Мощи. Необходимось узаконить использование мощей

Почему мощи так называются?

Само слово «мощи» в славянском языке имеет происхождение от слова «мощь», а по воззрениям древних времён сила человека была не в плоти (теле), а в костях, то есть костном скелете человека.
Что такое мощи святых из чего они состоят?
Уточним, что мощи включают в себя не только целостное и сохранившееся после смерти тело человека (или святого), но также и любые телесные компоненты, представленные в виде костей, праха, пепла, то есть все, что осталось от тела после смерти


Так, в Ветхом Завете реакция на тела умерших святых была неоднозначной: где-то они
считались нечистыми, а прикосновение к ним оскверняющим тела живых2, где-то
исцеляли случайно прикоснувшихся к ним людей3. После Вселенского собора 787 года мощи стали считаться чудотворными, так как они исцеляют и творят чудесасилой вселившегося в них Христа.
Подобное отношение к мощам у Русской православной церкви сохранилось и по сей день: при причислении сподвижников к лику святых одним из критериев святости считается нетленность и степень сохранности тела; также на престоле, где совершаются православные богослужения,обязательно должны быть мощи святых.


Правовая природа мощей двойственна в связи с наличием в них религиозной составляющей, из этого следует невозможность отнесения мощей к ординарным объектам гражданских прав.

Возможно ли наделение мощей статусом вещи и определение режима их
пользования согласно ГК РФ? В чьей собственности могут находиться мощи?


В учениях православной церкви мощами являются останки святых, почитаемые
церковью как святыни. Уточним, что мощи включают в себя не только целостное и
сохранившееся после смерти тело человека (или святого), но также и любые телесные компоненты, представленные в виде костей, праха, пепла, то есть все, что осталось от тела после смерти


Рассуждая о мощах с точки зрения юриспруденции, невозможно не отметить, что мощи – тела или трупные компоненты мертвых людей, представляющие, однако, частный случай использования трупов, наряду с использованием в научных или медицинских целях, отличающийся наличием условно религиозной цели.

Использование мощей как важного предмета поклонения и культа16 носит цель, решительно отличающуюся от указанных в федеральном законе. Согласно ч. 1 ст. 14 Конституции РФ Россия представляет собой светское государство.
 Тем не менее, отрицать наличие влияния религии, а в особенности православия и православной культурыособенно в свете анализа положений новой редакции Конституции, указывающих на память предков и передачу идеалов и веры в Бога (ч. 2 ст. 67.1 Конституции РФ) на морально-нравственное, социальное и правовое состояние государства невозможно


Принимая во внимание важность владения религиозными организациями останками святых мощей, рассматривать их принудительное изъятие государством у религиозных организаций или запрет использования в связи с несоответствием целям содержащимся в указанном федеральном законе, нельзя.

Необходимо узаконить использование мощей, дополнив ст. 68 Закона № 323-ФЗ новой целью использования тела человека и его компонентов, согласовывающейся с особой направленностью использования мощей

в Закон
№ 323-ФЗ необходимо внести следующие изменения: дополнить пункт 1 статьи 68
после слов «тело, органы и ткани умершего человека могут использоваться в
медицинских (за исключением использования в целях, предусмотренных статьей 47
настоящего Федерального закона), научных и учебных целях» фразой «научных,
учебных и религиозных целях». Исходя из направленности пользования мощами святых у религиозных организаций формулировка «религиозная цель» сможет полностью соответствовать действиям, фактически связанным с мощами.


Каким образом у религиозных организаций появляются мощи?
 Процесс «приобретения» именуется обретением.
 Обретение заключается в нахождении останков мощей христиан, выражающемся в трех вариантах:
1) открытие мощей – вскрытие и обследование останков, захороненных в
специальных помещениях (например, в усыпальницах) и в специально
приспособленных саркофагах;
2) обнаружение мощей – нецеленаправленное нахождение человеческих
останков (мощей), чаще всего в земле;
3) эксгумация мощей.


Исследователи отмечают, что обстоятельства и основания для проведения эксгумации могут быть классифицированы следующим образом:
1) правомерные эксгумации, проводимые в связи с: расследованием по
уголовному делу; переносом мест захоронения; переносом трупов или трупных
останков с одного места захоронения на другое; опознанием личности трупа вне
расследования по уголовному делу; научными и историческими целями;
2) непредвиденные эксгумации, например, случайное обнаружение трупов при
строительных работах;
3) неправомерные эксгумации, к которым относят эксгумации, совершаемые по
религиозным или фанатичным мотивам; эксгумации с целью мародерства либо в
связи с некрофилией или с целью надругательства над трупом.

Обретение мощей условно занимает место в категории неправомерных эксгумаций, совершаемых по религиозным мотивам.

Однако сам процесс эксгумации и последующего использования мощей полностью выпадает из правового поля

бретение мощей Матроны Московской, умершей в 1952 году, произошло в 1998 году, а обретение мощей Оптинских старцев Анатолия, умершего в 1922 году, и Варсонофия, умершего в 1913 году, – случилось в 1998 году. Следовательно, принимая во внимание период расцвета русской православной церкви в позднесоветский период, начавшийся во второй половине 1980-х гг. и продолжившийся с принятием Конституции РФ в 1993 году, первые мощи святых нового времени могут быть обретены уже через 10-15 лет.
Если это произойдет, то общественность и возможные родственники умерших обратят
внимание на явные пробелы в правовом поле и негуманное отношение к эксгумируемому трупу, даже несмотря на дальнейшие цели использования.


