Борьба с памятью

Главная цель здесь,  выражается в стремлении стереть драматический исторический опыт  героев и  антигероев из исторической памяти.

В 1775 году труп казненного русского бунтаря Пугачева был четвертован, затем предан огню, а прах был развеян по четырем странам света. Екатерина II велела также сжечь все его изображения и дом, в котором он родился, а его родное село переименовать и перенести на другой берег Дона. Река Яик на Урале, откуда началось крестьянское восстание, была вновь переименована в Урал.
Переименование здесь идет параллельно с уничтожением человека-первопричины и всем,
что ассоциируется с ним. Таким же образом труп Григория Распутина,
убитого в декабре 1916 г., тайно похоронили в марте 1917 г., чтобы пре-
дупредить народное паломничество к его могиле.

 В процессе общего движения, направленного против памятников,иногда вместо разрушения соответствующего памятника предлагалась новая его интерпретация.
В позднесоветское и послесоветское время переинтерпретации памятников носили, понятно, сугубо сознательный характер.

Художники-концептуалисты предложили изменить памятники тоталитарного советского искусства в «непреходящие уроки истории». Согласно одному из таких проектов,
упомянутый выше памятник Марксу предлагалось перевернуть вниз головой – такая инверсия, по мысли авторов, должна была символизировать возвращение гегелевой диалектики в свое нормальное положение.
Демонтированного Дзержинского предлагалось вернуть на свой пьедестал,
но монументально зафиксировать миг самого демонтажа, когда на шею Дзержинскому была накинута петля-трос.
Подобные жестокие проекты, к счастью, никто не собирается реализовывать, так как они превратили бы тоталитаристические памятники в образы вечной экзекуции, выдавая постыдный вандализм революционной толпы за «уроки истории»

(См. критику этих проектов в статье Аристова Вл. “Боги умирают без посторон-
ней помощи” // Независимая газета. 1992, 23 сентября. С. 7. Ее подзаголовок «Не
надо загонять остатки монументального совискусства в концлагерь» выражает так-
же и мою тревогу насчет создания новой тоталитаристической реальности вместо
музея тоталитаризма)
Левон Абромян-Борьба с памятниками и памятью в постсоветском пространстве ( на примере Армении )


Рецензии