О бессмысленности религиозных распрей или о Диалог
О БЕССМЫСЛЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНЫХ РАСПРЕЙ ИЛИ О ДИАЛОГЕ
С АБСОЛЮТОМ
Знаем, значительную часть истории человечества составляют религиозные войны. Даже в наше время и межгосударственные столкновения, и внутригосударственные между усобицы, и межгрупповые и личностные конфликты по традиции приобретают часто идеологическую религиозную окраску. Но история как наука подсказывает, за выдвигаемыми идеями религиозными, или якобы «нерелигиозными» стоят интересы людей как объединённых в социальные группы, большие и не очень, так и выступающих в одиночку.
Почему якобы «нерелигиозными» ?. Атеизм и его разновидности (деизм, агностицизм, например), по нашему мнению, следует отнести логически ко множеству религиозных верований. Буддисты не считаются атеистами, а ведь у них отсутствует то представление о Боге, которое используют иудеи, христиане и мусульмане.
Как нет доказательства убедительного для всех существования Бога, так и нет и убедительного доказательства для всех его (Бога) отсутствия. Но по отношению к верующему «атеист» ничем не отличается от любого другого иноверца. Каждый верующий признаёт источник своих знаний, умений и даже смысл (цель) своей жизни в лице Бога или богов или Абсолюта (Абсолютный дух, по Гегелю), но и у так называемого «атеиста», тоже объективно формируется представление об источнике его («атеиста») знаний, умений и понимания смысла (цели) жизни.
В ХХ1 веке таким источником для многих образованных людей выступает прежде всего наука, но не только наука, а и другие, используемые человечеством формы познания: искусство, мораль, мифология, философия, и, кстати, религия, в том числе, (как форма отражения социально-антропологической практики, умиротворения, а не разжигания распрей), т.е. все разновидности человеческой духовной культуры, обеспечивающие всестороннее развитие, совершенствование и самосовершенствование человека.
Конечно, вести Диалог с Богом (Абсолютом) с помощью средств многоипостасной духовной культуры гораздо сложней, нежели только с помощью религиозных текстов, но другого наиболее эффективного варианта вести такой Диалог на сегодня пока нет. К тому же все формы духовной культуры проявляют тенденцию к взаимодействию. Правда, мифолого-религиозное знание в меньшей степени коснулась эта тенденция, но и там она (эта тенденция) в той или иной форме проявлялась и проявляется.
Да и в религиозных текстах мы найдём указания на то, что основная форма реализации веры человека – это его дела. Дела человека – главная форма молитвы, главная форма диалога с Абсолютом (Материей)*.
------------------
* Несмотря на противоположность понятий «Абсолют» и «Материя» в философской характеристике их свойств имеются подозрительные пересечения: абсолют - «вечный», «бесконечный», «безусловный»…; материя – «несотворима» и «неуничтожима», «вечна», «бесконечна»….
Свидетельство о публикации №124062003173
Владимир Морозов 5 21.06.2024 12:38 Заявить о нарушении
Игорь Ерошенко 07.07.2024 21:38 Заявить о нарушении