По конкурсу - Человек

http://stihi.ru/2024/04/21/1340 - Конкурсная страница
http://stihi.ru/2024/05/19/5816 - Итоги конкурса

«Человек - это общественное существо, обладающее разумом и сознанием, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Биологически человек относится к виду «Человек разумный», который возник на Земле в результате длительного эволюционного процесса - антропогенеза». Такое определение  дает нам научный словарь. Но мне кажется, что оно не исчерпывает это понятие. Что есть то главное, что отличает человека от животных? Каков человек? Для чего он пришел в наш мир? На что он способен, как поступает в неожиданных для него обстоятельствах и что он делает здесь, на Земле? В каких поступках проявляется его истинная сущность и в чем его предназначение? Есть ли оно у человека?

Для конкурса «Человек» требовались стихи с размышлениями на все эти философские темы. Все поэтические рассказы о человеке и его сущности так же оказались  интересными для разбора способов раскрытия данной темы, в которой поучаствовало 50 авторов Стихи.Ру. Заданное число заявок набралось всего за две недели,  видимо, тема конкурса вызвала интерес.

Прежде чем рассматривать отобранные членами жюри стихи, я попробую сама поразмышлять о том, что такое человек и в чем его главное отличие от животного мира. Православие отвечает на этот вопрос очень четко: животные - это существа, которые сотворены Творцом - твари земные, а человек - это сущность, созданная Творцом по своему подобию, то есть, он есть нечто отличное от земных тварей, хотя и похожее на них. Ведь по всем внешним приметам - потребностям его физического тела, человек - такое же млекопитающее существо, как и его животные сородичи: он смертен, нуждается в пище, воде и воздухе, его поведение обусловлено инстинктами удовлетворения голода, продолжения рода и самосохранения. Просто возможности для этого у человека и животных разные! Например, любое животное способно выжить в мире природы в том виде, в каком оно рождено, а человек - нет. Для выживания он создает себе искусственный мир, чтобы защитить себя от холода или зноя, он создает себе одежду и специальные приспособления для строительства жилища, а чтобы быть сытым - изобретает орудия для охоты на других животных или инструменты для посадки и выращивания съедобных растений. Имея те же основные потребности, человек сознательно изменяет мир, в котором он рожден, а животные всего лишь приспосабливается к тому, что уже есть в их природной среде. 
 
Так может быть, всё дело в том, что человек умнее животных за счет наличия у него более развитого мозга? То есть, различие между человеком и животными только в качестве его природных инструментов - возможностей для выживания и продолжения рода? Оказывается, что это не так. Как ни странно, но только человек способен делать то (причем, охотно!), что ни одно животное никогда делать не станет. Животные, реализовав свои насущные биологические потребности, будут просто отдыхать - бездействовать. Даже их игры, как правило, присущи только детенышам - они тоже физиологичны, это просто обучение малышей выживанию в достаточно агрессивной к ним природе. А что делает человек, когда он сыт и удовлетворен физически, когда имеет  жилище и одежду, защищающие его от мира? Он. начинает... заниматься творчеством!!!! Человек украшает свое жилище, он изобретает письменность и язык, причем, не только для прагматических нужд выживания, а для того, чтобы иметь возможность передать другим свои личные размышления об устройстве мира, описать его красоту и потом приумножать её на свой собственный вкус! Человек создает разные устройства, иногда не столько полезные, сколько  красивые, он постоянно экспериментирует, изучает, что-то придумывает. Он вечно конфликтует с ближними, причем, бьется не только  за материальное, как это делают животные, но за с точки зрения животных совершенно бессмысленное - за торжество своих идей или верований - того, что к сохранению физического тела не имеет никакого отношения! У человека, по сравнению с животными, всегда есть избыток энергии, который он расходует на нечто, что находится не в материи, а лежит в мире духа - на творчество. Творчество - это и есть то общее, что сближает нас с Творцом. Человек не только способен творить, но и хочет этого, не всегда это сознавая. Только человек, например, способен рисовать то, что он видит, или описывать словами то, что он понял или узнал: ни одно высокоразвитое животное в этих занятиях никогда замечены не были. В лучшем случае, животное можно выдрессировать, выработав в нем рефлексы, которые стимулируются материальными поощрениями. А человек сам охотно вовлекается в творческие процессы не пользы ради, а ДЛЯ ДУШИ. То, есть, судя по всему, он имеет не только тело, но и душу...

А еще человек в сравнении с животными очень противоречив и непредсказуем. Его поступки часто не только не поддерживают его способность сохранять свою жизнь - защищаться, но даже противоречат этому - убивают его. Для человека есть многое, что для него важнее его самого и даже его потомства. Вот об этих парадоксальных и удивительных качествах человека участники нашего конкурса и написали свои стихи. Читать их мне было очень интересно. И хотя отбирать в свой шорт лист мы, судьи, имеем право только тогда, когда они написаны без грубых ошибок исполнения, но в этой статье я поделюсь с вами всеми наиболее  интересными для меня мыслями авторов стихов о сути человека. Очень противоречивой, удивительной творческой человеческой сути, всегда несовершенной, грешной, ошибающейся, но осознающей себя и стремящейся к подобию с Тем, Кто ее сотворил.


2. В ОКЕАНЕ ОБЫДЕННЫХ ДНЕЙ. ОЛЬГА БУРЫГИНА

Мы вступаем на жизненный путь,
Беспредельно наивно открытые,
Познаем всю насущную суть
Лишь с годами, порой сильно битые.

Через бурные реки невзгод
Вброд бредём, невзирая на трудности,
Достигаем вершин и высот,
Где врачуем обиды от грубости.

В океане обыденных дней
Островками оазисы счастия,
Мы встречаем любимых, друзей,
Верим в дружбу, любовь, соучастие.

Но приходит сознанье:  мираж,
Тот, что мы принимали за истину,
Откровения наши подчас
Гонит ветер по свету. Расхристана

Оказалась любовь. Путь тернист,
Боль и слёзы, ухабы да рытвины,
Но слетает к ногам чистый лист –
И начало воскреснет молитвами.               

