У Зеркала Небытия 8
Куда она нас отсылает (если – не шибко далеко)?! – К Механицизму.
К кому-нибудь пожёстче Декарта. Из следующего века. К Ламетри, да Кабанису.
То-то у последнего фамилия такая – к самому что ни на есть «вульгарному материализму». Мышление – такой же продукт мозга, как секреция поджелудочной железы или печени.
Шурику (Невзорову) до них – полшага. С его воинственностью. Но он-таки – в Павлова упёрся. А то – в его собаку.
С Декартом, понятно, не так примитивно.
«Господь не терпит пустоты!» –
Решил Декарт. – Проект исполнен.
Исчезло чудо. Мир остыл.
И только судороги-волны
Колеблют склеп бездушных тел.
Скрипят колёса механизмов.
И, ужаснувшись, отлетел
В метафизический придел
Ненужный Дух…
Толпа «харизмой»
Очередной увлечена.
И снова бес свои причины
Тасует.
Сволочь при чинах
И те же рожи под личиной.
Плерома гностика пленит.
Раскрыть секрет антиматерий
Стремится физик. Но утерян
Критерий Истины у них.
(Метафизика, 9.03.2013)
А в Машинерии, помимо громоздкости-нагромождения – чем-то напоминающей Хаос, но вовсе не «родимый» (при всей его «амбивалентности») – чуется и кое-что ещё.
«Внезапно, покрывая обычную трамвайную брань, со стороны, где колыхался Балаганов, послышался женский вой: – Украли!! Держите! Да вот же он стоит!.. Бортмеханик еще и сам не понимал, что случилось, а его уже держали за руку, в которой крепко была зажата грошовая дамская сумочка с мелкой бронзовой цепочкой…Обладатель пятидесяти тысяч украл сумочку, в которой были черепаховая пудреница, профсоюзная книжка и 1 р. 70 к. денег... Проходя мимо Остапа, Шура горестно шептал: – Что ж это такое? Ведь я машинально».
Илья Ильф и Евгений Петров. «Золотой теленок»
Ну, да. – Непроизвольно, бессознательно. Как машина.
Про «машину» – мабыть, и напрасно. Тут, скорее, к самому шкодливому животному. С испорченному разными рефлексами инстинкту.
От собственно машины здесь – разве то, что действо происходило в трамвае. Да к подвизанию Шуры («сына лейтенанта Шмидта», дабы не подумали о Невзорове или...) в бортмеханиках при «Антилопе-Гну» Адама Козлевича.
А может – к общероссийской беде (а то и – скрепе). Мы – о клептомании.
Иное дело, что «машинальность» перекликается с «махинацией». От лат. machinatio «механизм, уловка, ухищрение») – совокупность действий, направленных на получение выгоды нечестным способом.
Махинацией обычно называют несколько действий (афера, жульничество, мошенничество, обманная комбинация), а не единичное действие (уловка, проделка). Также махинация означает тихую операцию (без лишних свидетелей, в узком кругу махинаторов). Человек занимающийся этим называется – махинатор.
Немаловажно, что речь идёт о совокупности действий (комбинации). Подобно тому, как «машинерия» – тоже совокупность (уже механизмов).
Так у беларусаў той жа жулік-ашуканец завецца махляром. Махляр – той, хто займаецца махлярствам. А апошняе вельмі падобна (ужо па агалоске) на «махинацию».
Есть ещё и «мошенничесвто». Так оно – от «карманного воровства». Ибо, изначально, мошенник (или мошонник) – ремесленник по изготовлению мошен. И только затем приобрело значение обманщика, карманного вора (карманника).
То есть, одно из значений слова мошна – карман.
Про «мошонку» должны знать все. А мошонка перекликается с мышонком, а...
Про «мышиную возню» (валтузню)» – к машинерии – я уже вспоминал.
Закольцевали.
Зараз, что-нибудь по Списку (в верш) подтянем. К Машинерии.
Буквально встречалось только раз
«В ногу с Валиным»
Бесшабашно. Безбашенно.
Непутёво. Беспечно.
По велению вашему
я шагаю по встречной.
Полосе. Белым аистом.
А кругом – машинерия.
