Осенняя песнь записана в программе Пианола

   Программа «Пианола» является программой, создающей музыку. Любой человек немного знакомый с нотной грамотой, даже не являясь виртуозом игры на фортепьяно, с помощью программы Пианола может создавать музыкальные записи произведений любой сложности.
   Дело это весьма занятное, чем-то похожее на вышивание по канве крестиком или на ажурное вязание - посидишь несколько денёчков, набирая строчку за строчкой и тут же прослушивая их, и вот музыкальная запись готова, можешь сам её слушать, можешь показать друзьям или опубликовать её на Ютубе. И никто не скажет, что, мол, музыкант плохой. Хобби это необычное, но завлекательное - творческий процесс доставляет не меньшее удовольствие, чем рисование или сочинение стихов.

   Запись Осенней песни Петра Ильича Чайковского я сделал на пробу – компьютер обычно прекрасно справляется с ритмичной музыкой, а вот с исполнением в стиле рубато у него возникают проблемы. Если пианист, играющий вживую, полагается на свою интуицию и опыт, то какая интуиция может быть у компьютерной программы? И можно ли, в принципе, добиться от неё выразительного исполнения?

   Ну, какая программа, таковы и её возможности – если пианист, разучивая новую вещь, проявляет терпение и долго работает над звуком, пытаясь понять замысел композитора и внося в исполнение собственную интерпретацию, то и человек, работающий с программой Пианола, делает в точности то же самое – он вставляет в нотные строки специальные знаки, они показывают – вот эту ноту нужно сыграть покороче, эту погромче, тут сделать яркое ударение, а эти ноты сыграть мягко, подушечками пальцев, и отпускать клавишу не резко, тем самым слегка приглушив возникший было звук.

   Как выразительная игра пианиста зависит от тех приёмов, которые он использует, так и выразительное сочинительство на компьютере зависит от того насколько тщательно человек работает, то бишь, вышивает крестиком, не путает ли он клеточки канвы, да и вообще, умеет ли он вышивать?
   Разумеется, технические приёмы выразительной игру нужно знать, но и не только знать, но и правильно ими пользоваться. Что касается умения, то это дело наживное, всякое умение и опыт приобретается со временем.
   Итак, запись Осенней песни Петра Ильича Чайковского я сделал, послушать, что получилось, можно здесь https://youtu.be/ysmPJ-aTc40 а сейчас я Вам расскажу о возможностях Пианолы – о тех технических приёмах, которые в этой программе имеются, и которые можно применить, с тем, чтобы создаваемая компьютером музыка не была бы похожа на «стукатушки» по клавишам, а звучала бы выразительно и интересно. 
 
   Обозначений для выразительной игры в программе Пианола много. На иллюстрации, в верхней её части, крупно показана первая строка нотной записи, в ней чёрным показан текст, непосредственно связанный с нотными знаками, а красным цветом выделены символы, организующие выразительную игру. Можно видеть, что красных и чёрных в строке поровну, и это естественно, выразительная игра не может получиться сама собой, и если чёрные указывают Пианоле на ноты, то красные восполняют её недостатки по части интуиции.

СИМВОЛЫ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ ИГРЫ

   ГРОМКОСТЬ ЗВУКА

   Наиболее употребительны указания на громкость. Значок H устанавливает обычную громкость, её уровень принят за единицу, указания H5-H1 означают играть тише (0.9-0.3), H6-H9 – играть громче (1.1-1.77), а указание H* устанавливает громкость вдвое большую.
   В момент начала проигрывания полагается H=1. В дальнейшем установленная в строке громкость в конце строки не исчезает, а запоминается и предаётся к началу следующей строки.

   Установив абсолютный уровень громкости H, громкость можно относительно этого уровня менять, используя указания h. Действует эта регулировка так – символ h с цифрой (цифра от 0 до 9) меняет существующую громкость, предварительно запомнив её значение. Изменение заключается в умножении громкости на множитель 0.9-0.5 для указаний h4-h0, или на множитель 1.1-1.5 для указаний h5-h9. Однако, во всех случаях уровень громкости ограничен значениями 0.3-2.
   Одиночное указание h (без цифры) работает иначе – оно возвращает тот уровень громкости, который был до момента последнего указания h, запоминая при этом текущий. Таким способом, ставя одиночные h, можно чередовать уровни громкости.

   Регулировки H и h могут работать совместно, именно в таком порядке записи указаний, однако, если записать H9h1hH9C то нота До будет исполнена с громкостью H=1.77, то есть, указания H превалируют над указаниями h. А вот в записи H9h1h3H9hC эта нота будет сыграна с громкостью H=1 потому что такая громкость была в момент появления указания h3. В дальнейшем, появления одиночных h между нотами будут чередовать указанные значения громкости в исполнении нот.

