У Лукоморья дуба нет

На фото: вид на Лукоморье с горки

Надо проехать вначале 25 километров крутящейся по взгоркам асфальтированной дороги, свернув возле Ангарска с трассы Иркутск – Красноярск,  затем – длинную, прямую, как стрела, березовую аллею среди вспаханного поля, почти весь поселок с именем Савватеевка, повернуть направо, заехать на горку и откроется вид на Лукоморье. Везде асфальт и указатели. Три терема на входе, здесь – касса и проход, двор со скамейкой, где сидит статуя женщины с кружевными рогами, за ней – поляна со статуями, на взгорке работают пилы – скульпторы делают свои шедевры из дерева. Фестиваль продлится до 18 мая. Там огорожено – входа нет. На обратном пути мы зашли, я снял небольшой ролик сквозь ограждение.
Основная аллея, слева – фестивальная площадка, где делают скульптуры, справа - два двухэтажных здания, здесь кофейня-ресторан и гостиница. Тут же, на взгорке, начинаются статуи – изображения сказочных зверей, идолов или чудищ, потом – ворота с надписью «Лукоморье». Качели тоже сказочные, но на них можно качаться! Здесь – выход в лес, полный деревянных чудес. Пушкинские мотивы начались сразу же – во внутреннем дворе: барельефы 33-х богатырей, объемная лепнина Лукоморья: русалка на ветвях, кот на цепи и все остальное, как у Пушкина. Это еще не деревянное. Здесь же – ряд плакатов с фотографиями скульптур-призеров предыдущих фестивалей. Часть изображенных скульптур мы не увидели на выставке: увы, их жизнь не так долга, как хотелось бы. Дерево при высыхании начинает трескаться, портиться или гнить, если не обработано специальным составом. У «Лукоморья» дуба нет, здесь только – сосны и березы.
Перед Савватеевкой дорога заключена в прямолинейную березовую аллею, которая светится березовым светом. Это надо видеть! Если б это была дубовая аллея, то и Савватеевка находилась где-нибудь в Псковской губернии. Не растут у нас дубы, как ели и сосны, местность такая. Но посадить дуб или дубовую аллею вполне можно – вырастут, никуда не денутся! В Иркутске был посажен дуб на территории железнодорожного депо – растет, климат позволяет.

Моя спутница искала скульптуру павлина, которого видела несколько лет назад. Потеря так огорчила ее, что на следующую ночь ей приснился сон, что через год павлин оказался в реставрационной мастерской, где нам его отдают, и мы раскрашиваем скульптуру в разные цвета. К сожалению, и во сне он пропал. Как сказал поэт: можно гениально играть на скрипке, но «еще гениальнее слушали вы». Это тот самый случай.
Для меня все авторы выставленных скульптур – гении. Как можно изобразить злобу на морде медведя – в деревянной скульптуре, на котором еще сидит наездник? Мне это непостижимо. Чтобы понять художника, надо стать им. Это доступно немногим. Причем, фестиваль длится всего десять дней. Все фигуры созданы во время проведения фестивалей. В промежутках между фестивалями работает скульптор-реставратор, продлевающий жизнь отдельных статуй.
Из дерева пушкинские композиции мы увидим в лесу – «Сказку о золотой рыбке», где старуха сидит у разбитого корыта, да еще чертенка, поднимающего кобылу, из «Сказки о попе и его работнике Балде».

Но мы-то понимаем: и название выставочного комплекса и видение скульпторами своих образов, даже современных, порождено фантазией великого русского поэта. Фантазия Пушкина породила таких же фантазеров, но изображающих героев не словами, а картинами. В каждой композиции видна свобода самовыражения художника, отражающаяся в мимике лица или позе фигуры.
Например, композиция «Девушка поливает цветок»: кажется, просто поливает, а постоишь рядом и видишь, что не просто поливает, а спасает цветок, наполовину увядший. Тогда становится понятным смысл картины. Или «Единение с природой»: лось в натуральную величину с гордо поднятой головой с рогами, на его фоне женщина с ребенком в руках и рядом – собака. Композиция сложная, сделать можно только коллективно. Некоторые композиции находятся на высоте: сказочный жук или паук ползет по стволу; у речки на сосне – женское лицо с разметанными ветром волосами, словно дух этой солнечной поляны; два космонавта в невесомости, обращенные друг к другу; в одной композиции: он и она, а над ними – птица. Все – объемно, можно обойти со всех сторон, фотографировать с разных ракурсов
Совершенно правильная организация выставки: только вернисаж, никаких лавочек или закусочных на территории нет. Только беседки у речки. Мы посетили «Лукоморье» в понедельник, были первыми, в лесу новые посетители догнали  нас, обошли вокруг быстрым шагом и исчезли. Только одна молодая пара отстала от группы, парень фотографировал необычно крупную здесь прострел-траву, которую называют сибирскими подснежниками, а девушка, не торопясь, шла по аллеям. Потом они пошли по мостику за речку, где начинается поле.
Возможно, приходил автобус из Ангарска. Он отправляется, как выяснила моя спутница, от железнодорожного вокзала. Она даже хотела на электричке прибыть из Иркутска, пересесть на автобус и доехать до Савватеевки. Если это так, то возможность попасть на эту выставку есть у многих людей. Как говорится: было бы желание. Интересно, что имя спутницы совпадает с именем главной пушкинской героини. Ничего в мире нет случайного.