Бодрячком. Разухабисто.
Все презрев суеверия.
Баш на баш! Закольцовано.
Не Мавзолом к некрополю.
Что мне счастье овцовое!?
Я с полоски – да по полю.
Не с Рембо в Абиссинию.
Не в харары с котомками.
На крыло. В небо синее.
В сверхматерию тонкую.
(29.10.2019)
А что?! – Я – о перекликах.
Бесшабашно. Безбашенно.
Непутёво. Беспечно
К нашему Нелепому. К «лёгкости бытия». Хоть – к «невыносимой» (по Кундере, да Летову), хоть просто.
У Вали было так («Бесшабашный»)
Вот и спрыгнул с весёлой подножки
уходящего в вечность трамвая...
Погрустив по привычке немножко,
успокоишься. Не унывая,
просвистишь свою песенку ветру
и с надеждою бесшабашной
намотаешь во мгле километры
до таинственной чёрной башни.
То ли терем там, то ли темница,
но пригрезилось в полнолунье,
что живёт в ней краса-девица,
может статься, сама колдунья.
Присушила, приворожила,
наплела волшебных веночков.
Говорят шепотком старожилы,
что не спит она лунной ночкой.
Всё аукает, как пересмешник,
что-то шепчет, поёт, смеётся.
А в глазах синевою подснежник
отражается... Утром солнце
лишь взойдёт – вмиг исчезнет башня.
Но не вспомнишь дорогу к дому.
Вот и спрыгнул, как день вчерашний,
с той весёлой подножки – в омут...
Хорошо!
Я ей (Вале) сначала своё из загашника показал. Наташцы!
Позабыв, чьи мы есть рабы,
В день по капельке, в час по крошке
Я краду Тебя у судьбы.
Не рога, так хотя бы рожки
Ей наставлю. На посошок
Выпью чарочку злого джину.
Заведу на послед движок,
Отпущу на авось пружину.
А потом – ищите меня!
Вроде, видели. Будто, вышел.
На исходе летнего дня
Прошуршу ветерком по крышам.
И растаю, оставив след,
Неказистым стишком в тетради.
Ну, а коль виноват во зле,
Ты прости меня, Бога ради…
(19.08.2013)
С капелькой-лепелькой.
А в приведенном отклике...
я шагаю по встречной.
Полосе. Белым аистом.
А кругом – машинерия.
Бодрячком. Разухабисто.
Все презрев суеверия.
Аист у нас – кто?! – Бусел. А у украинцев?! – Лелека!
Это мы – уже к Лепету.
Не с Рембо в Абиссинию.
Не в харары с котомками.
На крыло. В небо синее.
В сверхматерию тонкую.
«Сверхматерия тонкая» – к Эфиру. А то – к тому «прозрачному Хаосу».
Зараз пашукаем што-небудзь панурае-змрочнае.
Из многого выбрал довольно неожиданное.
С «Метрополисом». Но – уже не под «Жарь, родимый!».
«Метрополис. Ретро: от Платона до…»
«Посредником между головой и руками должно быть сердце».
В любимом фильме фюрера
Внушительный замес
Гравюр, достойных Дюрера,
И музыки из месс.
Библейский профиль Абеля.
Мария и Лилит.
Гротеск Нью-Йорка Babilo –
Совсем не монолит.
А главное, программное –
Руками правит Ум.
И Власть Его – огромная.
Но больно Он угрюм.
Давно Его оставила
Погибшая Душа.
И Ум живёт по правилам
Сапожного ножа.
В Раю как будто весело.
Там призраки идей.
Они – роса на лезвии.
Их Рай – прелюбодей.
В Аду, где Руки трудятся,
Звериный вой машин.
Молох веками крутится.
Казарменный режим.
Но есть предел усталости.
Ломается металл.
В росе всё меньше алости.
Всё сумрачней Ваал.
И корчатся в асфиксии
Бездушные тела.
Теряют яркость пиксели.
Слабеют удила.
Сюда бы Сердце чистое!
И снова вспрянет Мир.
А фюрер верит истово,
Что он и есть Кумир.