Стихи написаны к эпиграфу из «Войны и мира» Л.Н. Толстого «Пока есть жизнь, есть и счастье». Это немного другая тема, но и в этих стихах есть попытка разглядеть суть  человека:  «Познаем всю насущную суть лишь с годами, порой сильно битые». Там не случайно употреблено определение «насущная» (имеющая жизненное значение), стихи именно этой стороне и посвящены, они изображают «тернистый» путь человека как череду удач и горестей: «Через бурные реки невзгод вброд бредём, невзирая на трудности, достигаем вершин и высот...».  При этом он живет в миражах: «приходит сознанье: мираж, тот, что мы принимали за истину». В стихах нет ничего о предназначении человека, о целях его бытия - просто показан круговорот поиска счастья, которое «есть, пока есть жизнь». Концовка показалась мне плохо выстроенной, хотя и понятной, я бы над главной мыслью стихотворения - ее формулировкой - еще поработала. Не хороши и отдельные рифмы: мираж-подчас, счастие-соучастие. Последняя пара - и однокоренные (что есть признак дилетанта) , и по смыслу оба этих слова не хороши: первое по стилю, второе по значению.


6. ПЕРЕЖИВАНИЯ. АЛЕКСАНДР САВОСТЬЯНОВ 

Болезнь – это признак того, что мы живы,
Друг друга порой не любя.
Взаимную зависть  лелея ревниво,
Здоровья лишаем мы сами себя.

Болезнь – это признак того, что мы живы…
Конфликты… Истерики… Мат…
Инфаркты, артриты – разит негативом
Плачевный внутри результат.

Болезнь – это признак того, что мы живы…
И вновь из себя выходя,
С большою обидой на мир суетливый,
Вконец добиваем себя…

Болезнь – это признак того, что мы живы…
И надо бы что-то менять…
От боли в груди  изнывая тоскливо,
Не хочет никто умирать.

Болезнь – это признак того, что мы живы...
Страдания – тяжкий наш грех.
Как звёзды на небе мигают красиво.
…И радостный слышится  смех.

Изюминка этих стихов - мудрый рефрен: «Болезнь – это признак того, что мы живы..», который можно понимать шире: трудность - это то, что дает нам развитие. А человек только им противится и страдает, а по мнению автора «Страдания – тяжкий наш грех». Неожиданная мысль, с которой можно поспорить. Здесь тоже нет ничего о миссии человека, о его особой цели, просто идет рассказ о порочной любви человека жаловаться: «С большою обидой на мир суетливый, вконец добиваем себя…». Кстати, совершенно не характерной для животных - они живут только в настоящем и радуются тому, что удалось.


7. ЧЕЛОВЕК. ДМИТРИЙ МАЛЬЯНЦ   

Родился, жил, любил, жалел
Бескрылых птиц, котов бесхвостых,
Варил клубничное желе,
Смотрел на гаснущие звёзды,

Ловил сачком блестящих рыб,
Таскал девчонок ночью в спальню,
Был на войне и там погиб,
Воскрес, пришёл домой с медалью.

Он страшно пил, потом бросал,
Ныл под ключицей ромбик стали,
Он различал по голосам
Ветра, что ночью прилетали.

Вишнёвый сад, скрипящий дом,
Битлов портреты в коридоре
И за окном трудяга Дон
Как змей всё полз куда-то к морю.

Он слышал дождь, метели вой,
Купил на кухню синий чайник,
С ним подружился домовой,
Вот так и Рождество встречали.

И шли дожди, и падал снег,
Он жил не лучше и не хуже,
Обычный в общем человек,
Хороший, светлый, неуклюжий.

Состарился, на лавку лёг,
Закрыл глаза и тихо умер,
И где - то улыбнулся Бог,
Который  жизнь ему придумал.

Хорошая техника стихосложения, богатый и выразительный язык. Есть интересные фразы - наблюдения сути человека: «И шли дожди, и падал снег, он жил не лучше и не хуже, обычный в общем человек, хороший, светлый, неуклюжий». Большинство людей считает именно такую жизнь естественной и правильной - просто жить, чтобы жить, а потом «состариться и тихо умереть». Но прав ли данный персонаж, которому Творцом дано  много больше, чем то, к чему человек стремится, и оно в персонаже стихов было, если он  помимо насущного еще и «смотрел на гаснущие звёзды», «различал по голосам ветра, что ночью прилетал», а значит совсем не случайно, что он  «был на войне и там погиб, воскрес, пришёл домой с медалью»?


9. КТО? АНАТОЛИЙ МИЛЮТИН 2 

Кто-то  злой, коварный
Дико "пошутил" :
В  тело  зверя  душу
Взял  и  поместил...

И  взорвались  страсти
В  зверском  теле... В  тир -
Ядерный , ужасный -
Превратился  мир.

Стихи - недописанный этюд, но интересная мысль в них есть: весьма своеобразное  понимание и несколько кощунственный пересказ библейского сюжета о сотворении человека: «в тело зверя душу взял и поместил». И от этого смещения начал получилось не божье подобие, способное к творчеству, а нечто кошмарное для мира: «В  тир - ядерный , ужасный - превратился  мир». По своему интересная точка зрения. Я очень уважаю все стихи, где есть хотя бы какая-то авторская точка зрения!


11. НЕ ПРОЩАЕШЬ. ДАРЬЯ УЛЬЯНЧЕНКО 

Беззвёздной полночью снова сидишь без сна,
итожишь прошлое, с кредитом дебет сводишь.
В душе ежом колючим ворочается вина,
неубиваемая, как вирус, живучая эта сволочь.

Давно прегрешенья твои добрый Бог простил -
ему с высоты видней, кто правее, а кто виновней,
велел: «Сквозь сотни бед травинкою прорасти,
зажги рассвет июлевый свечкою в изголовье».

А ты опять ежа убеждаешь, что жизнь - игра,
то милует грешных, то праведных бьёт нещадно.
...Светлеет восток, настольную лампу гасить пора.
Бог-то простил, но вот сама себя - не прощаешь.

Замечательные стихи! Поэтическими средствами описана главная суть человека - наличие в нем совести, которая в «душе ежом колючим ворочается», «неубиваемая, как вирус, живучая», заставляя человека  чувствовать свою вину перед Творцом, несмотря на то, что «Бог-то простил, но вот сама себя - не прощаешь». А  это и есть самое человеческое качество, которого напрочь нет в мире тварей, коим  Творцом не было наказано «Сквозь сотни бед травинкою прорасти» и  зажечь «рассвет июлевый свечкою в изголовье».


