Рассуждение. О вдохновении и предназначении поэта

Давайте на минутку представим лодку с парусом на море и сидящим в ней человека.
Может ли первая в абсолютно спокойную погоду (штиль) сдвинуться с места? Безусловно, поскольку можно взяться за вёсла и начать грести в нужном направлении. Но не легче ли будет для лодочника, когда подует ветер, и он перестанет прилагать усилия для того, чтобы сдвинуть судёнышко с места? Очевидно, что нашему герою это будет только на руку, ведь от гребли рано или поздно устанешь, преодолевая большие расстояния.
Поэт – это и есть та самая лодка, ветер – вдохновение, движение – творческий процесс, а лодочник – душа творца. Чтобы что-то создать, нужны силы. Ветер заменяет физическое усилие капитана, у которого есть цель: доплыть до берега. Согласитесь, что когда человека посещает светлый порыв, касающийся создания нового шедевра, то делать это становится легче, чем если бы не было этого дыхания Жизни. Конечно, можно писать, опираясь исключительно на свои знания и, порой, навязчивое чувство надобности «что-то написать», но эффект будет уже не тот, что нужен, как будто автор с трудом съел тарелку прокисшего борща.
Но не стоит при этом забывать и о другой важной вещи. Вдохновение – явление двуипостасное, т. е. имеет светлую сторону своего проявления и тёмную. И это можно проиллюстрировать на следующем примере.
Положим, что посреди моря капитан небольшого судна (давайте это будет ладья) увидел остров. На небе сгущаются тучи. Кормчий решает переждать непогоду на замеченном им клочке земли, и, по итогу, он вместе со своей командой благополучно выполняет задуманное, а после бури продолжает свой путь как ни в чём не бывало.
У другого мореплавателя на этот счёт другое видение. Он смекает, что бушующие волны могут стать отличным средством перемещения без вёсел, поскольку они будут толкать корабль вперёд и вести его намного быстрее, чем при обычном ветре. Навряд ли миссия будет успешной, поскольку посудину может запросто перевернуть и разломать в щепы, а инициатор столь рискованного предприятия пойдёт ко дну вместе со своими товарищами.
Пассажиры – это читатели текста, и вот тут мы и подходим к главной мысли нашего примера. Если принять во внимание, что смысл аллегории в этом случае по отношению к первому не меняется, то это значит, что стихотворец несёт ответственность за свои слова, поступки. Порой люди творческой направленности не осознают всей ответственности, которая ложится на их плечи, когда приобретается талант. Если он есть, то это не значит, что можно делать с ним, что вздумается. Если основная цель творчества (не только, конечно, поэтического) – нравственное воспитание человека, то от творца требуются все усилия для достижения этого, а если конкретнее, созидания своего читателя, превращения его в служителя Добра. Да, одних наставлений, завуалированных различного рода тропами, порой недостаточно. Иногда читающему субъекту нужна моральная поддержка, и стихотворения о состояниях души лирического героя, испытанных самим автором – лучшее средство для достижения этой цели.
Проповедь Зла – это то, что разрушает субъекта, поглощающего информацию, но только если он духовно не защищён. А разрушение человеческой души приводит к страшным последствиям. Достаточно вспомнить историю Франчески да Римини из «Божественной комедии» Данте, когда она со своим возлюбленным впала в соблазн после прочтения одной любовной книги, а потом попала в Ад…
Думаю, дальнейшие объяснения не потребуются.


Рецензии