(10.10.2021)
В развитие Темы у меня шла уже эссешка («Прогулка по Метрополису»)
«Метрополис» нравился Гитлеру. Чем?
Эстетикой? Отчасти – да. Монументализм (пусть и критически поданный).
Идеей? – Если иметь ввиду солидаризм, опять-таки – да. Кроме того, мессианство-посредничество. Антиинтеллектуализм.
Притом, что сам фильм назвать профашистским (а тем более, пронацистским) нельзя. В первом приближении он выглядит даже антитоталитаристским. Смущает «сердце» (в качестве посредника). Усиление иррационального начала, мифологической компоненты…
А Гитлеру больше всего нравился «Кинг-Конг». По крайней мере, об этом свидетельствовал Эрнст Ганфштенгль, бывший одно время добрым приятелем и поклонником Адольфа.
.........................................
Библейские мотивы.
Апокалипсис. Спасение.
Идея Солидаризма (примирения классов).
ХДС.
Правый солидаризм. Праворадикальный. Фашизм.
Вождь.
Посредник (между Богом и людьми). Мессия. Предназначение к Великой миссии.
Христос, Антихрист, Прометей…
Мефистофель
Папа (у католиков). Дева Мария...
С прибамбасами...
Справочками по гностицизму и неоплатонизму. Дабы не затягивать – опускаем.
И – собственно, по фильму
Ротванг (изобретатель-технарь) влюблён в покойную жену Шефа. Когда тот обращается к нему за помощью (? дискредитация Марии), Р. решает использовать предложение против самого Ф.
Нечто вроде измены (подобной той, которую совершает Люцифер). Допускаю, что Рот (Красный), как-то ассоциируется со «светоносностью» падшего ангела.
Кроме того, Мария вовсе не призывает рабочих к восстанию, но удерживает их, предлагая ждать Посредника. Это именно Р. клевещет на неё (о «заговоре в катакомбах»).
Йо Ф. всё же использует изобретение Ротванга (двойника М.) для её дискредитации в глазах сына.
Некоторые возможные ассоциации (при случае) –
Ротфронт (Красный фронт)
Веб-сериал «Смертельная битва»
Как-то к Ницше. Через Фредера-Фридриха?!
Через «Антихриста»?
Но это – опять-таки через симпатию Гитлера. А к Ницше Адольф вскоре поостыл…
К Иософату можно потянуть и Геббельса. В один момент тот Гитлера едва не предал, но вовремя развернулся.
Пожалуй, к Фредеру больше подходят братья Штрассеры (левое крыло национал-социализма), чем сам Гитлер. Ввиду больших симпатий к рабочему движению и к христианству. И гораздо меньшей рассистской ориентации.
Чёрный фронт!
«Чёрный» – а не красный с чёрным! Чёрная свастика в белом круге на красном фоне. Нацизм!
Социал-националисты (назовём их так) предпочли просто чёрный. Германское народно-социалистическое движение. Оказавшее влияние на российский национал-большевизм (Лимонов, Дугин, Летов…и где-то мой Влад).
С «просто чёрным» я несколько поспешил. Отто предпочитал такую символику. Красное на фоне чёрного. Боевой союз революционных национал-социалистов. С 1930 г., после выхода Штрассера из НСДАП.
Грегор за братом не пошёл и даже осудил его демонстрацию. Что не спасло его самого от заклания в 1934 г. во время «ночи длинных ножей».
Германский фронт против гитлеровского фашизма – движение, организованное Отто Штрассером в 1937 г. Кто из них (Гитлер или Штрассер) – подлинный национал-социалист, не знаю. В любом случае, оба течения – фашистского типа. К какому из них были ближе Хайдеггер и Хаусхофер, решайте сами. Тем более, что фашистские вариации в одной только Германии не сводились к этим двум.
А Дугины-Лимоновы такую загогулину для себя выбрали [серп и молот – чёрные! – в белом круге на ярко красном фоне-полотне].
Опять как-то больше к НСДАП потянуло.
Дугин, как истовый русский патриот, и такое пользовал. С Георгием Победоносцем и двуглавым Птахом.
А версий обыгрывания сочетания красного и чёрного предостаточно. От «кровь и почва» до «труд и война». Можно и в «жизнь-смерть» разбежаться.