13. СРЕДИ СЮЖЕТОВ ПЕРЕМЕНЧИВЫХ. ИННА ЗАСЛАВСКАЯ
 
Среди сюжетов переменчивых,
Разноязыкой глухоты
В метро увиделась мне женщина
С лицом музейной красоты.

Она сидела на скамеечке
С гитарой-сверстницей в руках,
На плечи, хрупкие по-девичьи,
Наброшен был цветастый прах.

В глазах,  нуждою обрисованных,
Не стыли слёзы напоказ,
И, никому не адресованный,
Звучал томительный романс.

А голос - дребезги хрустальные –
Был выше хворей и сует,
И стыдной плошки, где печальная
Застыла пригоршня монет.

Отгородясь от унижения,
Поверх голов стремился взгляд,
И пальцев сухоньких движения
Не попадали пенью в лад.

Нет-нет, не ради подаяния
(Не проживёшь на те гроши) –
Романс звучал  как  оправдание
Изголодавшейся души!

Но в отстраненной той певучести
Упрека не было толпе,
А только вызов смертной участи
И дань изведанной судьбе.

Красиво написано, выразительно, языком поэзии. Казалось бы - зарисовка в пути, рассказ в стихах, но выбор стихотворения сделан автором правильно. Только человеку свойственно «не ради подаяния (Не проживёшь на те гроши)» с помощью творческого процесса делать «вызов смертной участи» и отдавать «дань изведанной судьбе». Пение романса в переходе метро звучало «как к оправдание изголодавшейся души» и «голос - дребезги хрустальные – был выше хворей и сует!»


14. ГРАБЛИ. ДЭН МАРТИН

Жизнь полна своих колючек,
Жизнь полна своих колечек –
Вот по кругу ходит-глючит
Очень тонкий человечек.
Очень тонкий человечек
Наступающий на грабли
Ходит-верит сгорбив плечи
В чудодейство – Крибле-крабле...
Бумс ... На лбу синеет шишка,
Слёзы льются на дорогу.

Очень тонкий человечек
Обижается на Бога.
На соседок-непоседок,
На прохожих-непохожих,
На щетину острых веток,
Больно хлещущих по коже.

Очень тонкий человечек
Забирается в квартиру,
Сварит кашицу из гречки,
Выпьет жижицу кефира.
И уснёт простив обиды,
И во сне слагает строчки;
Про испанскую корриду,
Одиссеев-одиночек,
Про богов и фараонов,
Про кентавров и сатиров,
А потом проснётся дома
В шелушащейся квартире...

Выпьет кофе повторяя
Словно мантру – Крибле-крабле...
И опять в подъезд ныряя,
Нарывается на грабли.

У этих стихов есть свое лицо, здесь интересные, точно подобранные по звучанию рифмы, которые не мешают передаче содержания - отличная работа! По содержанию - описан человек - «очень тонкий человечек, наступающий на грабли, ходит - верит, сгорбив плечи, в чудодейство». Автор многими запятыми при записи пренебрег, а зря - это портит впечатление о хороших стихах, тем более, если они сознательно поданы на конкурс! Автор по отношению к своему персонажу и его быту постоянно употребляет уменьшительные суффиксы («сварит кашицу, выпьет жижицу»), но это не мешает ему замечать главное в нем - «уснёт, простив обиды, и во сне слагает строчки про испанскую корриду, одиссеев-одиночек, про богов и фараонов, про кентавров и сатиров». Каким бы жалким ни был быт земного человека, он все равно велик своей способностью мыслить и творить образы, он готов опять «нарываться на грабли», но при этом быть человеком, а не тварью.


15.  ДВАДЦАТЬ ГРАММ. ЛЕННА ЖУК 

А ты, я смотрю, всё худеешь,
и куришь одну за одной,
без сна и без пищи болеешь,
болеешь на пару со мной,
юлой, принимаясь метаться
и резко пружинишь в ребро,
мешая мне грязно продаться,
за золото и серебро.

А я продолжаю с напором,
достойным полсотни вояк,
тебя предлагать мародёрам,
в обмен на блестящий пустяк….

А ты, я смотрю, не сдаёшься,
твоя эфемерность – обман.
То плачешь во мне, то смеёшься,
то мокнешь десятками ран
от лезвий калёных кинжалов,
но стойко не дрогнешь и тут.
Я дерзко считаю, что мало,
ты стонешь: «довольно, мой Брут….»

Тебя не храню безрассудно,
от плёток несчастной любви,
порой, обнажая прилюдно,
интимные тайны твои.
А я бесшабашна, хоть тресни!
И тянется вновь тетива.
Прислушаюсь чутко: на месте, -
шевелишься, значит – жива.

Прости меня, слышишь? Покаюсь,
коль совесть моя не чиста.
Ты видишь, я тщетно пытаюсь,
писать с чистового листа
элегию жизни. На коже –
отметины злых эпиграмм.
Ведь нет на планете дороже,
во мне двадцати твоих грамм*.

*Несмотря на то, что эксперимент Макдугалла был отвергнут научным сообществом, он популяризировал идею о том, что душа имеет вес, а именно, что она весит 20 грамм.

Одно из лучших по содержанию стихов. Подозреваю, что некоторые судьи просто не поняли, о каких 20 граммах здесь идет речь и потому не отобрали стихи. Здесь в статье я внесла за автора необходимое пояснение - ссылку на 20 грамм: речь идет о душе! Очень нравится композиция: сюжет построен на мысленном диалоге персонажа со своей душой, обозначенной в тексте метафорой - «Двадцатью граммами»! Нравится искренность, честность отношения к себе, далеко не совершенной. «А я продолжаю с напором, достойным полсотни вояк, тебя предлагать мародёрам в обмен на блестящий пустяк...» А душа продолжает верить в человека, во все лучшее в нем: «А ты, я смотрю, не сдаёшься, твоя эфемерность – обман. То плачешь во мне, то смеёшься, то мокнешь десятками ран от лезвий калёных кинжалов, но стойко не дрогнешь и тут». Стихи эти - точно в тему конкурса, они о том, что человек - это прежде всего его душа, а не только тело. И душа - это подобие Того, кто ее сотворил. Замечательная концовка: «Ведь нет на планете дороже, во мне двадцати твоих грамм». Жаль, что судьи недооценили...


