Гностицизм
С точки зрения гностического учения, внутри самого себя человек хранит бессмертное начало, которое необходимо найти, раскрыть и таким образом достичь преображения.
Таким образом, приобретение гнозиса можно свети к древнему императиву, начертанному на стенах Дельфийского храма: «Познай самого себя!».
В настоящее время сформулированы четыре основных гипотезы происхождения гностицизма:
1) Гностицизм – это христианская ересь, которая возникла и оформилась в конкретные школы в I веке н.э.;
2) Гностицизм представляет собой определенную стадию в развитии синкретической ирано-вавилонской религии, которая попыталась ассимилировать христианство на ранних этапах его развития;
3) Гностицизм – это самобытная религия синкретического характера и восточного происхождения;
4) Гностицизм – это тайная экзегетическая традиция, которая была сформирована в рамках иудаизма.
Термином «гностицизм» решено было обозначить конкретный набор религиозно-философских движений и групп, возникших на Ближнем Востоке в эпоху поздней Античности.
На коллоквиуме в Мессине были определены характерные черты гностического мировоззрения.
Гностиком является тот, кто:
а) принимает идею наличия скрытой божественной искры (семени)
в человеке, которая пала из высшей реальности (плерома) в мир судьбы, рождений и смертей (кенома).
Высшая реальность характеризуется полнотой, завершенностью, вечностью, имеет природу света. Мир падения описывается как хаос, бездна, тьма, смерть.
б) Божественное семя нуждается в пробуждении. Обыденные «телесные» и «душевные» люди отождествляют свою самость с телом и душей,однако они не ведают истинную духовную природу.
в) Неведение имеет причиной падение части божества, а именно его периферии в лице Софии (Премудрости).
Она должна принять кризисный зов нашего мира. Божество не в состоянии остановить воспроизводство мира, так как потеряло свою целостность.
г) Эсхатологическая перспектива выражена в концепции возврата Софией утерянного Духа (пневма), что осуществляется в процессе нисхождения Премудрости в мир и ее восхождения на небеса. На антропологическом уровне вознесение означает для гностика обретение бессмертия.
Наиболее вероятным местом формирования гностического мировоззрения является
Александрия – один из крупнейших городов Римской Империи, в котором взаимодействовали египетская, греческая, иудейская и христианская культуры
Гностики претендовали на знание того, что было «в начале»,«до Хаоса»
Они считали, что это знание в зашифрованном виде содержится как в Торе, так и в «Одиссеи» Гомера, философии Платона и представляет собой тайну, раскрыть которую могут лишь посвященные.
Мы выделяем четыре базовых мифологемы, которые представляют собой эзотерическое толкование Танаха и Нового Завета, а также являются частями разыгрываемой гностиком священной мистерии обретения жизни вечной
1) Мифологема «Сон человечества». Демиург погружает Адама в райский сон, в котором тот грезит о плотской Еве и оказывается полностью подчиненным материальным страстям и желаниям,т.е. власти (;;;;;;;) архонтов
Сон трактуется как состояние слабоумия (;;;;;;;;;;), помрачнения, разложения и затухания (;;;;;;;) сознания,что есть естественное состояние большинства человечества.
2) Мифологема «Пробуждение к жизни». Духовная Ева нисходит на Адама, который в ее глазах подобен трупу. Она оживляет его, дарует плод Древа Познания и посвящает в таинство бессмертного ума. Адам пробуждается от сна, однако обнаруживает себя в аду материального мира
3) Мифологема «Непоколебимый род Сифа».
Прозревший Адам оказывается неспособным сопротивляться зову смерти. Он рождает сына Сифа, которому передает свое откровение о пробуждении. Сиф выступает
не только как физиологический потомок Адама, но и как прообраз всего
духовного человечества.
Сиф и его потомки видят цель своего пребывания в материальном мире, ищут свободу от власти архонтов и жаждут обретения состояния бессмертия (;;;;;;;;). Они остро ощущают свою неполноту (желание женщины, тупость, сон, старение), чувствуют себя голыми в материи и стремятся надеть одеяния Слова (;;;;;) и Духа.
4) Мифологема «Священная свадьба».
На пути обретения свободы,потомки Сифа встречают отчаянное сопротивление как материальных людей (сыны брата Сифа – Каина), так творца земного мира, Иалдабао-
фа
Гностические тексты утверждают, что человеческая душа сотворена по подобию архонтов и потому несвободна, обременена оковами судьбы (;;;;;;;;;), которые записаны с помощью букв и числового ряда.
На уровне макрокосма структуре человеческой души соответствуют двенадцать знаков Зодиака и семь известных в древности планет.
Гностики привлекают древнюю легенду о двух колоннах, на которых Сиф начертал
сведения о тайне небесных светил. Библейский патриарх оставил пророче-
ство, что эти колонны могут быть уничтожены водой и огнем .
Гностики перетолковывают этот сюжет, интерпретируя библейский потоп и уничто-
жение Содома и Гоморры как попытку Демиурга искоренить священные знания. Крещение водой есть растворение всего тленного и очищение от смертного.
Крещение огнем означает переплавку темного бессмертного существа и его сгущение в чистый свет. Символика двух колонн Сифа наводит на образ колонн Иерусалимского Храма, который, как утверждают гностики, имеет не материальную, а духовную природу.
Знание их смысла обретается в ходе двух нисхождений (;;;;;;;;) Духа на гностика, в то время как третье нисхождение дарует спасительный ритуал «пяти печатей»,
возможность воскресении (;;;;;;;;;) из мертвых и вознесения (;;;;;;;;)в небесные чертоги Храма.
Вознесение приводит к окончательному высвобождению из пут материи. Однако достигнуть освобождения способен лишь полный человек.
Последним испытанием на пути у гностика является погружение на самое дно ада, где подвижник встречается с абсолютным Ничто – основой хаоса и подлинной первоматерией.
Если гностик не сумел обрести полноту, то он помыслит нечто в Ничто, согрешит и будет вновь низвергнут в мир разлагающейся материи.
Испытание Ничто является интерпретацией учения о Страшном Суде. Лишь полный человек окончательно уподобляется небесному Адаму, обретает бессмертную духовную природу и объединяет в священном союзе очищенную душу и Дух. Так, с точки зрения гностического учения, обретается полнота и завершение плеромы.
Свидетельство о публикации №124062102751