Вчера (12.10) я, по ходу, выскочил ещё на пару имён, как-то перекликающихся с нашей «темой».
От Вальтера Ратенау: через Йозефа Рота (автора «Паутины») – к Эрнсту Толлеру. Антифашисты! Я – не о либерале-консерваторе Вальтере, а о двух других. Ратенау хорошо отображён у Роберта Музиля («Человек без свойств»).
Бедная моя память! Совсем недавно я Музиля по какому-то поводу вспоминал…
Вот оно!
«Человек без особых свойств. Постмодернистское»
Негодяй, прихвативший страну, величал себя патриотом.
И других лопарей, по квотам, сам в сенаторы назначал.
А была у него на кону только власть. Огоньки болота,
Да словесной патоки рвота умащали тугу-печаль.
Говорун, до кости плебей, примерявший колпак мессии,
Он не тратил ума усилий, интеллект заменив чутьём.
Шапокляк, от репья репей. Кукиш Музиля из музея.
Из невиданных стран бразилий. Из субъектов месье Бадью.
(18.09.2021)
Язык пропагандистов режима Лукашенко. Миф о богоизбранности вождя. Солидаризация вокруг него общества (народа). Неверные (нелояльные) вождю изображаются, как «враги народа».
Язык оппонента режима П. Северинца (также – рискованный, ибо замешан на символизме). ХДС (в послевоенной Германии).
Вернёмся к фильму Ланга.
Ниже – достаточно выразительное описание (одно из многих).
[«Метрополис» производит огромное впечатление. В основе каждого кадра лежит фотография, за каждым лицом прячется своя история, каждый жест, каждый взгляд – все выверено до мелочей. Редкий фильм может сравниться с творением Ланга по красоте. За камерой на съёмках фильма работал один из ведущих немецких операторов Карл Фройнд, который позже поставил в Голливуде несколько фильмов и как режиссёр – в том числе «Мумию» (1932).
«Метрополис» освободился от затянутости и условности немого кино, в нем зритель видит реальных людей в фантастическом мире, которые для выражения эмоций используют мимику, а не активную жестикуляцию. Как тонко играет отец главного героя, хозяин города Фредерсен (Альфред Абель)! Ему бы очень подошла роль Дракулы, утонувшего в глубоком море рефлексии. Каждый взгляд его исполнен грустью правителя, который мог бы быть славным малым, будь он не в этом кабинете, а среди рабочих. Его сын, Фредер (Густав Фрёлих), хоть и является романтически настроенным молодым человеком, не гнушается земных наслаждений. Первый раз зритель застает его в Вечных Садах, где не вполне одетые девушки соревнуются за честь развлекать молодого господина. Но после появления Марии, футуристической богоматери, Фредер преображается: он понимает, что рабочие – такие же братья для него, как и блистательное дворянство, а Мария – кроткий женский идеал. Только ее усилиями рабочие еще не подняли восстания. Следуя за девушкой, герой попадает в рабочий цех, где произошла авария. В клубах дыма и криках искалеченных рабочих ему мерещится зев Молоха, требующего все новые и новые человеческие жертвоприношения. В сценах с рабочими прекрасно поставлена хореография: люди движутся, как зубчатые колесики в едином механизме без души и сердца. В первой сцене фильма пролетарии шли на работу, покорно опустив головы, как скот, который гонят на бойню.
Фредер идет к своему отцу и рассказывает об аварии, сын негодует, почему рабочие содержатся в таких бесчеловечных условиях. Дальше идет совершенно изумительная сцена увольнения секретаря Фредерсена. После новостей Фредера он оборачивается к Иософату и задумчиво спрашивает: «Почему я узнаю об аварии от моего сына, а не от тебя?». Тут же в кабинет врывается цеховой мастер Грот и приносит Фредерсену таинственные планы неизвестного подземелья, найденные в карманах двух погибших при аварии рабочих. Правитель еще раз оборачивается к дрожащему секретарю: «И почему о планах восстания я узнаю от мастера, а не от тебя?». Увольнение грозит Иософату немедленной ссылкой на Дно, но добродушный Фредер решает помочь непрозорливому секретарю и нанимает его.
