Люди, которых нет на карте Ефросинии Капустиной

Сразу скажу: читать неимоверно любопытно, особенно человеку, который про Гватемалу и Никарагуа знает лишь названия и точки на карте. Я не великий путешественник, мне всегда было интересно слушать людей, которые ТАМ побывали. Потому что человек оттуда видел своими глазами то, чего я не видела. И, возможно, никогда не увижу.

«Выбор книжных блогеров» — специальная номинация от Rider; — четвёртый сезон проводится в рамках Литературной премии «Лицей» имени Александра Пушкина для молодых прозаиков и поэтов.

О чём?

Это по сути дневниковые записи – рассказ 26-летней женщины о её волонтёрской работе в проекте Health & Help. Повесть состоит из двух частей: работа в клинике Гватемалы и работа в Никарагуа. Казалось бы, принцип работы там и тут одинаковый: это безвозмездная медицинская помощь местному неимущему населению. Но всё решают люди: обе части по-своему особенны. Потому что и врачи-волонтёры, и местное население в этих странах разные.

Евфросиния фотограф, её задача не лечить людей, а остановить мгновение и увидеть, насколько оно прекрасно или ужасно. И записи позволяют нам понять, что некоторые вещи одновременно прекрасны и ужасны. Да, мы это как бы знаем, но убедиться в этом ещё раз определённо стоит.

Что хорошо?

Хорошо именно это: автор не навязывает нам своё видение, она просто и честно рассказывает о своих впечатлениях, причём старается не оценивать и не судить. И вот этот спокойный и внимательный – фотографический – взгляд наблюдателя даёт нам совершенно удивительное чувство со-присутствия. Мы как будто сами видим этих детей, женщин, стариков, врачей, водителей, случайных попутчиков.

Впечатляет, как много в этих странах нищеты и безграмотности, как рано вступают в половую жизнь девочки, как скоро рожают, какими бесправными и несчастными они кажутся. Это совсем не тот экзотический яркий мир, который нам представляется со стороны. И в то же время здесь есть цветы и звёзды. Жизнелюбие и хорошая привычка – не жаловаться, а видеть хорошее вокруг.

Важно то, что автор рассказывает нам и о мужчинах, об их не менее суровой жизни, когда к 50 годам мужчина ощущает себя уже не в расцвете сил, а на излёте сил.

"Вот уже третий месяц я живу в Никарагуа на побережье Тихого
океана. Слышишь? Шумит...
Пожалуй, если рисовать картинки про этот период — получится
самый контрастный альбом в мире. Там поселится то, что вообще не
приходило мне в голову даже положить одно с другим рядом, а оно вот,
нашло меня одновременно.
Вот я стою в чужой плёночной комнате, вдыхаю запах детской мочи
и прелой фасоли, а вот я стою на вулканическом пляже, вдыхаю запах
франжипани — немного гардениевый, чуть солоноватый и слегка
персиковый.
Вот я ем на ужин пустой рис и запиваю его лаймовой водой, а вот я
сижу на крыше клиники под светом Млечного пути, ем домашнюю пиццу
и запиваю её безалкогольной сангрией... "

О каждом эпизоде своей работы автор пишет коротенькую заметку, не вдаваясь в подробности, не описывая жизнь героя, да и в свою личную жизнь она нас не пускает. Зато этот калейдоскоп непрерывно крутится-вертится и складывается в новые причудливые узоры, позволяя нам оценить и трудности, и радости жизни волонтёра, примерить её на себя и понять: а я бы смогла?

И, конечно, меня порадовало то, что писательница верующая, православная. Приятно, что она и об этом говорит в своей книге.

Что не так?

Язык показался мне сначала суховатым, слишком простым и тусклым, но к концу повествования автор неожиданно раскрылась – последние страницы жизни в Никарагуа написаны уже красочно и даже поэтично. Чего стоит только описание океана! Думаю, что в Гватемальской части во многом ей мешала депрессия, а вот когда отпустило, жизнь окрасилась новыми яркими красками.

"Пока сидим на дне лодки и ждём нового рыбьего захода в сеть, Энджи
свешивается за борт, гладит ладонью море и что-то бормочет под нос.

— Ты что, с морем разговариваешь?
— Нет, с мамой.
— А где она сейчас?
— Здесь, в море. Умерла. Мы мёртвых в море кладём спать."

Минус или нет, не знаю, но мне не хватило личности автора. Даже не так: личной жизни. Она чуть-чуть приоткрывает завесу, когда пишет о том, что ждёт встречи с мужем с некоторой опаской, но всё равно не очень понятно, что побудило её сорваться и поехать на полгода в чужую страну, в чуждую ей среду и почему она не скучает, не разговаривает каждый день со своими, как её коллега Орландо. Мне кажется, что откровенность повести, её документальность требует открытости и в этом. Иначе возникает чувство, что автор что-то не договаривает.

Но это не делает рассказ менее достоверным. Однозначно советую читать.


Рецензии