Одна история

Тот дом, чьё близкое соседство
Моим несчастьем стало вдруг,
Знаком был мне, пожалуй, с детства,
Не предвещав сердечных мук.
От крова милого отчалив,
Как бриг, к далёким берегам,
Мир  запустенья и печали,
Вернувшись, я встречала там,
Где заколоченные окна
Являли бездны глубину,
И ухал филин одиноко
В саду чужом, мешая сну.
Имел сосед дурную славу –
Не продавался неспроста:
Хозяин дома мир оставил,
Свою кончину обесславив,
Нарушив заповедь Христа...

Когда бы  солнце ни вставало,
Был скрыт за крышей горизонт
Стеной соседского сарая
И сенью сумеречных крон.
В моё окно глядя привычно,
Был сад печален много лет,
И лишь весенним пеньем птичьим
Мне слал он дружеский привет.
Как сад, был старый дом заброшен,
Насколько помню, с давних пор,
Но появились, между прочим,
В тот раз – калитка и забор...
И окон темные глазницы
Сияют  блёстками стекла;
И,  будто тёмные ресницы,
Карниза тень на них легла.
Сарай, стеною крепостною
Нас отделявший, вдруг исчез,
А перед тыльной стороною
Возник пленительный навес.
Меж нами – сад!  – О, между прочим,
Преобразился он совсем!
Листвою свежей оторочен,
Блистая в утренней росе,
Казалось, лет на сто моложе
Теперь был сад, волшебным став.
Иль это мне казалось, может?
Но знаю точно – неспроста!

Кто ж он – таинственный владелец,
Презревший страх дурных примет? –
Узнать подробности надеясь,
(Что я теряю, в самом деле?)
Скользну я в сад, за солнцем вслед...
Мы с ним столкнулись на дорожке
Под самым старым из дерев:
– Я Вам – соседка, между прочим, –
Проговорила, покраснев.
И поняла, что безвозвратно
Могу погибнуть в бездне глаз
Я в тот же миг! – Невероятно?
(Об этом, собственно, рассказ)
Он мне представился охотно,
Сказав: "Знакомству очень рад!
Соседи, стало быть, мы? – Вот как!"
И  этот взгляд! О, странный взгляд!
Мы подружились, если можно
Так происшедшее назвать.
Узнала я, что он – Художник
И здесь – затем, чтобы  писать.
В тиши, где сад  не тронет ветер,
Был холст натянут на мольберте
В тени навеса.  По утрам
Всегда его встречала там
Я, взяв за добрую привычку
Гулять в саду (позволил он).
А впрочем, что тут необычно:
Ведь, как и я, он был – влюблён?
Казалось мне? – Окно –  напротив.
Меж нами – сад и  марь стекла.
К нему, как и к его  работе,
Скрыть интерес я не могла.
При встрече утренней порою,
Которой жаждала, не скрою,
Я в каждой фразе без искусств
Искала уж примету чувств.

Он предложил мне стать моделью,
Сказав, что  маслом мой портрет
Писать хотел бы. – Неужели
Ему могла сказать я  "нет"!
– Не это ль – доброе начало? –
Я рассудила сгоряча.
– Я – Муза! – И когда, бывало,
От долгих сессий уставала,
То шли мы в дом и пили чай.
Как дивно дом преобразился!
Хоть ране не была я тут,
Но пульс хозяина в нём бился:
Пусть беспокойный, но – уют.
В предметах, славно отражённый,
Был целый мир – то мир Его.
Глядела я заворожённо
На жизнь кумира своего.
Она и Он: сюжет известный.
Хоть сад, хоть остров  –  всё одно,
И быть нам вместе суждено,
И вместе в доме том – не тесно.
Мне скрип крыльца был пеньем скрипки,
Никак не менее того!
Был день безлик мне без улыбки
От живописца моего!
В какой-то миг цветком жасмина
Украсил  волосы он мне –
Бела я  стала, как под гримом,
Как пена, взбитая  в волне!
Чем так цветок меня тревожит?
С чего во мне –  такой испуг?
Лишь впечатлительность, быть может?
Иль то – предчувствие разлук?
Пока за мирною беседой
Мазок  последний подсыхал
На ткани точкою победной,
Наш сад ....о чём-то он  вздыхал...
А между тем, ни рой пчелиный,
Ни суетливость злобных  ос
Мешать прогулкам  не смогли бы:
Ведь всё ( мне думалось) – всерьёз.
Так день за днём спешило лето,
А сад торжественно молчал.
Он всё работал над портретом.
Сад много яблок обещал.
Одно печалило – Художник
На холст мне не давал взглянуть.
Он уверял, что невозможно
Ещё пока. – Ещё чуть-чуть...

Как плод  высокого искусства,
Преображались и сады,
И чем сильней пылали чувства –
Тем  ярче делались плоды.
И шла я в сад (хоть встать непросто
По ранней  утренней заре),
Где пела  нежно горихвостка,
Алея меткой средь ветвей.
Возможно ль скрыть, когда бушует
Уж не приязнь простая – страсть!
И голова в том птичьем шуме
Готова яблоком упасть!
Пол-лета днём одним минуло...
Зайдя,  отвлёк его сосед.
Я ж под покровы заглянула:
То – мой портрет?! – Чужой портрет!–
Другая женщина глядела
В глаза мои с того  холста,
И ветвь жасминная белела:
Знать, взволновала неспроста!
"Так значит, я была заменой –
Всего лишь копией пустой!"
И в сад я бросилась мгновенно,
И вслед летело мне: "Постой!"
Как можно было обмануться,
Сочтя, что я – оригинал!
Позор наивной! – Поминутно
Лицо румянец заливал. 
Наутро ставнями закрыты
Все были окна. – От стыда
Уехал? – Стало быть – мы квиты?
Его б не знать мне никогда!
Я – им, а Он – лишь Ею грезил,
Она – о ком-нибудь ещё...
Был опыт глуп и был полезен:
Кто обманулся – не  прощён.
Как губы,  скорбен треугольник,
В нём всё – печаль, и всё – слеза.
Прощай, свидетель мой невольный!
Ты всё предвидел, старый сад!..
Был  через месяц вновь объявлен
В продажу тот соседский дом.
Купить его с дурною славой
Всё ж не отважился никто.

28–30/05.2024

Иллюстрация: Ольга Пегова. В саду.


Рецензии
Чудесно, Алла! И снова ахмадулинские
нотки я слышу в Вашей поэме! Как необычно и вдохновенно написано!

С теплом и уважением,

Сергей Кузнецов 32   05.06.2024 18:58     Заявить о нарушении
Серёжа! Вы, наверное, правы. Старый сад перед моими окнами, чужой и заброшенный, вдохновитель многих моих стихов и прозы, и книга Ахмадулиной - вот так всё вместе действует...
Рада, что Вы осилили эту долгую историю!)
Спасибо!!!
С теплом и неизменной дружбой, Алла

Алла Никитко   05.06.2024 19:49   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.