Фредер снова отправляется на промышленный уровень, желая на своем опыте понять жизнь рабочих. Протагонист встает на место одного из своих новых братьев. Вообще, библейские истины весьма быстро и органично слились с личностью молодого наследника – видимо, он уже порядком устал от развлечений в Вечных Садах. Интересно, что в сутках Метрополиса 20 часов, и рабочие стоят у своих машин ровно 10. Естественно, что после такого трудового дня (хотя в России работали и по 14 часов в день) Фредер понимает, как тяжело живет суровый рабочий класс. Позже он приходит в подземелья, где проповедует Мария. Образ церкви в пещере, обставленной покосившимися кривыми крестами вызывает больше сатанинские ассоциации, но добросердечная проповедница, восклицающая «Посредником между руками и головой должно стать сердце!», освещает сие странное место. Мария пересказывает рабочим легенду о Вавилонской Башне. Великие умы задумали построить башню до небес и тем самым восславить величие Разума, Создателя и Человека. Однако сами они не могли реализовать свой замысел, а потому наняли для постройки Башни рабочих. И случилось так, что Руки, которые строили Башню, ничего не знали о Голове, в которой возникла изначальная идея. И то, что для Головы было вдохновением, для Рук обернулось непосильной ношей, проклятием. Руки и Голова говорили на одном языке, но не понимали друг друга – и Башня так и не была построена.
Фредерсен приходит к изобретателю Ротвангу (Рудольф Клайн-Рогге). (Далее полностью утраченный эпизод: Фредерсен обнаруживает в комнате Ротванга гигантский бюст Хел – своей покойной жены, матери Фредера, в которую Ротванг был когда-то влюблён). Ротванг мстительно говорит, что сумел вернуть Хел к жизни, и показывает Фредерсену женщину-робота, «совершенного человека будущего – человеко-машину». Ему нужно 24 часа, чтобы завершить работу, – и тогда никто не сможет отличить его творение от живого человека. Позже мужчины проникают в тайные катакомбы и становятся свидетелями тайного собрания рабочих. В голове Фредерсена рождается коварнейший план. «Дай роботу лицо Марии», – приказывает он Ротвангу и уходит. С этого момента начинается самое интересное: изобретатель похищает Марию и создает не много ни мало Антихриста. И пусть Лжемария олицетворяет все семь смертных грехов, пусть по ее вине (хотят тут была воля вышестоящего начальства) чуть не захлебнулись дети рабочих, пусть обезумевшая аристократия вожделенно следила за малейшим ее жестом – она божественно прекрасна. Бригитта Хельм виртуозно сыграла обеих женщин: кроткую, чистую Марию и порочную, роковую Лжемарию. Теперь в пещерной церкви проповедовала посланница Сатаны, взывая уже не к терпению, а гневу рабочих. Ярко подведенные глаза, змеиная пластика, многообещающая ухмылка, освещенная сотней восковых свечей – естественно, рабочие подняли восстание, дав правительству повод затопить подземный город.
Фредер лежит в бреду, он не может вынести новый образ Марии, танцующей экзотические танцы на потеху молодых лордов. Ему мерещится, пожалуй, самый замечательный образ в фильме: Мария восседает на диковинном звере в окружении беснующейся толпы. «И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним?» (Откр.13:4-5) Здесь же Фредер видит статую Смерти из храма. Несмотря на отсутствие настоящих инфернальных героев, в фильме присутствует сильная мистическая параллель с предсказанием о явлении Антихриста. Народ, попадая под влияние злой воли, идет к гибели. Рабочие, уничтожив Главную машину, радостно водят хороводы вокруг ее обломков, но тут мастер Грот, пытавшийся остановить обезумевшую толпу, кричит: «Где ваши дети?!» Рабочие понимают, что после уничтожения главной машины их город затопило. Вид сотен людей, чье лицо искажает нечеловеческое горе, поражает. Ланг мастерски ставит массовые сцены. Считается, что в массовых сценах были заняты около 30 тысяч человек, 11 тысяч человек для участия в массовке эпизода с Вавилонской Башней согласились побрить головы.
