Перед лицЕм Истории. Вскользь

Лицо Истории, с язвительным прищуром,
Взирало сверху на пигмея «под».
Тот был безвольно-немощно-прыщавым.
По рожице струился грязный пот.
С таким Истории – никак не по дороге.
Тем более – Великому Лицу.
В руце Лица взметнулся серп двурогий.
Кромешный взор стал истово свинцов...

Очистка кончится.
Расслабятся пигмеи.
Лицо вздремнёт до будущих времён.
Немая ночь, с ножом Варфоломея,
Листает список избранных имён.

24.04.2024
PS:
Отклик на пока недочитанное (АСТ). ЧПЛИ. «Человек перел лицом истории».
Отклик (ироничный) – больше на название. Метафорически-мифологическое. По (надеюсь) Дочиту, возможно продолжение и, как-то, коррекция.
А здесь – иронично.
Темы Времени, Истории, Лица (Лика-Личности) поднимались нами не раз. А уж не нами!..
Лицо Истории...
История... Время бытия (хай, так) какого-то Субъекта. Выраженное в Слове. Потому и – «рассказ» (сказ-сказание-летопись), и – даже «Ор» (хотя бы от лат. orare – говорить).
А Ist (в Истории) – указывает на некое бытийство-сущесть. На какое-то Есть (ествование).
Если из греческого... От др.-греч. ;;;;;;;, букв. – «расспрашивание»; «сведения, которые были получены путём расспросов». Расспрашивание. Опрос. Добывающий «сведения».
Хай, так...
К Лицу...
Лицо – как «физиономия» (как-то личико: как Лик, так и Лыч – Чудесное и Чудовищное) и как «субъект» (актор-деятель).
Если у собственно (?) Истории есть субъектность, то есть – если Она (как такая!) есть некое Деятельное Существо (а то – Начало) (!)... – Сама! Як Істота (дзякую Мове!). А не в лице (посредством-через) как-то сплочённых человеков-индивидов (племен, родов, народов...) – То...
Ну, да – будучи выраженной в Слове, История начинает жить некой собственной жизнью. Аки Существо. Аки – Миф. Мифологическое из Истории никаким дубьём не вышибешь, но известное одёргивание оного необходимо. Иначе получите хотя бы нечто «путинско-мединско-сурковско-дугинское» (имена могут быть и иными, хотя без «путинского» (как «политического») обойтись уже трудно). Россия! Ну, да. Как самое мифологичное. А потому (в некотором модусе) и самое Фашиствующее. САмое!
Потому Оно этим «фашизмом» во всё подряд и тычет. На всё навешивает. Как бы снимая с Себя.
Россия – Тройка. Колесница Коммода. Летящая над пропастью и... Таки – в Пропасть.
«Колесницу Коммода» – под тот фильм (1964). «Падение Римской Империи»...
Правда, в Риме предпочитали то ли квадриги (четвёрки), то ли более вёрткие двойки.

Мифы России. Россия – Миф.
И так, и так. Только кантовского Ноумена (Вещь-в-себе-сама-по-себе) здесь не хватало. Ноумен, феномен, символ...
Для ещё большего «остранения». Не без Лосева.
С Кантом, на днях, в той же России (и округ неё) «поюморили». К его 300-летию (22.04).
Собственно, танцы (русские, а то – половецкие – пляски) на костях основоположника НКФ происходили и до этого.
Поскольку тяжба (подскоки) округ Канта как-то попадает в тему «Лице Истории» (не говоря уже об «Истории в лицах») и – даже! – несколько коснулась «Лица России», позволим себе остановиться на этом чуть подробнее.
Сначала – инетовское (не суть важно – чьё), шестилетней давности. Не шибко глубокомысленное, зато – ироничное.

Как И. Кант стал великим русским философом.

