Под рекой Аси Демишкевич

С удовольствием рекомендую. Это не первый прочитанный роман финалистов премии "Лицей", но первый, который я смело могу рекомендовать.

«Выбор книжных блогеров» — специальная номинация от Rider; — четвёртый сезон проводится в рамках Литературной премии «Лицей» имени Александра Пушкина для молодых прозаиков и поэтов.


О чём?

Всё начинается с того, что у героини умирает отец, и она с неохотой едет на похороны. Она не собирается на них присутствовать. Она не любит своего отца.

Но удивительным образом эта история – не история детской травмы, как кажется сначала. Вернее, не та история, которую мы устали пережёвывать в многочисленных новых романах молодых исполнителей.

Это история неимоверной, невместимой в рамки нормальности и обычности трагедии. Причём вроде бы ничто такого трэша не предвещает. Да, своеобразный отец был. Да, тяжёлое у него детство. Да, не любил зверушек – ну, с кем не бывает.

Однако дочь судит его по всей строгости своих собственных законов. И неожиданно оказывается права.

Что хорошо?

Прекрасный, точный и красивый язык. Вы знаете, что я это особенно люблю. Если уж человек берётся за перо (или садится за клавиатуру), он должен как минимум хорошо владеть словом.

"Утопленники никуда не исчезают даже тогда, когда я взрослею. Они так
долго живут в Дивногорске, что становятся почти обычными людьми: ходят
за хлебом, кормят им уток на Набережной, катаются на горных лыжах со
Слаломной горы, пьют пиво на скамейках во дворах, отводят своих
утопленных детей в школы, – сливаются со всеми остальными, так что и не
отличишь. Они безнадежно застряли здесь, не смогли найти дорогу домой.
Я больше не боюсь их, но вечерами, в сумерках, я чувствую как город
заполняет их тоска, она поднимается вместе с туманом от Енисея, скрывает
горы, движется от Набережной к Комсомольской, от Комсомольской к
Бочкина, от Бочкина к Чкалова, и наконец добирается до моей пятиэтажки.
Тоска заползает через открытые форточки в квартиру, касается меня
множеством холодных влажных и требовательных рук, и я тоже чувствую
себя бездомной, сидя в своем доме в собственной кровати."


Детективная составляющая сделана по-достоевски глубоко и страшно. Готовьтесь к тому, что на вас обрушится лавина, а точнее – поток холодной отрезвляющей енисейской воды. Книга недаром названа "Под рекой". Это и родная деревня отца, затопленная при строительстве ГЭС, и название картины, написанной убитой подругой нашей рассказчицы и героини, и состояние души, наконец. Все фантастические моменты, связанные с "подречностью" прорисованы превосходно.

Наконец, психология. Или даже психиатрия в данном случае. Главы, описывающие психопатологию персонажей, здесь очень хороши. Героиня распутывает чудовищный и неудобный клубок тяжёлого психического расстройства, и нам остаётся только посочувствовать ей в её одиноком пути. Да, к сожалению, советский страх перед карательной психиатрией успешно поддерживается и современными заведениями этого профиля. Редко где сейчас в России существуют больницы, в которых к пациентам относятся с особым участием, как к больным людям, а не к отбросам общества.

И, безусловно, шокирует откровенность героини. Она не щадит и себя, честно рассказывая о своих проблемах, и это добавляет достоверности и уважения.



Что не так?

Поначалу кажется, что это очередная плаксивая история из серии "меня недолюбили", которую успешно развивают барышни, пишущие автофикшн. И после трилогии Оксаны Васякиной, где она делает это с поэтическим блеском и недюжинным талантом, я лично такие истории больше читать не хочу. Хорошо, что я в жюри, поэтому дочитывать надо до конца. И хорошо, что написано качественно. Вот эти моменты заставили меня продолжать чтение. Оказалось, не напрасно.

"Я иду на кухню на голос матери. Она протягивает мне лист бумаги, и я узнаю свой детский рисунок, за который мне когда-то попало. Это было не изображение голых людей и не какая-нибудь обезглавленная женщина с надписью «Моя первая учительница», а обычное семейное древо, которое мы рисовали для урока в третьем классе. Мое дерево, правда, росло не из земли, как у всех, а из под воды Красноярского водохранилища. Над синей поверхностью торчало только четыре ветки – отец, мать и мы с сестрой. Бабушки, дедушки и все родственники отца были скрыты под водой. Особое место под водой занимала бабка отца – Зося, бившая его по лбу ложкой, о чем отец любил рассказывать каждый раз, когда мы садились за стол."


Так что, очень советую и вам читать до конца. Хорошая, настоящая и, безусловно, трагическая книга. Знаю, что автор уже заключила договор с издательством, так что бумажная версия скоро появится. Это радует.

А может, уже читали? Собираетесь?


Рецензии