Эсхатология
Согласно эсхатологическим мифам, катастрофа следует за нарушением права и морали, распрями, преступлениями людей, которые требуют возмездия богов. В разных мифах гибель мира может вызывать огонь, потоп, космические сражения с демоническими силами, голод, жара, холод и др.
О событиях «последних дней» и Страшном суде повествует последняя библейская книга Откровение Иоанна Богослова, а также Книга пророка Даниила и некоторые апокрифы (например, «Откровение Петра»).
Апокалипсис Петра (Откровение Петра) — христианский апокриф, написанный в первой половине II века.
Впервые фрагмент Апокалипсиса Петра на греческом языке был обнаружен в XIX веке в Египте.
В XX веке полный текст данного апокрифа был обнаружен на эфиопском языке
Текст представляет собой собрание четырех рассказов — Преображение Христа на горе Фавор, и следующее за ним описание рая, а также Елеонская проповедь Христа, и следующее за ней описание ада. При этом эфиопская и греческая версии сильно отличаются друг от друга, сходясь главным образом в двух идеях — волхвы (жрецы язычников) после смерти попадают в ад, и утверждением, что все другие грешницы и грешники в аду выше, чем женщины, изгнавшие детей из чрева.
Апокалипсис Петра представляет собой смесь различных евангельских сюжетов с эсхатологическими мотивами. При этом сочинение не акцентируется на втором пришествии Христа, уделяя все внимание описаниям ада, рая, посмертных мучений и наград, имея тем самым пастырскую цель.
В ветхозаветный период еврейская мифология почти не проявляла интереса к индивидуальной эсхатологии. Загробная участь представлялась как полунебытие в шеоле, без радостей и острых мучений (ср. Аид у Гомера), в окончательной отлучённости от Бога.
В эллинистическую эпоху возникает представление, ещё долго вызывавшее споры иудейских теологов, о воскрешении мёртвых и суде над ними, в результате которого праведные будут приняты в царство Мессии, а грешные отвергнуты.
Детализация системы наказаний в аду, совершенно чуждая Библии и слабо разработанная в талмудическо-мидрашистской литературе, была в полной мере развёрнута только в конце Средневековья («Розга наставления»)
Согласно зороастризму, нынешний мир испорчен и должен быть улучшен действиями человека.
Зороастризм повлиял на еврейские эсхатологические мифы, особенно на концепцию воскрешения мёртвых с наградой для праведников и наказанием для грешников.
Все послания апостолов и особенно Откровение Иоанна Богослова пронизаны мыслью, что скоро грядёт конец света и христиане должны ожидать возвращения Иисуса Христа на землю.
Кроме Откровения в Церкви существует множество других сочинений о конце света: «Пастырь Ерма», «Откровение Мефодия Патарского"
«Пастырь» Ерма-Традиционно датируется II веком.
Ерма (Герма) был вразумлён рядом случившихся ему видений.
Эти наставления и видения, записанные им, образуют текст из трёх частей: 1) описание четырёх видений; 2) двенадцать нравственных правил; 3) десять подобий, из которых каждое заключает в себе определённую истину. Примечательно мнение Ерма, что каждый человек, в продолжение всей своей земной жизни, сопровождается одним добрым и одним злым ангелом.
Содержание
Книга начинается с того, что Ерма любуется купающейся в Тибре девушкой, которая затем является ему в молитве и обличает его нечистые помыслы. После этого он видит старую женщину за кафедрой и с книгой, которую вначале принимает за Сивиллу, но потом она оказывается олицетворением Церкви, которая существовала прежде создания мира. Дальше Ерма видит строительство великой башни на водах, составляемой из блестящих квадратных камней. Это также метафора Церкви, так как воды при основании означают крещение. Шесть юношей, приносящих камни, это ангелы. Сами камни — это люди. Те кто кладутся в основание — праведники, те кто отбрасывается — грешники. Вокруг башни стоят 7 женщин: Вера, Воздержание, Простота, Невинность, Скромность, Знание, Любовь. При завершении строительства башни наступит конец света.
Апокриф содержит мораль необходимости «жизни в мире» и «заботы друг о друге».