16. Я ПРИШЁЛ В ЭТОТ МИР. СОФЬЯ БОРДАКОВА 
 
Я пришёл в этот мир, чтоб увидеть янтарное Солнце
И горячей звезды обнимая злаченую медь,
Зачерпнув облаков из бездонного неба-колодца,
Не ползти, а лететь высоко, не ползти, а лететь...

Я пришёл в этот мир, чтоб увидеть бескрайнее море
И постигнув его безгранично глубинную суть,
Оттолкнувшись от дна, дрейфовать в океанском просторе,
Дрейфовать на воде или плыть, но никак не тонуть.

Я пришёл в этот мир, чтоб услышать напевы метели,
Птичью сагу о лете, где жизни сопутствует смерть.
И сложить эти звуки  в едином аккордовом теле,
Чтоб не плакать надрывно, а петь, чтоб не плакать, а петь.

И ногой оттолкнув от себя, словно ржавую гирю,
Всё плохое, что может случиться лишь в карточном сне,
Я бы думать хотел о любви, о друзьях, и о мире,
Я бы думал о мире, а не о проклятой войне.

Я пришёл в этот мир, чтобы видеть счастливые лица
И сложить из видений единственно верный ответ.
И хочу умереть не от пули в глазастой бойнице,
А как мирный влюблённый поэт и простой человек.

Стихи написаны красиво - образным языком высокой поэзии. Они совсем ничего не говорят ни о предназначении человека, ни о его долге, они больше о том, что человеку хотелось бы видеть в окружающем его мире, каким мир (а не сам человек!) должен быть в идеале. «Я пришёл в этот мир, чтоб... не плакать надрывно, а петь», .чтоб «дрейфовать на воде или плыть, но никак не тонуть», чтобы думать «о любви, о друзьях, и о мире». Мне нравится прием рефрена, завершающего каждого строфу - стихи выстроены очень красиво, мелодично. Что касается их темы - это лирика о наших общечеловеческих предсказуемых  «хотелках», а мне бы хотелось - умной философской поэзии...


17. СТАРЫЙ МГИМОТО. АНДРИС САЙНИО

Старый МгимОто идет по тропе один.
Старый Мгимото уверенно держит лук.
В хижины вредных МурАви вползает дым.
Пламя лесного пожара сжимает круг.

Он не напрасно молился своим богам.
Боги погубят никчемных его врагов.
Даже не тронут пожаром родной вигвам –
Это – любви подтвержденье к нему богов.

Участи лучшей достоин его народ
Ибо усердно приносит богам дары.
Племя Мгимото отныне себе вернет
Дичью богатые склоны Учук-горы.

Крики Мурави заполнили древний лес,
Не всколыхнув ни песчинки его души:
«Пусть  изведутся на месяц пути окрест
сами Мурави, их жены и малыши».

Быстрым течением свёрток влечёт ручей –
Чадо Мурави теченьем несет в ветвях.
Надо Мгимото настичь малыша скорей –
Он – хоть и малый, но, всё-таки, тоже враг.

Ловко цепляет Мгимото копьем его.
Руки Мгимото поднять малыша спешат
И прижимают к груди словно своего
Сына, что боги забрали семь лет назад.

Прекрасное решение темы в форме философского рассказа, чем-то напомнившего мне библейскую историю об еврейском мальчике Моисее, которого египтяне нашли в корзине, плывущей по реке, и воспитали как своего сына. В стихах дан эпизод из жизни Мгимото -представителя дикого племени, у которого много врагов, угрожающих его сородичам и коих он желает уничтожить в отместку за гибель своего сына. «Пусть  изведутся на месяц пути окрест сами Мурави, их жены и малыши». Но, увидев плывущий по реке сверток с ребенком, который «хоть и малый, но, всё-таки, тоже враг», Мгимото вдруг нелогично меняет свое намерение и поступает очень по человечески - спасает ребенка. Отличная иллюстрация отличия поведения человека от поведения животного.


21. СПАСАЙТЕСЬ, БРАТЬЯ! ГЕННАДИЙ КРЫКСИН   

Земли хозяева, соль Творенья...,
Творца предавшие, тьмой ведомы,
распродаём самый свет Спасенья!..
А без Него, братья, где мы..., кто мы?..

Шальные догмы взметнули в небо
чертополохом, слепящей модой…,
бесплодным буйством взрастили небыль,
чертополошьей пьяны свободой…

Земля в железе, весна раздета,
цветенье жизни сдирает ветер!..
Штампуют бесы штыки и клети.
Легко и просто…, но как же дети…

Переполохом, штыками злобы
и пьяным ветром вся жизнь раздета!..
А в раны гибель несут микробы.
Детей спасайте, пока есть дети!..

Не верьте, братья, безбожной вере
в случайность жизни, в конечность смерти!..
Не отдавайте детей химере,
пустившей корни на этом свете!..

Печать и сети в войсках химеры
штампуют выверты круговерти!..
Но без Креста невозможна Вера.
А без Христа правды нет на свете.

Пути трудны из чертополоха...
А без пути, так и есть – беспутство!..
Сын Божий всем подарил дорогу -
Любовь и Верность, ни с чем не спутать!..

Нам не уйти от духовной брани.
Крест бросим – станет вся жизнь химерой.
Так Воскресеньем спасемся, братья!
И дети с нами спасутся Верой!..

Что такое человек, автор говорит нам с первых строк стихотворения, причем, исчерпывающе. «Земли хозяева, соль творенья, Творца предавшие, тьмой ведомы». Возможно, библейский подход к определению не всем по душе, но если мы умеем наблюдать и размышлять, то согласимся с тем, что человек - «соль творения», а его обязанность в сотворенном для него мире - владеть и заботиться о нем, оберегать и приумножать полученный им на время дар. («Наполняйте землю, обладайте ею и владычествуйте над рыбами морскими и птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. Быт.1-28». Но владеть - не значит царствовать: «Вы пришельцы и поселенцы у Меня. Лев.23-25». Содержание стихов составляет призыв автора к человеку соответствовать возложенной на него миссии, беречь детей от опасных заблуждений: «Не отдавайте детей химере, пустившей корни на этом свете!».Потому что «Нам не уйти от духовной брани. Крест бросим – станет вся жизнь химерой». Интересные стихи с ясно и четко выраженной авторской позицией. Я бы только избавилась от множества избыточных многоточий в записи.
 