Рабочие, желая отмщения, ведут робота на эшафот. Более похожей на ведьму женщины мировой кинематограф больше не встречал – она получает удовольствие от процесса. Мастер Грот тащит Лжемарию за волосы через неиствующую толпу – она только хохочет; пламя охватывает ее тело – она улыбается. Фредер и Мария спасают детей, рабочие узнают правду о роботе, казалось бы, конец? Но нет, сошедший с ума Ротванг сталкивается возле собора с девушкой и в безумии принимает её за Хел (вообще называть женщину Адом – интересный художественный прием). Перепуганная Мария убегает, они оказываются на колокольне собора – бесподобная аллюзия на «Собор Парижской Богоматери», только роль изобретателя определить трудно. Скорее он похож на монаха, который в страсти готов убить. Наконец, Фредер спасает возлюбленную. Рефлексирующий Дракула Фредерсен понимает всю глубину своего падения – он мог убить собственного сына, не говоря уже о сотнях чужих детей. Он не знает, как протянуть руку главе рабочих Гроту, тот тоже мешкает. Наконец, Фредер понимает свою роль посредника между головой и руками и примиряет недавних врагов. Антиутопичный город Метрополис грозит стать настоящей утопией.
Фильм, как уже упоминалось выше, бесподобен. Нет больше мертвенно бледных, засвеченных лиц с жутко подведенными глазами; нет грубого фарса; нет неоправданного выделения фрагмента с помощью окошек объектива, которые так нещадно использовались в «кабинете доктора Калигари»; даже такой прием, как изменение цвета пленки в зависимости от времени суток, отсутствует. Возможно, фильм смотрелся бы органично даже со звуком, но актеры так много говорят глазами и телом, что настоящие голоса были бы бессмысленны].
Хел – Ад?!
Вики-справка
[Хель (др.-сканд. Hel) – в германо-скандинавской мифологии повелительница мира мёртвых (Хельхейма), дочь Локи и великанши Ангрбоды (Вредоносной), одно из трёх хтонических чудовищ.
Упоминания в мифологии
Хель упоминается в «Старшей» и «Младшей Эдде», относящихся к XIII веку. Кроме того, строки о ней есть в сагах IX–X веков. Обычно считается, что о ней говорится также в «Деяниях данов» Саксона Грамматика, хотя в реальности в латинском оригинале и в большинстве переводов его сочинения она фигурирует под именем «Прозерпины».
В Старшей Эдде
В «Старшей Эдде» упоминания о Хель содержатся в нескольких песнях. В частности, в «Прорицании вёльвы» о ней говорится как о хозяйке загробного мира; однако о самой богине практически ничего не рассказывается, если не считать фигуральных выражений наподобие «уйти к Хель» в значении «умереть».
В Младшей Эдде
«Младшая Эдда», написанная Снорри Стурлусоном в XIII веке, содержит основную информацию о Хель как о богине.
В «Видении Гюльви» Высокий Муж рассказывает о происхождении Хель от Локи и великанши Ангрбоды. Хель вместе с другими детьми Локи привезли к Одину из Ётунхейма, и он отдал ей во владение Нифльхейм. К ней попадают все умершие, кроме героев, погибших в бою, которых валькирии забирают в Вальхаллу. Там же приведено её описание: она исполинского роста (крупнее большинства великанов), одна половина её тела чёрно-синяя, другая мертвенно-бледная, поэтому она иногда называется сине-белой Хель (по другим версиям, левая половина её лица была красной, а правая – иссиня-чёрной; выше пояса она выглядела, как живая женщина, но её бёдра и ноги были покрыты пятнами и разлагались, как у трупа).
Наиболее известное упоминание о Хель связано с мифом об убийстве Бальдра, который после смерти оказался в её царстве. Она согласилась исполнить просьбу Хермода и освободить Бальдра, но лишь в том случае, если каждое живое существо оплачет его. Из-за козней Локи это условие не было выполнено, и Бальдр остался в Хельхейме.
Кроме того, Хель упоминается как одна из противниц асов во время Рагнарёка. Древние скандинавы верили, что в последней битве она поведёт армию мертвецов на штурм Асгарда].