Современное российское законодательство не содержит нормативных положений, регулирующих существо понятия «мощи».

в Российской Федерации до сих пор отсутствует правоприменительная практика, в которой сформированы индивидуальные критерии, помогающие отнести или не отнести мощи к объектам гражданских прав.

Поищу  еще вопрос о правомерности дарения «мощей»


23 октября 2013 года Суздальский районный суд (судья Дмитрий Фиткевич) принял решение об изъятии у РПАЦ «объектов, именуемых как мощи». До какой казуистической терминологии дошли безбожные преследователи нашей Церкви! Это уже не святыни, это – объекты.

«То, что представители истца называют мощи "объектами", с моей точки зрения, кощунственно, потому что это святые мощи, которым поклоняются сотни верующих», – ответил на эту казуистику Митрополит Феодор.


И не без горького сарказма добавил:

«Значит, мы с вами ходим на объект, именуемый «кладбищем», где находятся объекты, именуемые «могилами», а в них уже объекты, именуемые «трупами», а эти трупы являются имуществом государства...»

Не иначе, как помутнение разума произошло у судьи Д.Фиткевича, когда он присудил «объекты, именуемые как мощи» отдать государству. Будто бы сам не изучал историю своего же безбожного государства в школе и университете. Будто не знал, что по ленинскими декретами безбожное государство РСФСР-СССР, созданное атеистами и богохульниками, отвергало само себя от Церкви Христовой. И с тех пор никакого законного права на какую бы то ни было церковную собственность не имело.

Если же говорить об обычной логике юридических оснований, то где в законодательстве РФ, любом, гражданском, уголовном, гражданско-процессуальном, утверждается право государства на останки давно почивших людей?


Апелляции РПАЦ не получили должного внимания. 11 февраля 2014 года Владимирский областной суд в составе судей Елены Белогуровой, Ольги Закатовой и Ирины Фирсовой обязал РПАЦ передать государству спорные «объекты, именуемые мощами».

Снова и снова наш Первоиерарх Митрополит Феодор отвечал на безумие властей с кротостью, смирением и стойкостью: вы не дали описания того, что мы должны вам вернуть. Если это мощи Святых Вел. Княгини Евфросинии и преподобного Евфимия Суздальских, то во время процесса так и не были выявлены какие-либо признаки спорного имущества, кроме его именования неустановленным кругом лиц. Также не учитывается, что светская организация РФ - Росимущество - не может иметь "веры" в мощи, на которую она ссылалась в обоснование своих требований. Веру, по определению, могут иметь люди, но не организации.

Уже было хорошо известно, что вслед за получением Росимуществом неких «объектов, именуемых мощами», последние будут переданы в МП РПЦ. Во Владимирской епархии МП даже не скрывали своего торжества. Уже приготовили собственные раки, уже давали интервью, уже праздновали свою «победу».

3 июля 2014 года КС РФ отказал в удовлетворении жалобы предстоятеля РПАЦ митрополита Федора (Гинеевского) на изъятие у церкви мощей Святых Вел. Княгини Евфросинии и преподобного Евфимия Суздальских. Единственный из 19 членов КС судья Гадис Гаджиев, который в своем отдельном мнении высказался, что аргументы РПАЦ, возможно, имеют под собой почву.
"Основной вопрос, который был поднят заявителем в настоящем деле, состоял в том, допустимо ли в принципе относить мощи святых к объектам гражданских прав, наделяя их статусом "вещи". Конституционный суд Российской Федерации не дал ответа на этот принципиальный вопрос", – отметил судья Г.Гаджиев.

Фильм «Приставное благочестие» -разжигает межрелигиозную рознь, вражду.

Фильм рассказывает о конфликте между Русской православной церковью (РПЦ) и Русской православной автономной церковью (РПАЦ).

Центр этой Церкви, альтернативной официальной Московской патриархии, размещается в Суздале с начала 1990-х, когда власти начали регистрировать православные общины, находившиеся при советской власти на нелегальном положении или подчинявшиеся Синоду Зарубежной церкви с центром в Нью-Йорке.

Само по себе психологическое и политическое давление на РПАЦ, у которой отобрали даже церковные здания, является нарушением религиозной свободы и прав верующих. Поиски экстремизма в Православной церкви повторяют худшие методы религиозных преследований, которые используются в Центральной Азии или Китае».

(пример- Суздальского районного суда на основании решения которого приставом-
исполнителем в 2015 году у гражданина В. А. Гинеевского были принудительно изъяты мощи святых Евфимия и Евфросиньи и переданы в Ризоположенский женский монастырь в Суздале.
Приставы со второй попытки изъяли мощи святых у должника, который поначалу вручил им пустую
раку // Право.ру. URL: https://pravo.ru/news/view/117690/ (дата обращения: 14.01.2021).


Рецензии