День славянской письменности и культуры

Он приурочен ко дню памяти святых равноапостольных братьев
Кирилла и Мефодия – создателей славянской письменности.

История торжества уходит корнями в IX век: именно тогда в стенах монастыря был создан первый славянский алфавит – глаголица.
Стимулом для его создания стала в первую очередь миссионерская деятельность и проповедование христианства. Кирилл и Мефодий создали универсальный и доступный письменный язык, перевели на него основополагающие церковные труды и открыли, таким образом, христианству дорогу на восток.
Полее того, создание славянского алфавита в дальнейшем дало мощный импульс распространению грамотности и развитию славянской культуры в целом.

Кирилл и Мефодий
(Кирилл - светское имя Константин, род. ок. 827 г., умер ок. 869 г., Мефодий - светское имя неизвестно, род. ок. 815 г., умер ок. 885 гг.)

Кирилл и Мефодий - просветители славян, создатели славянской азбуки. Они были братьями, родились и выросли в византийском городе Солунь (совр. Фессалоники), в окрестностях этого города в то время проживало многочисленное славянское население, поэтому уже с детства им был известен один из славянских языков.


Основными источниками изучения деятельности Кирилла и Мефодия служат их жития, которые были написаны учениками уже после смерти братьев. Согласно этим житиям, Мефодий в молодости сделал административно-военную карьеру, был управляющим византийским княжеством со славянским населением. Около 852 года он принял монашеский постриг, позднее стал игуменом. Кирилл уже в юном возрасте проявлял выдающиеся лингвистические способности и тягу к наукам, учился в Константинополе у крупнейших ученых того времени - Льва Грамматика и Фотия (будущего патриарха). После обучения также принял сан священника, преподавал философию, принимал участие в византийском посольстве к арабам. Около 861 года оба брата в составе византийского посольства в Хазарский каганат дважды побывали в Херсонесе, затем были посланы императором Михаилом III в Великую Моравию.


В отличие от других практиковавшихся в ту эпоху способов записи славянской речи славянское письмо Кирилла и Мефодия представляло собой особую законченную систему, созданную с учетом всех специфических особенностей славянского языка. Для текстов переводов ими была создана особая азбука - глаголица. Братья также обучили местных священнослужителей совершать богослужение по-славянски. Этот опыт получил распространение и в соседних населенных славянами землях.

В результате переводческой деятельности Кирилла и Мефодия был создан корпус текстов на славянском языке, который давал представление об основных нормах христианского мира, вместе с тем был создан и литературный язык, способный на столь же высоком уровне, как греческий и латинский, обслуживать все сферы жизни славянского общества.

После смерти Кирилла просветительскую деятельность продолжил Мефодий, а после его смерти последовало изгнание из Великой Моравии учеников обоих братьев. Климент Охридский, Наум, Ангеларий нашли прибежище в соседних странах, прежде всего, в Болгарии, где и была, предположительно, создана кириллица. Через посредство Болгарии кирилло-мефодиевское наследие оказало огромное воздействие на культуру Руси, Сербии, Чехии и Хорватии.

Установленный церковью день памяти Кирилла и Мефодия - 24 мая по новому стилю - отмечается сейчас в России как государственный праздник.


Какой язык был до кириллицы?
Славянская письменность до Кирилла и Мефодия
Глаголица была первой азбукой, которая, возможно, унаследовала смешение символов из славянской дохристианской письменности.Традиционно появление письменности у славян связывают с принятием христианства в 10 веке.

 В «Сказании о письменах», которое в X веке создал болгарский монах Храбр, говорится:
 Прежде ведь славяне не имели букв,
но по чертам и резам читали,
ими же гадали, погаными будучи.
Крестившись, римскими и греческими письменами
пытались писать славянскую речь без устроения.
Но как можно писать хорошо греческими письменами
«Бог», или «зело», или «церковь», или «чаяние»,
или «широта», или «ядь», или «уд», или «юность»,
или «язык», или слова иные, подобные им?
Перевод Виктора Дерягина
Одни специалисты считают упомянутые «черты и резы» лишь примитивной символикой для счета и «гадания». Другие исследователи полагают, что это была разновидность рун, с помощью которых славяне записывали целые тексты.

В наши дни известно чрезвычайно мало документов, упоминающих славянскую письменность до кириллицы. Ученым удалось обнаружить лишь редкие свидетельства иностранных путешественников о письменах славян, ссылки на некие письменные договоры славянских племен с Византией и редкие предметы быта с нерасшифрованными знаками.

Виктор Истрин в работе «1100 лет славянской азбуки» указывал, что на востоке и юге славяне пользовались греческим алфавитом, а на западе — греческим и латинским. Восточные славяне могли заимствовать некоторые руны и еврейские буквы у хазар. Не исключено, что славяне пользовались также элементами грузинского и армянского алфавитов.

Некоторые исследователи считают, что эта «переходная письменность» должна была возникнуть около VIII века, когда формировалась государственность славян.

 Истрин ссылается на жития Кирилла и Мефодия. Согласно им, в 850–60-х годах Кирилл обнаружил в крымском Херсонесе Евангелие и Псалтырь, «писанные русскими буквами». Хотя до официального крещения Руси оставалось еще более 100 лет, многие восточные славяне, бывавшие в Крыму и Византии, принимали христианство «целыми дружинами». Так могли появиться священные тексты на языке русов. Это навело исследователя на мысль, что азбука Кирилла возникла не на пустом месте, а опиралась на опыт самих славян:

О существовании у славян протокирилловского письма свидетельствует и тот чрезвычайно малый срок, который понадобился [Кириллу], согласно его Житию, для разработки упорядоченной славянской азбуки. Такой короткий срок был возможен лишь при условии, что у Кирилла имелись какие-то исходные материалы.
Виктор Истрин. «1100 лет славянской азбуки»


Глаголические буквы похожи на некоторые буквы византийского (минускульного), древнееврейского и коптского алфавитов. Ряд глаголических букв не обнаруживает видимого сходства ни с одной из известных нам азбук, возможно, в основе глаголицы лежат знаки какой-то исчезнувшей письменности. Большинство ученых придерживается той точки зрения, что глаголица является первым алфавитом, который был создан Кириллом для славян. В пользу того, что глаголица являлась искусственно созданным алфавитом для миссионерской христианской деятельности, говорит тот факт, что первая буква глаголицы имеет форму креста — главного символа христианской религии.


Рецензии