Оленька

Эпоха Возрождения – это «Сикстинская мадонна» Рафаэля (1483-1520), роспись Сикстинской капеллы и скульптуры Микельанджело (1475-1564), это Эразм Роттердамский (1466-1536) и инициатор Реформации, с которым связано возникновение протестантизма, создатель перевода Библии на немецкий язык, один из создателей немецкого литературного языка Мартин Лютер (1483-1546), по легенде 31 октября 1517 года прибивший к дверям виттенбергской замковой церкви «95 тезисов», осуждавших злоупотребления католической церкви, продажу индульгенций, авторитет Священного Предания. Швейцарский христианский реформатор, гуманист и философ Ульрих Цвингли (1484-1531) родился несколькими неделями позже Лютера, учился в школе Св. Теодора в Базеле, высшее образование получил  в  Венском  и  в  Базельском  университетах, где изучал классическую литературу, усердно читал Священное Писание, общался с базельским богословом Виттенбахом, с гуманистами и в том числе с Эразмом Роттердамским, в Цюрихе критиковал нерешительность реформаторской деятельности Лютера. Анабаптизм зародился как критика цвинглианства, требовавшая более далеко идущих реформ в Цюрихе. Поддерживая вначале цвинглианскую критику Лютера, анабаптисты впоследствии подвергли критике и самого Цвингли. Движение Швейцарских братьев (как сами себя назвали анабаптисты) возглавил сын влиятельного члена городского совета Цюриха Конрад Гребель. основываясь на многих местах Священного Писания, в частности на книге Деяний Апостолов, где (Деян.2;37,38,41), услышав проповедь Апостола Петра, люди «умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Пётр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа вследствие прощения грехов и получите дар Святого Духа... Итак, охотно принявшие слово его крестились». Для того, чтобы креститься, людям надо было услышать слово благовествования, охотно принять его, умилиться сердцем, спросить: «Что нам делать?», покаяться для прощения грехов. «Что из этого» - спросили анабаптисты – «может совершить младенец?» и ответили: «Ничего». Покаяние и крещение должны осуществляться людьми в сознательном возрасте, в добровольном порядке, а принятое в католичестве крещение младенцев идёт вразрез с Писанием. Следовательно, людям, крещённым в младенческом возрасте, желающим заключить завет с Богом, необходимо перекреститься. Греческое слово «баптисто» означало «окунаю, крещу». Приставка «ана» соответствует русской приставке «пере». То есть анабаптисты – это перекрещенцы. Основными признаками анабаптизма стали призыв к крещению по вере в сознательном возрасте, отрицание централизованной церковной организации, отрицание присяги, военной службы, отказ подчиняться правительству в сферах, противоречащих религиозным убеждениям. Гонения на анабаптистов, вызванные их богословием, возросли в результате Крестьянской войны в Германии. 24 февраля 1524 г. в швейцарской общине Шлайтхайм в кантоне Шаффхаузен группа Швейцарских братьев приняла Шлайтхаймское исповедание, ставшее главным вероисповедным документом анабаптистов Швейцарии и Южной Германии. Автором исповедания считается Михаэль Заттлер. Швейцарские братья направили текст Шлайтхаймского исповедания для ознакомления Ульриху Цвингли и Жану Кальвину, но Цвингли и Кальвин отвергли Исповедание. Анабаптисты  подвергались жестоким гонениям, во время которых ни католические ни протестантские владыки не проявляли к ним жалости. Анабаптисты восходили на костры и эшафоты десятками с удивляющей современников стойкостью, которую Лютер объяснял сатанинским наваждением. Ян Матис, булочник из голландского города Харлема, примкнув к анабаптистам, в середине февраля 1534 г. направился в вестфальский Мюнстер, где вместе с портным из г. Лейдена Иоанном Лейденским и др. подготовил насильственный захват власти в Мюнстере. Возникла Мюнстерская комунна. Были осуществлены конфискация церковно-монастырского имущества, сожжение долговых и налоговых документов, усиление обороны города, отмена долгов и денежного обращения, изъятие у населения денег и драгоценностей. Менно Симонс (ок.1496-1561), католический священник с 1524 г., оказался под влиянием сторонников радикальной Реформации, трудов Лютера и Эразма Роттердамского. В 1530 г. Менно признал, что взгляды анабаптистов на крещение более соответствуют Библии, нежели взгляды других лидеров Реформации. Он утверждал, что миллитаризм Мюнстерской коммуны противоречит библейскому христианству, призванному нести мир, а не войну. В 1536 г. Менно перешёл в анабаптизм. В 1545 г., в правление в Восточной Фризии (Нижняя Саксония) графини Анны Олденбургской, анабаптисты подверглись преследованиям. Анна издала декрет, в котором впервые было упомянуто название «меннониты», по имени Симонса. Его последователей стали называть умеренными анабаптистами или меннонитами. Идеи умеренных анабаптистов оказали влияние на формирование общин английских баптистов в Нидерландах в начале VII века. В 1611 г. часть амстердамских баптистов вернулась на родину, образовав в Лондоне первую баптистскую общину Англии. Здесь возникло наименование «баптисты» и было разработано исторически первое так называемое Лондонское баптистское исповедание веры 1686 года. Первым Всемирным съездом христиан-баптистов в Лондоне в 1905 году в качестве основы вероучения был принят Апостольский Символ веры, семь принципов веры: 1) Библия – единственный непогрешимый авторитет в делах веры и практической жизни верующих; 2) Церковь – единая, вселенская (невидимая) Церковь. Она состоит исключительно из возрождённых; 3) Крещение и Хлебопреломление преподаются только возрождённым; 4) поместные общины независимы в духовных и практических вопросах (конгрегационализм); 5) все члены поместной общины равноправны (принцип всеобщего священства); 6) свобода совести для всех верующих и неверующих; 7) Церковь отделена от государства.

В Европе я поселился в часе ходьбы до швейцарского Базеля, побывал там, где провёл последние годы жизни Эразм Роттердамский, где учился Ульрих Цвингли, побывал в Цюрихе, где Цвингли жил и погиб в сражении между цюрихцами и войсками католических кантонов. Побывал я и в Шлайтхайме, где видел в музее экземпляр Шлайтхаймского исповедания. Вся эта история меня очень интересует, тем более что она связана с христианством, к которому меня приобщили Попов и Рожков.


Рецензии