Основная аллея в лесу завершается у неглубокой и тихой речушки с поэтическим названием Ода. Бесспорно, все красиво. За речкой открывается живописный вид – поле, за ним – невысокая сопка, ясное небо, не хватает живописца с мольбертом. Слева, вдоль протоки по берегу идет деревянный помост с крышей, переходящий в мостик на остров. Остров пока пуст, мы в этом убедились. Наверняка в будущем скульптуры придут и сюда, ведь фестивали стали ежегодными, был перерыв в три-четыре года из-за пандемии.
Перед помостом плакат, описывающий минеральную воду Лукоморья, ее целебные качества, источник исследовал Томский НИИ курортологии, признанный эксперт в этой области. Вода вытекает из-под помоста тихой струйкой. Возможно, она теплая, поэтому место заросло зеленой тиной, что создает впечатление болота. Понятно, что родник, но дебит его слишком мал. Решить вопрос можно просто: надо сделать деревянный брус, как делают в колодцах, поставить на место родника, в брус вставить трубку, из которой будет литься целебная вода. Тогда не нужна будет голубая воронка, лежащая на краю помоста: струя пойдет в узкое горлышко бутылки. Для скульпторов, участвующих в фестивале, сделать такое обрамление не проблема, к тому же можно изобразить сказочный мотив. Например, девушка с козленком, намек на Аленушку с братцем Иванушкой, такая композиция дважды встретилась нам среди деревянных скульптур. На эту тему можно создать колодец с минеральной водой, если она действительно целебная. По описанию, вода лечит энтероколит, заболевания печени, то есть, оздоравливает желудочно-кишечный тракт.

Вот такое сибирское Лукоморье: предлагает лечебную воду, чтобы мы с хорошим здоровьем могли наслаждаться скульптурными композициями на самую разную тематику.  Например, отдельные фигуры: пионер, дракон, насекомое-гуманоид, спутник летит, сундук на дереве, лунные кролики, дух ветра, три ангела, ангелы оберегают космонавта, космонавты в невесомости, разные бабочки, стрекоза и муравей из басни, сказочный олень, скорпион, охота на носорога, жуки, лев, защищающих львят, Прометей, прикованный к скале, медуза, воины с саблями и на конях, гусляр поет песнь о Руси, мифологические скульптуры, как «Королева семи замков» до пояса – змея, святые Петр и Февронья стоят вместе на лодочке, у входа в реставрационную мастерскую стоит скульптура «Птица с человеческим лицом».
Есть композиции необычные, вот название: «Любовь к музыке»: перед виолончелью стоит насекомое, очарованное звуками.
Мне была интересна военная тематика: старик-тувинец рассказывает внуку о гражданской войне, солдат с боевым знаменем,  «Освобождение Сталинграда»: старушка крестит солдата возле очага, сцена из фильма «А зори здесь тихие», казак рассказывает внуку об Отечественной войне 1812 года, вальс Победы, блогер читает письмо деда с фронта, памятники детям войны, защитникам Родины.
Я бегло перечислил, чтобы был понятен спектр тем, но рассказывать о музее, любом, бессмысленно. Только собственное присутствие или, в крайнем случае, виртуальный обзор могут действительно впечатлить. Фотографии композиций есть в Интернете, но фото не обойдешь со всех сторон, не выберешь лучший ракурс, если захочешь оставить на память в смартфоне.

Областное радио сообщило в новостях о фестивале: «Выявлены победители 11-го Международного фестиваля деревянных скульптур «Лукоморье на Байкале», которое проходило в течение десяти дней в селе Савватеевка Ангарского городского округа. За победу боролись представители разных городов России, также были представители Белоруссии, Китая, Монголии, Турции, Ирана, всего 27 участников. По итогам соревнования первое место заняла работа белорусского мастера «Меж двух огней», на второе место вышли мастера из Монголии с композицией «Свет во тьме», на третьем месте оказался мастер из Ростова-на-Дону с деревянной скульптурой  «Свет и мрак. Противостояние». Скульптуры из ангарской сосны стоят в живописном парке в селе Савватеевка и привлекают большое количество туристов. В настоящее время в «Лукоморье» находятся более трехсот скульптурных композиций».

Некоторые композиции родили в моей душе отклик в виде экспромтов:

У Лукоморья дуба нет,
Зато река - с названьем «Ода»,
Есть минералка на обед,
И прибайкальская погода!

Поймать Пегаса за копыто,
Не значит, что уйти от быта!
Но среди быта – наслажденье,
Когда приходит вдохновенье!

Но как Пегаса удержать,
Он крыльями поет мне оду,
И не переставая ржать,
Стремится выйти на свободу!

Не читайте, лежа, книг,
Будет плохо в один миг,
Сны плохие снятся тоже,
Если с книгой спите, лежа!

Вот сундук, а в нем – богатство.
Надо стукнуть: тук-тук-тук!
В нем – мечты, любовь и братство…
Открывайся же, сундук!

Берегитесь все: дракон!
Раздерет нас всех на части!
Нам неведом их закон:
Подарить всем людям счастье!

13 мая 2024 года, пос. Савватеевка,
фестиваль деревянных скульптур)


Рецензии