Еще раз про любовь

Сегодня услышала историю жизни, которая меня потрясла... Поняла, что не могу держать это в себе. Имена и названия кое-какие заменила, факты - реальные.
Лера похоронила маму и собрала нас на поминки... 12 человек тихо и по-доброму вспоминали ее маму Марию, о которой мне до этого понминального обеда было известно только, что ей было 72 года, что она была инвалидом, а недавно сломала руку и последние несколько месяцев практически была обездвижена...
Постепенно, из воспоминаний, сложилась мозаикой для меня эта жизнь, которая поразила и восхитила.
Машу родили и выбросили на помойку. Она просто не была нужна молодой мамочке... Когда новоявленная бабушка, работавшая в колхозном поле, узнала, где ребенок, она принесла малышку домой и положила в цинковый таз "отмокать" от грязи и с надеждой, что девочка захлебнется, а сама снова отправилась в поле. Работать. Девочка не утонула в тазике, но заболела пневмонией, стала слабеть. Её положили под икону, где она пролежала 12 дней без еды и питья. Выжила, но ослабленный организм поразил полиомиэлит. Маша стала инвалидом, ножки отказались ходить...
Большей частью она ползала, раздражая родных. Ее молодая мама благополучно вышла замуж и жила по-соседству. Девочка иногда заползала в их огород, привлекаемая голосами ее братишек-сестричек, беспечно резвившихся у себя, но чаще всего ее, как котенка, буквально за шкирку, выкидывали "домой". В конце концов, закинули в детский дом, где она встала с помощью костылей на слабые ножки, потом окончила школу, а потом даже перееехала в город.
Я не знаю, что творилось в голове девочки, в ее растерзанном сердце, когда ее многажды предавали и бросали, но Мария выросла без злобы к матери, без зависти к своим братьям и сестрам, которые не искали ее вплоть до того, как она получила квартиру в центре Алма-Аты. Именно эти "родственники", не знали, как избавиться от своей уже состарившейся матери, жонглируя ею между четырьмя своими домами в течение многих лет. И, конечно, предложили забрать "мамочку" в город, в двухкомнатную квартиру. Мария была готова! Но была уже Лера. И Лера всё знала. И она, сама уже не ребенок, строго отказала: "За что? Зачем? Нет!" И бабка умерла в каком-то заброшенном сарае у кого-то из своих детей...
Но вернемся к истории Марии, которая (не знаю точно, как и после чего) попала на большое предприятие и стала диспетчером. У нее был очень хороший яркий голос, грамотная и выразительная речь, что позволило ей зазвучать в комбинатовском громкоговорителе из диспетчерской  производственными фразами, типа: "Начальник ОТК, пройдите в третий цех, вас ожидает бригалир 4й бригады!" или "Внимание, дежурный электрик, в экспериментальном цехе замкнуло проводку".
Но главное было не в этом, а в том, что Мария расцвела! Она, тоненькая и пышноволосая, с прекрасным точеным лицом библейской красоты, будто наполнилась жизненной силой и желанием быть нужной, отдавать свою нерастраченную любовь и... быть любимой! Простите за банальность, но этим, конечно, воспользовались. Кавказский джигит и не думал жениться... Уж не знаю, куда смотрели парт/профкомы и комсомольская организация, но, быть может, этот член не принадлежал ни к одной из этих организаций...
Она снова не роптала, не винила, а стала ждать ребенка. 
По воспоминаниям коллеги Марии, они всем коллективом ждали этого ребенка и переживали за то, как молодая женщина-инвалид будет растить его одна... И сейчас, спустя, 41 год, помнит эта коллега день рождения Леры!
Мария стала хорошей заботливой матерью, несмотря на свои больные ноги, сама всё делала дома, готовила, стирала, кормила, убирала и... шила! Этим и подрабатывала потихоньку. А комбинатовские девчонки заказывали ей платьица к свиданиям и походам в кино. Жили в рабочем общежитии, где, хоть и нет условий особых, зато все рядом.
Со временем ей дали квартиру. Хотели дать одну комнату, но помог один знакомый, который похлопотал за двухкомнатную, уж очень ему хотелось, чтобы Мария с дочкой, наконец, зажили нормально.
Мария была веселой и приветливой, работала с удовольствием, обожала прихорашиваться, делать себе локоны на роскошных длинных волосах и по-прежнему шила. На заказ и для себя.
И еще она начала писать стихи. И даже участвовала в каких-то конкурсах, ее стихи нравились читателям. Были и детские сказки, на которых росла уже внучка Марии...  Много позже Мария начала вести страницу в сетях, у нее сотня тысяч подписчиков. Я пока только мечтаю почитать, попросила ссылку на страницу, которая пока закрыта. Лера обещала прислать. 
Кстати, Лера училась в школе не слишком старательно. Да и вела себя не очень примерно, - приключения с ней, конечно, были. Да и как без них - девочки-подростки бывают сложными. Мама Мария просто любила ее, как полюбила позже своего зятя Мишу. А он на поминках назвал ее идеальной тещей. И все последние месяцы кропотливо и заботливо помогал Лере ухаживать за мамой, которой становилось всё труднее...
Лера с Мишей и уже 18-летней дочей Леной - прекрасная семья. Правильная, достойная, добрая и искренняя. И царит в этой семье любовь. Которую в своем сильном сердце пронесла мама Мария, несмотря на огромную испытанную нелюбовь в своем детстве.
Говорят, всё - родом из детства...
Да. Но мне кажется, главное - ЧТО ты с этим делаешь, КАК ты с этим живешь.
Светлая память Марии!
Она любила жизнь и жила по-настоящему талантливо!

22.05.24


Рецензии