Завершает апокриф видение кита длиной 100 футов. Из пасти кита выходила огненная саранча. Зверь лежал на земле, а его голова имела четыре цвета: чёрный, красный, золотистый и белый. Церковь в виде женщины объяснила Ерме, что этот зверь означает грядущие бедствия.
По мнению некоторых отцов Церкви, «Пастырь» Ермы в своё время считался очень ценной и полезной книгой. Недаром он входил в один из первых христианских канонов священных книг. Даже если забыть обо всем остальном в её содержании, то проблемы, на преодолении которых она фокусируется, будут чрезвычайно актуальны для христианства во все времена.
Перевод текста на русский язык с латинского был осуществлён протоиереем Петром Преображенским в 1862 году и издан в «Памятниках христианской письменности»
Христианское эсхатологическое учение отражает воззрения христиан на вопрос о конце света, Втором Пришествии Христа и антихристе. Христианская эсхатология, подобно иудейской эсхатологии, отвергает цикличность времени и провозглашает конец этого мира.
В последующие века идея близкого пришествия Христа пронизывала многие книги Отцов Церкви. Так, епископ иерапольский Папий, по свидетельству Иринея Лионского, страстно ожидал наступления тысячелетнего царства.
Хилиа;зм (от греч. ;;;;;; «тысяча»), или милленари;зм (от лат. mille «тысяча» + лат. annus «год») — богословское понятие (теория), представления в рамках христианской эсхатологии о «периоде торжества правды Божьей на земле», в котором Иисус Христос и христиане будут править миром на протяжении тысячи лет.
Как считают приверженцы хилиазма, по окончании Тысячелетнего царства в соответствии с библейским пророчеством (Откр. 20) наступит время Страшного суда, конца истории и установления будущего вечного состояния — под новым небом на новой Земле (Откр. 21:1). Некоторые из них считают, что между окончанием Тысячелетнего царства и Страшным судом будет короткий период, в который состоится решающая битва с сатаной.
В настоящее время различные варианты милленаризма (преимущественно премилленаризм) получили распространение в некоторых поздних протестантских церквях (баптисты, адвентисты, пятидесятники, мессианские иудеи и другие конфессии, эсхатология которых испытала влияние диспенсационализма
В буддизме тхеравады утверждается, что в конце данного периода времени (кальпы), «в последние дни её» (Махапаринирвана Сутра, гл. 5 и др. сутры палийского канона) победоносно явится Будда Майтрейя (имя его происходит от санскр. слова майтри «дружественность» ; митра «друг»).
В буддизме махаяны эта идея получила дальнейшее развитие.
Эсхатологические представления актуализировались и получали развитие особенно в периоды социальных кризисов. Их отражают пророчества Мани; комментарии Талмуда; учения эпохи Реформации и русского раскола XVII—XVIII веков, в рамках которого считалось, что последние времена и антихрист (Пётр I в представлениях ряда старообрядцев) уже пришли; ряд современных христианских движений, таких как адвентисты и Свидетели Иеговы; философские и культурологические концепции Николая Бердяева и Освальда Шпенглера
«Апокалиптический пейзаж» , 21 века - своеобразен.
эсхатологический миф можно условно разделит на четыре
повторяющихся цикла:
1. Погружение мира в хаос, упадок во всех сферах жизни, падение
нравов, торжество порока, развращение. Войны, голод, аномалии и катастрофы,
осквернение священного, десакрализация представлены как архетипические
факты.
2. Разделение человечества на две неравные части: основная масса
грешников и малая часть праведников. Первые торжествуют, но их настигнет
кара, вторые страдают, но их участь будет благой, хоть и ужасна в начале
катастрофы.
3. Завершение истории человечества через описание Последней Битвы.
4. Преобразование мира через огненное очищение, возрождение
человечества в новом качестве, зарождение «нового мира».
Довольно популярными темами в аспекте рассмотренных эсхатологических
мифов стали темы: ядерной катастрофы, третьей мировой войны,
распространения биологического оружия или самоуничтожения современной
цивилизации. Также популярна тема Сверхразума, созданного благодаря
технологическому прогрессу. Он, в одних случаях, несет серьезную угрозу всем
людям, в других случаях – является защитой для человечества от внешних
космических угроз.
Свидетельство о публикации №124062006645