24. ЗАВЕТНАЯ МЕЧТА. МАРИНА БЫСТРОВА-ДОКС
 
Господи! Как я мечтаю о капельке счастья!
Взять и стряхнуть с себя скучную эту рутину!
Стирка, уборка, работа, потом - магазины,
Разве что, Золушке бедной сегодня под стать я.

Господи! Как я устала. Хочу за границу.
В отпуск, в круиз, на Мальдивы, ну, хоть на Канары!
Или махнуть на недельку бы в Карловы Вары,
Если, конечно, там водятся Синие Птицы.

Вместо Лазурного Берега – мама в больнице.
Там я ночую, свернувшись в ободранном кресле.
Господи! Стану я самой счастливою, если
Завтра поможешь мне с мамой домой возвратиться.

К стирке, уборке, готовке, заботам, кастрюлям,
Я не хочу на Мальдивы и к чёрту Канары!
Мама была бы здорова – вот это подарок!
Кресло забрали. Ну, что ж, прикорну и на стуле...

Еще один рассказ в стихах, иллюстрирующий особенности поведения человека. Человек не знает себя, не представляя, как он поведет себя в неожидаемых и экстремальных ситуациях и что именно станет для него самым желанным. Он противоречив и непредсказуем, но человечен - в трудных ситуациях чаще всего проявляется его лучшая сторона - жертвенная и любящая. Мне понравились эти стихи и по содержанию, и по исполнению.


26. БЛАГОСЛОВЕННА ЖИЗНЬ. ТАТЬЯНА КОМАРНИЦКАЯ

Весь путь наш от пелёнок до седин -
Любовь и счастье, горе и страданье -
Пылинка лишь на чаше мирозданья.
Жизнь человека - только миг один.

Зачем живу? Зачем пришла на свет?
Что ждёт за непроглядной пеленою?
Стоят вопросы вечные стеною, -
Я для себя нашла на них ответ.

Я в мир пришла дарить любовь свою,
Творить и созидать покой и счастье,
Растить детей, рассеивать ненастье
И воспевать всё то, что я люблю.

Вдохнуть в себя все запахи земли,
Вобрать все звуки, насладиться ими,
Впитать все соки, нервами своими
Срастись с мечтой, мерцающей вдали.

Бежать и падать, чтобы встать опять.
Болеть, и плакать, и не спать ночами,
Но даже в самой сумрачной печали
Надеяться, и веровать, и ждать.

Я верю в жизнь, в которой ждёт меня
Всевышний за крутым порогом смерти.
Но, сколько здесь страданий ни отмерьте,
Я б не хотела вычеркнуть ни дня.

Земная жизнь есть подготовка к той,
Небесной, несказанной, бесконечной.
Благословенна жизнь Творцом Предвечным,
Она Его великий дар святой!

В этих стихах - написанных хорошим языком, больше всего понравилась их концовка - там есть философское осмысление темы: «Земная жизнь есть подготовка к той, Небесной, несказанной, бесконечной». Или это: «сколько здесь страданий ни отмерьте, я б не хотела вычеркнуть ни дня». Все остальное - правильно, но достаточно тривиально: мы все это прекрасно знаем, часто повторяем и убеждены, что так и должно быть, но человек сложнее того, что в нем ДОЛЖНО БЫТЬ. В нем изначально заложено слишком много энергии и возможностей, причем, с разным знаком, поэтому он вечно грешит и ошибается, удивляет самого себя своими поступками - он всегда творец и искатель своих особых путей и смыслов (в отличие от животных, которые всегда правы в своем поведении и страстях). Стихи хорошие, правильные, но меня они не удивили.


29. Я БЕГУ ПО ЗЕМЛЕ. ЕВГЕНИЙ АКСЕЛЬРОД 

Я бегу по земле, как безусый мальчишка,
Хоть четвёртый десяток уже завершён,  -
Несолидный, в себе не уверенный слишком,
Простотой и наивностью детской смешон.
   
Я бегу, так как чинно ходить не умею,
Я спешу, хоть порою не знаю, куда;
Правда, медленней я, по Эйнштейну, старею,
Но умнею ведь медленней - вот в чём беда.

Привлекает меня приключенье любое,
Часто разум пасует под натиском чувств:
То в шальную игру погружусь с головою,
То к друзьям на попойку средь ночи помчусь.   

Стать серьёзным и важным мне не удаётся,
Шляпа, галстук - всё это совсем не по мне,
Я хожу, в чём попало, и ем, что придётся,
И мультфильмы люблю, и летаю во сне.

Из меня бы не вышел ни шеф, ни начальник  -
Мало твёрдости, властности, стали в лице,
То не в меру шутник, то не к месту молчальник,
Не хочу знать в начале, что будет в конце.

К справедливости высшей стремлюсь, как ребёнок,
Не терплю лицемерья и фальши во всём,
В отношеньях с людьми не особенно тонок,
Не ношу в дождь галош, а зимою кальсон…

Всем нам в жизни земной уготована "крышка".
Не хочу в ожидании крышки стареть.
Я бегу по земле, как безусый мальчишка,
И мальчишкой хотел бы на ней помереть.

Сами по себе стихи написаны хорошо, поэтому они многим понравились и даже стали призерами. Но, на мой взгляд, если именно так автором понимается тема «Что такое человек?», то мне очень грустно. Получается, что человек ничем не отличается от четвероногой твари, у которой единственное назначение - плодиться и  размножаться, радуясь жизни: «Привлекает меня приключенье любое», «Я спешу, хоть порою не знаю, куда». Как характеристика персонажа - отлично, а как мнение.... Убеждена, что человек предназначен для большего, чем эта мысль: «Всем нам в жизни земной уготована "крышка". Не хочу в ожидании крышки стареть».


30. НА ЗЕМЛЕ ЖИЛИ-БЫЛИ. РАВИЛЬ ВАЛЕЕВ   

Не нового светлого чувства ли
Мы ищем по жизни без устали?
Разбив, как в шкафу хрустали,
НажИтое вмиг растрясли,
И, выжив с закалкою стали,
В итоге вдруг скрягами стали.

От старости дивного чуда ли
Мы ищем остатками удали?
Как время в картинах Дали,
Светлей наша юность вдали.
Прожитого смутные дали
И горе, и счастье нам дали.

