Алмаз Великий Могол

Голконда – древняя столица государства,
и даже крепость. Кажется, не взять сейчас.
Голконда, ты синоним денег и коварства.
У речки Кришна найден не один алмаз.

Кончался век тринадцатый, и Марко Поло –
известный путник так Голконду описал:
«Находятся алмазы здесь, находят соло
несметные сокровища и счастья вал».

Когда дожди пройдут, выходят люди в горы,
алмазы собирают, как у нас грибы.
А летом нет воды, окончив разговоры,
все жители спешат, коль ноги не слабы.

Спешат подняться в горы, ищут там алмазы.
И в тех горах скажу, немало толстых змей.
С опаской ходят люди, камни ведь не стразы,
коль повезет, найдешь и станет веселей.

И именно с Голконды этой очень старой,
на белый свет пошли алмазы покрупней:
«Орлов» и «Кохинор», «Регент» и «Шах». Даром
Бог наградил их радовать сердца людей.

Алмазы те, что в Индии нашли веками
окутаны великой тайной навсегда.
И чем наука меньше знает все о камне,
тем красочней легенды, ярче без труда.

Старейший камень в копях, найденный когда-то,
и названный «Могол великий» был тогда,
он найден на реке Кистне и встречен матом,
он в копях одинок, как яркая звезда.

Был тыща шестьсот сороковой в начале
год и взошла его ярчайшая звезда.
Такие ювелиры видят в снах ночами
и просыпаться не желают никогда.

И древние предания гласят, что камень
обмыли кровью у Моголов все в семье.
Имен людей не сохранила только память
алмаз разил людей, как сабли острие.

Когда нашли алмаз, он был размером с шарик
для тенниса настольного, простой игры.
Вес восемьсот каратов. Можешь ты не шарить
рукой. Двадцатый век. Нашли и все стары.

Гол тыща девятьсот пятый тогда шел в мире.
Алмаз «Могол великий» место уступил
другому камню ценному. Смотри ты шире,
и очарован камень, даже очень мил.

Французский ювелир писал в своих заметках,
(он откликался на фамилью Тавернье)
что был он в Индии, а ездил на разведку,
и видел бриллиант, проехав много лье.

И путник был тогда в столице древней Агре,
в сокровищнице видел этот он алмаз.
И бриллиант «Могол» напоминает шар мне,
я на него смотрел, не отрывая глаз.

Алмаз был огранен и вид имел он розы,
огранку сделали с одной лишь стороны.
И ювелир заметил трещинку и прозы
он вынести не смог, уехал из страны.

И Тавернье сказал, что Миргимола некто
раджу страны Голконды предал, негодяй.
И жизни ювелира очень четок вектор,
иди всегда вперед и близок месяц май.

И он принес алмаз в подарок Шах-Джахану,
и при дворе он просто казначеем был.
И он не ожидал с небес паденья манны,
он торговал камнями, бедным он не слыл.

Он камнем завладел, который был «Моголом».
Но впал в немилость у хозяина – раджи.
И не завидовал он траурным воронам,
он и покруче делал в жизни виражи.

Он одарил Джахана множеством подарков,
и бриллиант «Могол» владыке подарил.
Жизнь – это черновик с большим числом помарок
и нет чистовика. Скончался, как не жил.

И войско Надир-шаха осадило Дели,
и бой за город был жесток, но Дели пал.
Смелы, отважны персы все в военном деле.
Закат насыщен свежей кровью, слишком ал.

И бриллиант «Могол» достался Надир-шаху.
Затем алмаза все теряются следы.
Молись, страны владыка, своему Аллаху.
В домах людей окошки были из слюды.

Средь ювелиров всех ходили долго слухи,
что «Кохинор»-алмаз – есть бриллиант «Могол».
Разносят слухи глупые старухи.
Средь мастеров тогда наметился раскол.

И не найти сейчас в Европе документов,
тех, что расскажут, как алмаз попал сюда.
Алмазам крупным не воздвигли монументов,
алмазы все горят, как яркая звезда.

То, что алмаз «Могол» напоминает розу
француз Дидро в энциклопедии писал.
Отбросим, люди, нашей скучной жизни прозу.
И слишком страшен бедным нам судьбы оскал.

Век девятнадцатый уже был на исходе.
Ученые мужи с камней не сводят глаз.
«Могол», «Орлов» похожи друг на друга вроде,
как братья-близнецы, и вывод сей потряс.

Стритер – английский ювелир сказал однажды,
алмазы изучил и к выводу пришел,
об идентичности по форме. Знает каждый,
вокруг алмазов, словно света ореол.

И наш ученый Ферсман думал над вопросом,
мол, Тавернье в караты рати перевел.
И допустил ошибку, и остался с носом,
«Могол», «Орлов» - один алмаз. Он – не осёл.


Рецензии