Говорим и пишем правильно-113

КОЛОДЕЦ И КОЛОННА
Колодец был нами отрыт,
Все семьи водой напоит.
*
Колонна медленно ползла,
Добравшись всё же до угла.

ПОЯСНЕНИЕ:
Эти слова сейчас являются словарными, однако, происходят они от древнего корня «кол», что значит «круг», «обод». Поэтому нельзя писать «кАлодец» и «кАлонна»!

КАВЫЧКИ ИЛИ КОВЫЧКИ
Те слова, что ты сказал,
Я уже в кавычки взял.

ПОЯСНЕНИЕ:
Слово пишется с первой гласной «А» - «кавычки». Это современная норма. В старину писали с первой гласной «О», что позволяло увидеть связь слова с родственными «оковы», «ковать» (буквально - «изгибать железо»). Старинное «ковыка», от которого родилось современное «кавычка», - изогнутый знак в форме крючка.

МОРОЖЕНОЕ И МОРОЖЕННОЕ
Мороженое освежает,
Хотя и слишком быстро тает.
*
Мороженое мясо я кладу,
Согреть желая, на сковороду.
*
Мясо, мороженное за окном,
Мы занесли, чтоб согреть его, в дом.

ПОЯСНЕНИЕ:
Всё зависит от смысла слова. Если слово — признак предмета и при этом имеет зависимое слово: «мороженное (где?) в холодильнике мясо», то в этом случае слово будет писаться с двумя «Н». Но если имеется в виду сладкое лакомство (существительное) или признак, не имеющий зависимого слова: «мороженое мясо», то слово будет писаться с одной «Н».

МЕШАТЬ ИЛИ МИШАТЬ
Разговору не стал я мешать,
Хотя многое мог им сказать.

ПОЯСНЕНИЕ:
В русском языке для проверки сомнительных гласных и согласных необходимо подобрать такое проверочное слово, в котором эти безударные гласные смогут занять ударную позицию, а сомнительные согласные будут звучать более отчётливо. Для слова «мешать» проверочным словом будет «замЕшивать», где ударение стоит на букве «Е».

КОРИДОР
Вышел Петя в коридор
И молоть стал всякий вздор.

ПОЯСНЕНИЕ:
«Коридор» - словарное слово. Для его запоминания можно вспомнить «ОРИ» - «острую респираторную инфекцию»!

УЧИТЕЛЯ ИЛИ УЧИТЕЛИ
Все учителя на выпускном,
О плохих оценках забывая,
Говорят с улыбкой и добром,
Только о хорошем вспоминая.
*
Учители нас наставляли
И только добра нам желали.

ПОЯСНЕНИЕ:
Учитель — это преподаватель школы, который учит детей, передавая им знания по своему учебному предмету. В этом значении слово «учитель» образует форму множественного числа «учителя» с ударным окончанием «-я».
Слово «учитель» образует форму множественного числа «учители» с безударным окончанием «-и», если обозначает главу учения, имеющего своих последователей, авторитетного человека, наставника, пропагандирующего свои взгляды в какой-либо области.

ВЫПИТЬ ЧАЯ ИЛИ ВЫПИТЬ ЧАЮ
Вышла дева молодая,
Предложила выпить чая.
*
Давайте-ка лучше чайку мы попьём,
Слегка перекусим, потом отдохнём.

ПОЯСНЕНИЕ:
Выражение «выпить чая» является общеупотребительным в современном русском языке. Сочетание «выпить чаю» принадлежит разговорной устной речи. Если в слово добавляется суффикс «-к-», то употребляется окончание «-у/-ю»: «Хочется попить чайку».

ГОДА ИЛИ ГОДЫ
Это случилось всё в годы войны:
Были убиты у Марьи сыны.
*
Это следы девяностых годов:
Много наделали власти делов!
*
Как вода, летят года,
А душа-то молода!

ПОЯСНЕНИЕ:
Форма множественного числа существительного «годы» сочетается с другими словами в родительном падеже и обозначает какой-то этап жизни, временной период какого-либо события, не связанный с конкретными датами: годы жизни, в годы войны.
В сочетании с порядковыми числительными формы слова «годы» и «годов» употребляются для обозначения десятилетия: в пятидесятые годы, немое кино двадцатых годов.
Форма множественного числа существительного «года» с ударным окончанием «-а» используется реже. Она употребляется, когда речь идет о возрасте человека в обобщенном смысле или о течении лет жизни. С точки зрения стилистики эта форма слова характерна для разговорной или поэтической речи.

ОБЕЗБОЛИВАЮЩЕЕ ИЛИ ОБЕЗБАЛИВАЮЩЕЕ
Обезболивающее принимаю
И уже ничуть от боли не страдаю.

ПОЯСНЕНИЕ:
Орфографический словарь даёт однозначную рекомендацию писать и говорить «обезболивающее», что понятно – слово-то происходит от существительного «боль», а не «баль».

КРЁСНЫЙ ИЛИ КРЁСТНЫЙ
Мы долго ждали. Наконец,
Явился крёстный мой отец.

ПОЯСНЕНИЕ:
«Крёстный» — существительное, пишется через букву «т», образовано от слова «крест» (крестить). Используется как самостоятельное слово или в паре «крёстный отец» — участвующий в обряде крещения кого-нибудь в роли восприемника. Произносится через букву «ё».

-----
Антонина Дунаева Рябова: http://stihi.ru/avtor/avdunaeva

Я уже не молодая,
Так бегут, спешат года!
Выпью-ка сначала чая,
А потом бегом сюда -
На урок по русскому,
Подан так искусно он!
Наш учитель, просто душка,
Вся работа, как игрушка! -
Нас примерами сражает,
Знаниями заряжает...
Тут я, кстати, признаЮсь -
Очень русского боюсь!
Потяну ли на "хорошо",
Не испортить, чтоб лицо!?


Рецензии
Для кого-то познавательно, а для всех интересно и необходимо знать все эти нюансы. Да и не нами придумано, Иван: "повторенье - мать ученья"! ...Замечательно!

Людмила Иконникова   23.05.2024 02:45     Заявить о нарушении
Спасибо на добром слове, Людочка!
Хорошего и плодотворного четверга!
С сердечным теплом и доброй улыбкой!

Иван Есаулков   23.05.2024 10:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.