Богини к судьбе нашей грубы ли
Подумай-ка, вспомнивши убыли?
Когда был излишне брыклив,
Твой ангел шептал: «Не пыли.»
Не ждут нас заветные были,
Но мы на Земле жили-были.

Мастерские стихи, потому что здесь есть удачное и нечастое сочетание как осмысленного, ясно поданного содержания, так и филигранного подбора интересных рифм и близких по звучанию слов - вложено много труда в форму без ущерба для раскрытия содержания. Автор рассматривает себя как типичного представителя человека, вглядываясь в привычки, поведение и типичные реакции на жизнь - что именно мы «ищем от жизни без устали»? И обнаруживает странности людского поведения: «Разбив, как в шкафу хрустали, нажИтое вмиг растрясли», «светлей наша юность вдали» и т.п. И делает нерадостный вывод о несовершенстве того, что есть в нас сейчас, а значит и о незавершенности наших дел на Земле: «Не ждут нас заветные были, но мы на Земле жили-были». Есть авторский подход к раскрытию темы, и есть его поэтическое исполнение.


31. СЧАСТЛИВ ДИКАРЬ У ОГНЯ... ИРИНА ГУБАНОВА 
 
Счастлив Дикарь у огня в полутёмной пещере.
Холод и смрад, зато хищники пасти не щерят.
Красные зубы огня пожирают в мгновенье
Толстые ветви деревьев, траву и коренья.
Сытое племя уснуло, а что ещё нужно
После удачной  охоты? Кто воет снаружи?
Каменный нож да рогатина выжить помогут,
Главное - утром счастливую выбрать дорогу.

Силясь постичь назначение, смысл Человека,
Копья  ломали философы каждого века:
Думал Платон о двуногом животном без перьев -
Даром познания свыше отличен от зверя;
Прав Аристотель, заметив, что даже строптивый
Разум обязан общественно жить (в коллективе).
Крут лабиринт эволюции. Род человечий
Делал свой выбор и взваливал тяжесть на плечи.

В прежних теориях нынче находят изъяны -
Дарвин, конечно, неправ, не родня обезьяны.
Трансгуманисты охотно добавили адца -
В банках мозги* превосходно живут и хранятся,
Сперматозоиды в колбах - любые на выбор,
Есть биочипы, а лучше трансформеры, киборг.
Хаксли* поведал о рае, прогрессе, надежде.
Счастлив Дикарь, крепко спящий на шкуре медвежьей.
---------------------------
Авторские пояснения:
"Думал Платон"*...  Платон (греческий философ) считал: "человек - существо двуногое, лишенное перьев и с широкими (иногда плоскими) ногтями, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях".
"Прав Аристотель*..." Аристотель (греческий философ) определял человека как "общественное животное, наделенное разумом."
"В банках мозги*..." Отсыл к роману Виктора Пелевина "Transhumanism Inc." (о философской концепции трансгуманизма).
"Хаксли поведал..." Отсыл к роману Олдоса Хаксли "О дивный новый мир".

Насыщенная размышлениями и отсылками на известные литературные источники поэзия, которую интересно читать, хотя это чтение требует усилий и личной начитанности. Автор не дает нам своего ответа на вопрос, что такое человек, он скорее делает экскурс в историю этого вопроса, начиная с нашего сегодняшнего представления о жизни первобытного общества, где дикарь уж слишком неотличим от своих четвероногих сородичей. Потом он нас знакомит с размышлениями античных философов  «о двуногом животном без перьев» и, наконец, погружает в современность, которая ужасает своими взглядами о сути человека: «охотно добавили адца»!! В итоге, все эти грамотно написанные стихи, больше напоминающие научный трактат, чем поэзию, так и не ответили мне на вопрос, что есть человек и, главное, зачем он...


32. БАЛЛАДА О ХЛЕБЕ. ЮРИЙ ПЕСТЕРЕВ

Я снова вспомнил эту зиму, берёзку в снежном куржаке,
рассвета стынь в лесной низине, кошёлку в маленькой руке.
Стою и мёрзну в магазине, стою часами напролёт,
там продавщица, тётка Зина, хлеб с пылу с жару продаёт.

А я без сил, готов заплакать, листком дрожу, едва дыша,
сквозит в окно, как будто слякоть, – в кармане пусто, ни гроша,
но жизнь на всё даёт ответы… слепой старик, прижав к плечу,
меня, малого, вмиг приветит, сказав притом «за всё плачу».

Буханка хлеба на прилавок скользнёт под степ озябших ног,
дворняга-пёс в дверях, пролаяв, лизнёт подстриженный висок.
Семь лет спустя, дроздом на ветке иль голубком из-под стрехи,
прочту для самой милой Светки свои любовные стихи.

А через годы мне приснится тот чёрный хлеб в несытный год,
слепой старик, та продавщица, та очередь, простой народ.
Ветра продуют, не стихая, взметнётся лучик в зимний день,
там сны всегда полны стихами, малого шапка набекрень…

Несомненно, хорошая, качественная лирика - интимная лирика с воспоминаниями. Какое отношение они имеют к философской теме «Человек»? Отдаленное. Стихи о доброте и милосердии людей как доказательство преобладания в них духовного - неэгоистического начала, способности заботиться о нуждах других, когда сам небогат: «Слепой старик, прижав к плечу, меня, малого, вмиг приветит, сказав притом «за всё плачу»». Конечно, в этом суть нашей человечности, отличающей нас от всех прочих живых существ. Немного другой жанр написания, но стихи понравились.


34. ЧЕЛО-ВЕК! ВАЛЕНТИНА ВЕСЕЛОВА 

Кто ты, скажи, загадка-Человек,-
Сын Космоса иль пасынок Вселенной,
Создателя возлюбленный навек
Или, Творцом забытый, раб презренный?

Страдания печати на челе,
Смятенье в сердце и тоска во взоре, -
Мир, созданный тобой, лежит во зле
И рушится, и мается в раздоре.

Ты создан был по образу Отца
И наделён свободой личной воли,
Но путь тобою выбран гордеца
С нелепою печатью тяжкой доли.

Лишь кто-то смелый, голову подняв,
Услышав зов сердечный, вдруг очнётся.
Христу подобно, в духе воссияв,
От гнева Божьего в любви спасётся!

Став совершенным, радуя Творца,
Взрастит свой сад с размерами парсека.
Быть может, в том краю, где нет конца,
Создатель был когда-то Человеком?!