Имя Иммануила Канта на слуху у всех более менее образованных людей. Многие знают о И. Канте только лишь то, что это философ то ли XVII, то XVIII века, а может еще какого... Другие же даже представляют, хотя бы в общих чертах, в чем именно заключалась философия И. Канта. Но мало кто знает, что у России был реальный шанс иметь И. Канта в числе своих национальных философов наравне с Н.И. Новиковым и А.Н. Радищевым. Почему же и как этот шанс был упущен? Или мы все-таки имеем право считать И. Канта русским философом? Давайте разбираться.
И. Кант, как считается, это величайший немецкий философ XVIII века, внесший огромный вклад в гносеологию (философская дисциплина о познании). Одна из главных работ И. Канта – «Критика чистого разума», была написана в относительно спокойные годы конца XVIII века, много лет спустя после тех самых роковых событий, о которых речь ниже.
И. Кант родился в 1724 году в Кёнигсберге и к середине XVIII века был уже вполне взрослым человеком, всерьез посвятившим себя философии. В 1756 году в Европе начинается так называемая Семилетняя война – весьма крупный военный конфликт, охвативший сразу несколько стран Европы. В войну оказалась вмешана и Россия, во главе которой стояла тогда императрица Елизавета Петровна – дочь Петра I.
Война была удачной для России с первых дней. В 1757 году наши войска выиграли битву у Гросс-Егерсдорфа, в 1758 – у Цорн-Дорфа, в 1759 – у Кунерсдорфа и в 1760 году взяли Берлин. Но еще в 1758 г. был захвачен и Кёнигсберг – родной город И. Канта. И именно в те годы жители захваченных немецких городов стали присягать на верность русской императрице. Среди присягнувших был и И. Кант, который стал, таким образом, полноправным поданным Российской империи!
Более того, И. Кант обращался с письмом лично к Елизавете Петровне с просьбой дать ему должность профессора. Но письмо до императрицы не дошло, должность, которую хотел получить И. Кант, досталась другому. Какая досада! Какая ирония судьбы!
Дело в том, что И. Кант в те годы еще не прославился на всю Европу как великий философ, а был лишь «одним из многих». И если бы война случилась лет на 20 позже, то в России И. Канта обязательно пристроили бы! Ну или если бы российские чиновники от образования были порасторопнее и раньше разглядели бы в И. Канте великого мыслителя, то свой главный труд философ мог бы написать уже на русском языке.
Но в 1762 г. к власти в России приходит Петр III – немец по происхождению, который не только очень любил Пруссию и прусские порядки, но даже по-русски говорил плохо. А потому Петр III вернул из своих собственных патриотических соображений Пруссии все завоеванные Россией земли, в том числе и Кёнигсберг. И. Кант вновь стал немецким философом. Не так жалко потерянный Берлин, как потерянного И. Канта!
И тем не менее, учитывая, что с 1946 года бывший Кёнигсберг все-таки стал русским городом под названием Калининград, мы все-таки имеем какое-никакое утешительное основание считать И. Канта хоть чуть-чуть да русским философом! В конце концов, такие светлые умы, как Иммануил Кант создали такие значительные произведения философской мысли, которыми был внесен неоценимый вклад ни в немецкую, ни в русскую культуру, но в достояние всей человеческой цивилизации.

Копнём чуть поближе – в дни уже нынешние.

Шольц обвинил Путина в «присвоении Канта»

Накануне имя Канта упомянул российский президент Владимир Путин в обращении к участникам и гостям Международного Кантовского конгресса «Мировое понятие философии». Президент отметил, что мероприятие приурочено к 300-летию со дня рождения философа, и следует сохранить наследие ученого.
Немецкие власти на это отреагировали критически. Канцлер Олаф Шольц посчитал, что российские власти пытаются «любой ценой присвоить Канта и его работы», тогда как представления философа о мире идут вразрез с политикой Москвы.
В тот же день о принадлежности Канта высказался калининградский губернатор Антон Алиханов. Он назвал философа «русским трофеем» наравне со всем остальным, что сейчас есть в области. Алиханов рассказал также, что «русская мысль часто оппонировала Канту, спорила с ним», и задался вопросом: «А что, если бы Семилетняя война закончилась иначе, и Восточная Пруссия стала бы нашей уже тогда, мог бы состояться русский философ Кант?».
Впрочем, еще два месяца назад губернатор рассказывал, что Кант «положил начало немецкой классической философии, прокачал немецкую волю, одновременно отрезав ее от высших ценностей», в работах философа «началась» и Первая мировая война, и конфликт на Украине. «Кант, родившийся тут, имеет почти прямое отношение к глобальному хаосу, глобальному переустройству, с которым мы сейчас сталкиваемся. Больше того, он имеет прямое отношение к военному конфликту на Украине», – уверял Алиханов.

Какое отношение к философии имеет сам сучонок (мелкий) Антоша– не ведаю. Ибо известен он (в весьма узких кругах), как, скорее, полуэкономист-полуюрист, широко пользовавший в своих (весьма узких) трудах «недокументированные заимствования».
Однако.
ПреСидент сказал – подданный быстренько шаркнул и круто изменил своё отношение к Канту.
Большому патриоту (особенно возбухшему в годину Первой Мировой) глубинной Руси, самобытному (пусть и не шибко толковому) философу немецко-польско-шведско-русского происхождения Владимиру Францевичу Эрну (1882-1917) такое преклонение перед «врагами Отечества», конечно, по душе не пришлось бы. Очнись он сегодня, его «Критика кантовского понятия истины» обрела бы достойное продолжение.
Забавно откликнулся на расейское примазывание к Лицу Канта пламенный (с некоторых пор) полуиндеец-полухохол Невзоров.
Глебович решительно поддержал родство душ. России и Иммануила Канта. Первая (по мнению сноба-знатока) отличается тягой к воровству всего подряд, а Иммануил Иоганнович промышлял де воровством чужих мыслей. Ну, аки Антон Андреевич (Алиханов). Природная клептомания, так сказать.
Позволю себе «критику» в адрес «критического критика» со стороны Шуры оставить без комментариев. Как и попытку внести Канта в список хотя бы «России в лицах».
Тогда как Тоша, с его взглядом на Канта, как на один из «русских трофеев», заслуживает.
Ну, и ещё одна справка. К половецким (от «полу-русскости» затейников) пляскам на костях кёнигсбергского (а то – кролевецкого: в память того, что сей град являлся (1466-1657) вотчиной Польского Королевства) затворника.