   Может возникнуть вопрос, а для чего вообще нужна дополнительная регулировка h, если эти же уровни громкости достигаются и обычной её регулировкой?
   Относительная регулировка громкости нужна для повторов.
   Предположим, что у нас в строке имеется фрагмент r__], который запоминает нотный текст внутри себя -

H9rCDh9EFhGBc]
   Тогда в другом месте этот фрагмент можно вставить и сыграть его тихо, вот так: H1R и при этом нюансы изменения громкости звука во фрагменте сохраняться – ноты Ми и Фа будут сыграны громче относительно других ровно настолько, насколько это нужно.
   Не удивляйтесь, что о регулировке громкости я рассказываю столь подробно, для того чтобы сделать исполнение музыки выразительным, приёмы достижения этой выразительности нужно знать хорошо.

   Наряду с описанной регулировкой громкости, в программе имеется и общая регулировка, всё исполнение можно записать, сделав его громче или тише. Эта регулировка делается кликами правой кнопки мыши по кнопке «play», или бегунком в нижней части панели, её диапазон 0.3-1.27.

   РЕГУЛИРОВКА ДЛИТЕЛЬНОСТИ ЗВУЧАНИЯ НОТ

   Столь же эффективными и даже более разнообразными средствами можно регулировать долготу звучания нот и общий темп исполнения.
   Значки больше/меньше < > входят в стандартный язык нотных обозначений и означают они увеличение или уменьшение длительностей последующих нот вдвое. Те же значки с цифрами меняют темп исполнения, сокращая или затягивая звук последующих нот.
   Значки <1-<9 дополнительно увеличивают длительности в 1.056-1.5 раза, а значки >1->9 сокращают длительность, соответствуя множителю 0.944-0.5.
    Значки <0 и >0 ликвидируют сделанные изменения. С началом каждой новой строки сделанные дополнительные изменения сбрасываются.

   Вторым мощным средством регулировки длительности нот являются цифры, стоящие вслед за нотными обозначениями вплотную к ним. Цифры 4-1 уменьшают длительность звучания только этой конкретной ноты, а цифры 5-9 увеличивают длительность её звучания. Опять же, эти цифры входят в стандартный набор символов нотного языка, однако практически используются только три цифры – 7 означает ноту с точкой, 8 – ноту с двумя точками, а 9 – ноту с тремя точками (см.иллюстрацию).
   При создании выразительной музыки активно используется весь набор цифр. Удлинение отдельной ноты, одновременно с сокращением длительности соседней, подчёркивает удлинённую ноту, создавая на этой ноте акцент, который, выпадая из привычного ритмичного исполнения, очень хорошо отмечается слухом. Таким способом можно создать очень выразительную мелодию. Мелодия эта, однако, не должна по ритму разойтись с аккомпанементом (который, в отличие от мелодии, возможно, исполняется ритмично) поэтому важно, чтобы общая длительность звучания изменённой по длительностям пары оставалась бы прежней.
   В этом деле можно поэкспериментировать. Вот, к примеру, пары нот, имеющие одинаковую длительность своего звучания:

CG C4G5 C3G6 C'G7 C`G8 (C)G9

   Значки пауз, стоящие вплотную за нотными обозначениями означают не паузы, они тоже, как и цифры меняют длительность нот – значок ^ увеличивает её вдвое, значок ~ вчетверо, значок ‘ сократит длительность вдвое, а значок ` в четыре раза. Что касается круглых скобок, то если после открывающей скобки вплотную к ней стоит знак ноты, то эта и последующие ноты в скобках, трактуются как форшлаг и приобретают в 8 раз более короткую длительность. Естественно, что две ноты в скобках дополняются нотой с цифрой 8 - (CD)G8, а четыре – нотой с цифрой 7 -(CDEF)G7.
   Равны между собой по длительности и следующие сочетания нот:

CG = C2G2E2   CDEF = C1G1E1F1G1A1B1

   Интересны также сочетания значков < и > (с цифрами) и нот с изменённой длительностью. Длительности звучания следующих сочетаний равны между собой:

CG = C7>9G C2<6G   CGE = C7<9G 

   Имеются и такие сочетания, в которых нужная длительность достигается приблизительно, ими тоже можно пользоваться, главное, чтобы в общем музыка звучала, как надо. Наконец, ситуацию с несовпадением длительностей можно выправить кардинально – дополнение из точки с тремя цифрами после неё, поставленное за цифрой, указывающей на длительность ноты, добавит к длительности ещё немного, и как раз достаточно для того, чтобы закрыть зазор между соседними длительностями в обозначениях нот. Например:

после C6 счётчик покажет 1.25, после C7 – 1.5
после C6.5 – 1.375, после C6.99 – 1.475, после C6.999 - 1.5

   Можно цифры поле точки не писать, а только поставить точку, например, вот так C7. И тогда счётчик покажет 1.3 то есть, меньшее значение. При этом C3.G7. имеет длительность 2.
   Набор из C5. C5 C6. C6 C7. C8. C9. С7 C8 C9 создаёт длительности, находящиеся между C и C9 дополняясь нотами С4. C4 C3. C3 C2. C1. C1 C’ C` (C) до длительности 2. В результате длительность отдельных нот можно регулировать просто и достаточно тонко.

   ЛОКАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ДЛИТЕЛЬНОСТИ В ОТДЕЛЬНЫХ НОТАХ

   Указание +2 или первое с начала строки указание + продлит звук следующей ноты на 0.3 сек. Указание +0 продлит звук на 0.025 сек, указание +1 - на 0.1 сек, указание +2 - на 0.15 сек, указание +9 - на 0.5 сек, а указание +* - на секунду.
   Описанное указание таким же образом воздействует и на паузу.

   Похожим образом функционируют указания +- с цифрой за этими знаками. Указание +- отымет у ноты 0.3 сек, задержит её начало, заменив это время паузой. Звук ноты укоротится, но момент окончания звука не изменится. На паузу это указание не воздействует, и на знак * не реагирует.

ДРУГИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

   Ещё одним способом воздействия на звук является изменение контура https://proza.ru/2024/06/17/1621 Оставляя в неприкосновенности длительность звучания ноты, мы меняем громкость отдельных фаз её звука. Воздействуя на начало звука, мы можем сделать его звонче или мягче, приглушённым или более глубоким. Воздействуя на середину и на окончание звука, мы можем заставить звук обрываться, создавая впечатление акцентирующего стаккато.
   Очень важное значение имеет педаль. О способах создания и управления педалью рассказывается тут https://proza.ru/2024/05/30/409
   Работа с аккордами, также не лишена средств выразительности – делая громче или тише отдельные ноты аккорда, удлиняя или укорачивая их звук, объединяя аккорды в отдельные голоса, можно добиваться желаемого звучания.

   Таковы общие принципы управления выразительностью в компьютерной музыке, создаваемой Пианолой. В записи Осенней песни использовался штатный звук фортепьяно, это тот звук, который слышен при отладке нотной записи, он создаётся по особому, быстро действующему алгоритму и тем удобен. Но в программе есть и музыкальные инструменты – они тоже создают звук, взамен штатного звука. И их можно подключать к исполнению музыкального произведения по своему усмотрению.
   В частности, имеется пианино со звуком отличным от штатного. Осенняя песнь в его исполнении звучит несколько по-другому. Имеющимися инструментами можно управлять и добиваться от них выразительной музыки не только общими средствами, о которых говорилось выше, но и другими, специфичными средствами. Например, у инструмента «аккордеон», которым, кстати, Осенняя песнь тоже может быть исполнена, у аккордеона имеется три разных тембра, которые можно выбирать и переключить во время исполнения.

   Итак, в компьютерной музыке имеется множество приёмов выразительной игры, и, при должной шлифовке музыкальной записи, классика в компьютерном исполнении может звучать ничуть не хуже, чем живая музыка. А, в перспективе, возможно, и лучше, чем живая.
   Приведу пример – в скрипичной игре иногда используют звучание флажолет, звук их красив и несколько необычен, однако он слаб, и выделить его в отдельный тембр в принципе невозможно. А компьютер с такой задачей справляется легко – поменял обертонный профиль, сопровождающий звук Виолы и слышишь игру на флажолетах, меняя их так, как переключают тембры аккордеона.

   Компьютерная музыка - область творчества весьма интересная и перспективная, и жаль, что ею не многие занимаются всерьёз, предпочитая использовать для её создания не собственные исследования и разработки, а обходиться теми готовыми продуктами, которые имеются в компьютерной среде на настоящее время.

__________
27.06.2024


Рецензии
Очень познавательно!
Но еще повчитываюсь.

Селена Ка   02.07.2024 18:38     Заявить о нарушении
Это моё главное увлечение. Вы по ссылке зайдете на Ютуб, послушайте, как получилось.
А ещё у меня программа для художественного рисования есть. В ней же и векторная графика, и мультипликация. Тоже видео на том же канале выкладываю.
Ещё я электронные книги стихов делал, вот книга со стихами автора нашего сайта Бориса Ферра http://youtu.be/-52uHPRBZ1E но это как-то не прижилось.

Геннадий Маков   02.07.2024 18:56   Заявить о нарушении