Русская красавица. Девушка с веслом

В 1934 году архитектору Александру Власову, который занимался реконструкцией ЦПКиО имени Горького в Москве, пришла идея установить в бассейне с фонтанами, который он спроектировал по центральной оси Большого партера парка, некую вертикальную доминанту в виде женской фигуры. Поскольку ранее Власов уже воспользовался идеей скульптора Ивана Шадра о постановке в парке множества слепков классических скульптур из запасников Государственного музея изобразительных искусств, то именно к нему обратился архитектор с заказом на главную скульптуру парка. Идею скульптуры — обнажённой женской фигуры, символа эмансипации и равноправия женщин и мужчин в СССР, — поддержала дирекция парка во главе с Бетти Глан[1].

В том же году Шадр начал работу над скульптурой «Девушка с веслом». По легенде, основной моделью скульптора стала Вера Волошина, студентка Московского института физкультуры[2]. По другой версии, прототипом стала Нина Хоменкова[3]. Скульптура изображала обнажённую девушку-спортсменку во весь рост с веслом в правой руке. Фигура девушки отличалась мощной пластикой форм и динамикой в повороте торса и головы[1]; форма головы была чётко обрисована, волосы очень туго натянуты и закручены в два «рожка», лоб и затылок полностью открыты. Высоту скульптуры в 12 метров вместе с бронзовым постаментом Шадр определил исходя из её масштабных соотношений с площадью фонтана и ведущих к нему аллей парка. Скульптуру установили в центре фонтана на главной аллее парка в 1935 году[4]. Однако приёмная комиссия подвергла работу Шадра критике, в том числе за чрезмерную высоту[1], и в том же году скульптуру переместили в парк культуры и отдыха Луганска. Её уменьшенная копия хранится в Третьяковской галерее. В конце 1950-х годов по настоянию жены скульптора гипсовую работу И. Шадра перевели в бронзу[5].
К лету 1936 года И. Д. Шадр создал новую уменьшенную восьмиметровую скульптуру из тонированного бетона. Моделью для неё стала гимнастка Зоя Бедринская (Белоручева). Скульптор изменил прическу, она стала более вольной и менее сексуальной, убрал мужские мускулы рук, пропорции фигуры девушки стали более вытянутыми по вертикали, силуэт — тоньше и романтичнее. Скульптура стояла в центре фонтана на каннелированной колонне, вокруг которой били струи воды, создавая вокруг статуи своеобразную завесу. Недалеко от центральной скульптуры в парке были размещены скульптура Е. Я. Янсон-Манизер «Метательница ядра» и копия античной скульптуры Мирона «Дискобол», также изображавшие обнажённых спортсменов[6].

В статье о выставке 1937 года один из рецензентов отмечал:Скульптура "девушка с веслом"была установлена в Москве в парке культуры и отдыха в 1934 году. Позже ,перед войной,ее сочли недостаточно скромной и отправили в город Луганск,где во время  войны ее разбомбили  фашисты. Моделью скульптору послужила героиня Великой  Отечественной войны-Вера Волошина, которая погибла в один день с Зоей Космодемьянской! Статуя - гимн красоте русских женщин.
В 1934 году архитектору Александру Власову, который занимался реконструкцией ЦПКиО имени Горького в Москве, пришла идея установить в бассейне с фонтанами, который он спроектировал по центральной оси Большого партера парка, некую вертикальную доминанту в виде женской фигуры. Поскольку ранее Власов уже воспользовался идеей скульптора Ивана Шадра о постановке в парке множества слепков классических скульптур из запасников Государственного музея изобразительных искусств, то именно к нему обратился архитектор с заказом на главную скульптуру парка. Идею скульптуры — обнажённой женской фигуры, символа эмансипации и равноправия женщин и мужчин в СССР, — поддержала дирекция парка во главе с Бетти Глан[1].

В том же году Шадр начал работу над скульптурой «Девушка с веслом». По легенде, основной моделью скульптора стала Вера Волошина, студентка Московского института физкультуры[2]. По другой версии, прототипом стала Нина Хоменкова[3]. Скульптура изображала обнажённую девушку-спортсменку во весь рост с веслом в правой руке. Фигура девушки отличалась мощной пластикой форм и динамикой в повороте торса и головы[1]; форма головы была чётко обрисована, волосы очень туго натянуты и закручены в два «рожка», лоб и затылок полностью открыты. Высоту скульптуры в 12 метров вместе с бронзовым постаментом Шадр определил исходя из её масштабных соотношений с площадью фонтана и ведущих к нему аллей парка. Скульптуру установили в центре фонтана на главной аллее парка в 1935 году[4]. Однако приёмная комиссия подвергла работу Шадра критике, в том числе за чрезмерную высоту[1], и в том же году скульптуру переместили в парк культуры и отдыха Луганска. Её уменьшенная копия хранится в Третьяковской галерее. В конце 1950-х годов по настоянию жены скульптора гипсовую работу И. Шадра перевели в бронзу[5].

К лету 1936 года И. Д. Шадр создал новую уменьшенную восьмиметровую скульптуру из тонированного бетона. Моделью для неё стала гимнастка Зоя Бедринская (Белоручева). Скульптор изменил прическу, она стала более вольной и менее сексуальной, убрал мужские мускулы рук, пропорции фигуры девушки стали более вытянутыми по вертикали, силуэт — тоньше и романтичнее. Скульптура стояла в центре фонтана на каннелированной колонне, вокруг которой били струи воды, создавая вокруг статуи своеобразную завесу. Недалеко от центральной скульптуры в парке были размещены скульптура Е. Я. Янсон-Манизер «Метательница ядра» и копия античной скульптуры Мирона «Дискобол», также изображавшие обнажённых спортсменов].

Информация из интернета


Рецензии