Великие имена России (не путать с Имя России) – общенациональный конкурс по выбору имен выдающихся соотечественников для присвоения российским аэропортам, организованный в 2018 году. Проект вызвал широкий общественный резонанс; в СМИ и соцсетях развернулась полемика вокруг отдельных имён-кандидатов, а также против присвоения имён вообще и требующихся немалых затрат на это.
Организаторами конкурса «Великие имена России» объявлены Общественная палата РФ, Российское историческое общество, Общество русской словесности, Русское географическое общество и Российское военно-историческое общество. Конкретными вдохновителями конкурса в СМИ называются влиятельный митрополит Тихон Шевкунов и министр культуры РФ Владимир Мединский.
Идея проекта состояла в том, чтобы путем народного голосования определить, в честь каких исторических деятелей России назвать 47 крупных аэропортов, расположенных в 40 регионах страны. В положении о конкурсе отмечалось, что к рассмотрению принимаются «имена выдающихся соотечественников, внесших значимый вклад в развитие и становление России, в том числе получивших мировое признание». В проекте представлен как общенациональный, так и локальный культурно-исторический контекст – имена, которыми гордятся жители отдельных территорий, этносов и религий соседствуют с личностями мирового масштаба. В список имён-кандидатов вошли представители разных эпох и рода занятий – от древнерусских князей до первооткрывателей нефти в Сибири. Первоначально для имён политиков хотели ввести ограничение на последние 100 лет, однако затем от этого отказались. Были предложения (например, для аэропортов Пулково и Челябинска) внести в список имён-кандидатов действующего Президента РФ В.В. Путина. В дальнейшем вызвало проблемы (см. ниже) то, что с одной стороны некоторые одни и те же имена-претенденты были предложены аэропортам разных городов (до шести как в случае с Менделеевым), а с другой стороны имеется в виду назвать все аэропорты уникально.

Шуму и драк по ходу данного мероприятия хватало. В частности:

Противостояние, которое вылилось в акты вандализма, вызвала идея назвать калининградский аэропорт в честь Иммануила Канта, имя которого в начале голосования лидировало, но затем не оказалось победителем, что, вкупе с некоторыми свидетельствами о фактах голосования военнослужащих и других зависимых от властей жителей, вызвало претензии в использовании административного ресурса. Некоторые общественные активисты и политики, а также неместные депутаты увидели в выдвижении Канта опасность «германизации» местной истории, «оскорбляющей ветеранов» ВОВ. Категорически «против» Канта высказался и глава штаба Балтийского флота, вице-адмирал Игорь Мухаметшин. Неизвестные осквернили могилу и памятник Канта в Калининграде, разбросав листовки с призывом «отказаться от имени врага». За Канта вступились историки и авторитетные эксперты, которые научными фактами подтвердили, что философ по праву занимает место в проекте «Великие имена России».

В результате, калининградский аэропорт Храброво получил-таки более адекватное имя императрицы Елизаветы Петровны. Тем самым, и Канта как-то уважили. Поколику именно при оной сей славный град, вместе со своим славным уроженцем и гражданином, был притянут под крыло (в подданство) Великой Империи. На 4 года.
Если (таки) оставить в покое нашего немца, то, к самой «теме» – как она «огрызнулась» в моём ироническом вершике – в Переклик поднимается кое-что из русской (а то и – советской) Поэзии.
К Лицу – перед коим (а то и «под»). Так истово и искренне нам «эсэсэрилось).
Если вы ещё не забыли, 22 апреля родился и другой дедушка (мы – не об Адольфе, который пришёл в мир где-то рядом (20-го), но...).

Время –
начинаю
про Ленина рассказ.
Но не потому,
что горя
нету более,
время
потому,
что резкая тоска
стала ясною,
осознанною болью.
Время,
Снова
ленинские лозунги развихрь!
Нам ли
растекаться
слезной лужею.
Ленин
и теперь
живее всех живых –
наше знанье,
сила
и оружие.
Люди – лодки.
Хотя и на суше.
Проживешь
свое
пока,
много всяких
грязных ракушек
налипает
нам
на бока.
А потом,
пробивши
бурю разозленную,
сядешь,
чтобы солнца близ,
и счищаешь
водорослей
бороду зеленую
и медуз малиновую слизь.
Я
себя
под Лениным чищу,
чтобы плыть
в революцию дальше.

Ага! Владимир Владимирович (не Путин). В посвящённой Российской Коммунистической Партии Поэмке

В общем – История (что там – Эра-Эпоха!). Бог – рядом не стоял. Икона из Икон. Но – самый Человечный (при всей «историчности»). Христос отдыхает...
Я бы, если в Тему, ещё и Блока поднял. Если – собственно, к России. С уже ея (собственным) Лицем-Статью...
У Сан Саныча (коего искренне люблю) об этом... Да и разного, под настроение, так, что глаза разбегаются! А уж завершительные «Скифы»...
Но не стану (здесь). Ворошить. Лучше, что из Блока зараз спою. Негромко. Дабы кого не разбудить...


Рецензии