Типичная философская поэзия - прием раскрытия темы, полностью отличный от предыдущей лирики. Здесь, в отличие от стихов Ю.Пестерева, нет конкретной судьбы - личной истории, автор рассуждает, ставит интересные вопросы («Кто ты?... Создателя возлюбленный навек или, Творцом забытый, раб презренный?»). Человек не стал тем, для чего он был задуман: «Ты создан был по образу Отца и  наделён свободой личной воли, но путь тобою выбран гордеца с нелепою печатью тяжкой доли». Интересная авторская мысль в концовке: «Быть может, в том краю, где нет конца, Создатель был когда-то Человеком?!»


35. КТО Я В МИРЕ ЭТОМ. ЛЮБОВЬ ТИМОФЕЕВА 2 

Кто я в мире этом? Просто человек.
Радуюсь рассветам, вижу дождь и снег,
Слышу птичьи трели я над головой,
Аромат сирени мне знаком весной.

На восходе алом, встретив солнца луч,
Попрошу о малом: был бы день везуч,
Чтобы свежий ветер, чистый небосвод
Были над планетой нашей круглый год.

Пусть шумят деревья пышною листвой,
И живёт деревня – отчий край родной!
Пусть родятся дети и несут добро,
И на белом свете будет всем тепло.

Если я устану от тревог и бед –
Унывать не стану, в этом пользы нет.
Укреплю я силы верой и мечтой –
По земле красивой путь продолжить свой.

Милое, красиво написанное стихотворение, которое чем-то более других понравилось двум судьям. Идиллический рассказ о том, как должно быть, но как почти никогда не бывает, потому что человек шире тех рамок, в которые его хотел бы (а может и не этого Он хотел?) вписать Создатель. Может быть, человек - это просто Его творческий эксперимент - моделирование безграничных возможностей, заложенных Им в нас, но до конца не осуществляемых, постоянно отклоняющихся от правильного пути благодаря подаренной нам свободе воли? Но это уже мои рассуждения, в стихах таких «крамольных» мыслей нет, и именно эта авторская удовлетворенность и идеальность персонажа стихов, планирующего «по земле красивой путь продолжить свой» и не  пробудила во мне желания отобрать именно эти стихи.


37. ЖИЗНИ СУТЬ. ГАЛИНА МОСКАЛЕВА 
 
Наш общий дом – огромная Земля.
Мы с давних пор на ней по крови братья,
Рожденные в любви - как ты и я -
Далеких предков, свергнувших безбрачье.

И каждого из нас свои мечты
Ведут тропой судьбы к заветной цели.
Преграды одолев, и я, и ты
С достоинством достичь её сумели,

Усвоив смысл людского бытия:
Построить дом, взрастить здоровых деток...
Чтоб сад зацвёл, и дружная семья
Сняла весь урожай поспевший с веток.

Вникая глубже в жизни нашей суть,
Друг друга с полуслова понимая,
Детей направить на разумный путь,
И на Земле создать подобье Рая.

А если это нам не «по зубам»,
Придут на помощь и сыны, и дочки,
Чтоб было видно сверху всем богам:
Нам не дано пропасть поодиночке.

Еще одни несбыточные и красивые мечты о том, как должно быть: «Наш общий дом – огромная Земля. Мы с давних пор на ней по крови братья». Или: «Вникая глубже в жизни нашей суть, друг друга с полуслова понимая, детей направить на разумный путь и на Земле создать подобье Рая». Разве не удивительно, что люди, полностью с этими мыслями согласные, во все исторические времена проживают свою собственную жизнь в совершенно других обстоятельствах и постоянно грешат?


40. БЛАЖЕННАЯ. НЕБО ТРОИ   
 
"На рыбьем меху" пальто. Видавшая виды тросточка.
В руках килограмм овсянки - "птичкам на пропитание".
Зима разлеглась морозная, когда же она закончится?
 - "Гуль-гуль, налетайте, детки!"  Прохожие смотрят: странная...

А дома - шаром кати. И сын снова пьян, как водится.
Не плачено по счетам - "да где ж столько взять, родимые?"
Ночами, как врач сказал, "старческая бессоница".
На тумбочке "Корвалол", доступно-необходимый.

А завтра опять чуть свет (привычка иль что-то большее?),
пошаркает по морозу кормить голубей с синицами.
С иконы глядит ей вслед, жалеючи, Матерь Божия.
О ней говорят: "Блаженная", внезапно светлея лицами.

Юродиевых в обычной жизни встретишь не часто, но это не значит, что где-то в глубине души каждого человека не живет такая же удивительная личность, которая поступает совершенно нелогично с точки зрения «нормального» - благополучного человека, толком не познавшего лиха. «А дома - шаром кати. И сын снова пьян, как водится...» - «А завтра опять чуть свет (привычка иль что-то большее?), пошаркает по морозу кормить голубей с синицами». Стихи об этой чисто человеческой потребности давать другим не от избытка, а от потребности души. И еще  понравилась последняя строка в концовке: «О ней говорят: "Блаженная", внезапно светлея лицами». Вот именно это - «внезапно светлея лицами» - мне кажется, самое главное в этом рассказе в стихах о конкретной женщине.


43.   ВСЁ ПРОЙДЁТ. ОЛЬГА АЛЬТОВСКАЯ 

Всё пройдёт и всё забудется –
Попадёт в графу «Убытие».
Поменяют лица улицы,
Канут люди и события…

Только исстари, как водится,
Безнадёжная, как пьяница,
Как докучная бессонница –
Суть людская не меняется.

Да мятежный дух Творения,
Да флюиды созидания
Без убытка и старения
Вечны в ткани Мироздания.

Да Любовь не переводится –
Не сгорает на пожарище:
Как лампада богомолицы –
Льёт огонь всепроникающе

Животворный и трепещущий,
Что с заботою отеческой
Сохраняет, будто детище –
Вид и разум человеческий.

Симпатична интересная мысль автора: «Как докучная бессонница – суть людская не меняется». Все много раз повторяется, забывается и вновь проявляется в другом времени и с другим лицом, но Человек - такой противоречивый и не похожий на все остальные живые твари, все равно по сути тот же, он несет в себе «животворный и трепещущий огонь» «мятежного духа Творения и флюиды созидания».