А как звали племянницу Адольфа Гитлера?! – ставшую его наложницей (едва ли не с 1925 г.) и погибшую (18.09.1931) при так и не установленных обстоятельствах – чем-то напоминающих обстоятельства гибели (1932) Надежды Аллилуевой.
Ангелика (Гели) Мария Раубаль… Как-то перекликается, пусть и в захлёст. С Хель. А к этому ещё и Мария!
Ланг напророчествовал?!
О Еве Браун мы знаем несколько больше. С ней Гитлер сошёлся в 1930, что Гели переживала крайне тяжело.
Гитлер прямо-таки отбирал своих женщин по именам! Магия…
Когда он смотрит «Метрополис», Ангелика Мария уже достаточно прочно присутствует в его жизни.
Вернёмся, однако, к Хел(ь). Версия на счёт «Ада» и столь же мрачного персонажа из мифологии может быть и подкорректирована.
Дадим справочку по имени Гельмут (Хельмут).
[Гельмут или Хельмут (нем. Helmut, Hellmut, Helmuth, Hellmuth) – мужское имя германского происхождения. Второй слог в переводе с древненемецкого означает «мужество», «храбрость». Насчёт первого слога ясности нет. Он может происходить от слова «hell» (светлый), «helm» (шлем), «heil» (здоровье), «H;lle» (ад) или «Held» (герой)].
Полагаю, что с «Адом» в том описании – передёрг. А с др.-сканд. Хель и hell – светлостью можно и покомбинировать.
(12-13.10.2021)
Как ни «обрезал», получилось залишне (не хотелось выбрасывать пространное повествование о фильме). Ну, и мабыть, уклонился от «машинерии». Зато – к тоталитаризму.
В «машинерию» не дурно лепится футуризм Маринетти (в принципе – тоже фашиста).
«Маринетти»
Я сидел на бензобаке velivolo.
В мой живот пилот упёрся головой.
Муций Сцевола достойней Марко Поло.
Мёртвый лев живее крысы тыловой.
И война – не зло, а только гигиена.
Очищение от накипи и скверн.
Отбомбил поэт заносчивую Вену.
А другой в прицел берёт трусливый Берн.
Футуристы!
Это в наших силах –
На земле пожар космический разжечь.
Наплевать на сны и Кумскую сивиллу.
Вся История – лишь сучка в неглиже.
(14.02.2022)
PS:
Пожалуй, самое фашистское (футуристическое) у В.В.М. – «150 000 000».
Дух (да и буква) манифестов Филиппо Томазо М. переданы там Володей весьма выразительно. Оставим из всего этого шума-грохота буквально несколько строк…
Мы
тебя доконаем,
мир-романтик!
Вместо вер –
в душе
электричество,
пар.
Вместо нищих –
всех миров богатство прикарманьте!
Стар – убивать.
На пепельницы черепа!
В диком разгроме
старое смыв,
новый разгрОмим
по миру миф.
«Марш авиаторов» Германа-Хайта, стибренный позднее штурмовиками СА – также в тему. Но – по сравнению с великим пролетарским пиитом – это уже мелочёвка.
[Я сидел на бензобаке аэроплана. Прямо в живот упирался мне головой авиатор, и было тепло. Вдруг меня осенило: старый синтаксис, отказанный нам ещё Гомером, беспомощен и нелеп. Мне страшно захотелось выпустить слова из клетки фразы-периода и выкинуть это латинское старьё. Как и у всякого придурка, у этой фразы есть крепкая голова, живот, ноги и две плоские ступни. Так ещё можно разве что ходить, даже побежать, но тут же, запыхавшись, остановиться!.. А крыльев у неё не будет никогда.
Всё это прожужжал мне пропеллер, когда мы летели на высоте двухсот метров. Внизу дымил трубами Милан, а пропеллер всё гудел…]
Ф. Т. Маринетти. Технический манифест футуристической литературы
Источник: Называть вещи своими именами:
Программные выступления мастеров западноевропейской литературы. – М.: Прогресс, 1986. – С. 163 –167.
Как-то так. Куда не кинь – везде клин (или – «край»).
2.05.2024
Свидетельство о публикации №124061201531