
Соблюдение в сказке традиции седмерицы определяет количество персонажей – семь помощников, семь разбойников, семь воров, семь дней, семь ночей в изображении эпического времени, а также пространства – семь климатических поясов, семиэтажный подземный мир, замок, семислойный забор представляют собой важные художественные методы для народных сказок. Автор сказки, создавая новый сюжет, мотив, согласно традиции, определяя систему образов, обращается к седмерице.
Можно предположить, что причина долголетия и широкого распространения седмерицы связана с возникновением и развитием мотива семи покровителей. Данный мотив отражает семидневный отсчет времени мифологической природы семи лунных циклов.
Число сорок
«Он на пересечении семи дорог заложил дворец, во дворце было сорок дверей».
«Таким образом, шли они целых сорок дней, сорок ночей, пока не дошли до границы Эдема».
«Храбрец, я болен, врачи приписали мне лекарством молоко морского коня с сорока жеребцами. Во чтобы-то ни было, ты должен его принести».
«Увидел, что это маленькая крепость с забором высотой в сорок аршин»
Как известно, только научившийся считать человек никогда не мог точно определить множество неопределенных вещей. Так что, не подчиняющиеся человеческому разуму природные явления древний человек принимает как выражение сверхъестественных сил.
В сказочных формулах «дорога длиной в сорок дней, сорок ночей», «свадьба в сорок дней, сорок ночей», «сражение в сорок дней, сорок ночей», «траур в сорок дней, сорок ночей» отражается не только мера времени и пространства, но и указывается неограниченность пространства и времени.
Число сорок широко распространено в народе и связано с различными событиями, поверьями, обычаями и традициями, обрядами.
Например, продолжительность воздержания в сорок дней, сорокадневное «крепчание»
ребенка, сороковой день со дня смерти покойника
М.Г. Тахмасиб, говоря о широком использовании числа сорок в фольклоре, пришел к следующему выводу: «Мы полагаем, что сорок является сложным числом более близкого прошлого. Сорок означает множество. Это могут нам подтвердить и сороконожка, и сороконогие колодцы. Поскольку известно, что, как у называемого сороконожкой червя вовсе нет сорока ног, так и называемые сороконогими ступенчатые колодцы вовсе не состоят из сорока ступеней. На наш взгляд, это лишь названия, данное с целью выражения понятия множества»
Свидетельство о публикации №124062706683