46. МЫ СТАНЕМ... МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА ЛУКИНА

Мы, зарожденные во чреве,
В сырую землю бросим мощи,
И станем тенью от деревьев,
И будем эхом в тихой роще.
И наше время станет былью
В разливе зелени весенней.
Мы разлетимся звёздной пылью
По всем неведомым вселенным.
Свой новый дом отыщем где-то
Мы за космическим туманом.
Дождем прольёмся  на планету
И станем синим океаном.

Очень знакомое и понятное мне мировоззрение восточных философий. «Мы разлетимся звёздной пылью по всем неведомым вселенным». «Дождем прольёмся на планету и  станем синим океаном». Возможно, именно так и происходит со всей составляющей нас материей и даже (верю!) и с нашей иной - тонкой материей, которую мы не обнаруживаем приборами, но интуитивно чувствуем ее наличие в себе. С этим я не стану спорить. Но с тем, что  «звездная пыль»- это всё, что только и составляет суть человека, и что у человека нет ни особой цели, ни предназначения, ни  кардинального отличия от прочего живого мира, я согласиться не могу. Стихи понравились только как еще одно авторское мнение, выраженное красивым языком поэзии.
 

49. НЕ ПРОЩЕ ЛИ? МИЛА ТИМОШИНА 

Не проще ли, всё лишнее убрав,
Взяв за основу истинность момента,
Вне всех идей о поиске добра,
Считать мгновение кадром киноленты?

Великий дар - уметь создать барьер,
За ним оставив шум и вечный хаос.
Молчание - простейшая из мер,
Чтоб оказаться в мире личных таинств.

Бежать туда, где мир не поврежден.
Найти возможность вырваться из века.
В горах, в лесу, под солнцем и дождем
Себя представить первым человеком.

Смотреть вокруг и с детской чистотой
Лишь ощущать, не извлекая смысла.
Как дикий предок, грубый и простой,
Забыв законы, формулы и числа.

Здесь та же история - стихи написаны грамотно и красиво, а с мнением их согласиться я не могу и отвечаю автору: нет, не проще! Потому что «смотреть вокруг и с детской чистотой лишь ощущать, не извлекая смысла» - это то, на что способны и с чем прекрасно справляются все животные. Насчет «первого человека» - не знаю, не уверена, что он был таким, каким его сейчас представляют себе ученые, фактов для этого маловато... А вот желание «бежать туда, где мир не поврежден, найти возможность вырваться из века» мне хотя и понятно, но не оно - суть человека, это просто инстинкт самосохранения и работа центра удовольствий, которые присущи и животным. Как мнение - такой подход имеет право на жизнь, но поступки людей, неожиданно оказавшихся в экстремальных жизненных обстоятельствах, очень часто говорят о совсем другом.


50. ОДИНОКАЯ СТАРОСТЬ. НАТАЛИЯ МЕДВЕДЕВА

Горюет старушка... Прильнула к подушке...
Ни сдвинуться, ни повернуться!
А дети большие всецело решили
В заботы свои окунуться...

Заботы... Заботы... До ночи работа:
На отдых скопить – за границу!
А мама... „Не драма! Ну, что же вы, прямо?!
Мечтается – вот и не спится!"

Она простодушна и детям послушна,
Не смеет просить и перечить...
Сиделку бы нужно... „Да так она сдюжит!.."
Уедут – звонят издалече...

Старушка как в клетке... Глотает таблетку.
Но как до воды дотянуться?
Скорей бы – в могилу!.. Нет мочи, нет силы -
Ни сдвинуться, ни повернуться...

Преклонные годы!.. Куда ж от природы,
Куда же от старости деться?
Кормила... Лечила... Искусствам учила...
Истерзано мамино сердце!..

Молилась... Страдала... К груди прижимала
Свою ненаглядную кроху!..
А та – уж большая... Сама всё решает!
Как старой теперь одиноко...

Бесславные годы... Теперь до отхода -
Не так уже долго осталось!..
А вот на Кавказе – не слышали разве? –
В почёте блаженная старость!

Там нет неприязни! Там в родственной связи
Живут седовласые старцы!
Их дети, их внуки берут на поруки –
Что лучше любого лекарства!..

Там ласка, терпенье, любовь, уваженье, –
Ведь Божий закон есть на свете,
Святое Писанье, в нём обетованье:
Чти предков – и будь долголетен!..

На первый взгляд, стихи не совсем в тему: рассказ в стихах о конкретном персонаже и авторские размышления о важности и правильности заботы о старшем поколении. С другой стороны, разве это убеждение в необходимости «почитания предков» - не особенность человека, которая отсутствует в животном мире? Получается, что человек живет не только прагматикой - целесообразностью делиться лишь с теми, от кого и пока есть польза для выживания семьи, в нем, независимо от места его существования, подспудно живут представления о том, что значит жить «по совести». Помните наш недавний конкурс «Совесть», где я расшифровала значение этого слова как Со-Весть - связь с Вестью (ипостасью Бога-Сына)? Человек настроен на связь с Творцом? А разве врожденное в человеке религиозное чувство, проявляющееся у всех очень по-разному, но все равно у всех, не есть доказательство того, что Человек качественно отличается от других биологических существ, хотя и родственен им физически? 


ОДА ЧЕЛОВЕКУ. АЛКОРА. ВНЕ КОНКУРСА.

О, человек, ничтожное созданье,
Губитель рек, лесов и тишины,
Ты убиваешь не для пропитанья,
И, зло творя, не признаешь вины!
Ужель так нужно двигать реки вспять
И самолетным ревом небо рвать?
Зачем ты здесь? Ждала ль тебя природа?
Все беспощадней и страшней эпоха,
Где человек царит, а миру плохо…
Ужель в семье землян не без урода?

О, человек, как нелегко понять
Твоей души неведомую тайну!
Творец к тебе сошел, чтоб крест принять,
И спас твой дух мятежный неслучайно!
Ты был и есть загадка бытия:
То образец святого жития,
То многоликий демон, то отрада…
К каким стремишься дальним берегам,
Дитя Земли?  И что готовит нам
Посланец тьмы и порожденье ада?

Ты – человек, попрать любовью смерть
Твой высший долг, судьбы предназначенье.
Для воскресенья должен умереть,
Для благодати - испытать мученье
И, как наследник замыслов Творца,
Ты  не найдешь покоя до конца,
И подвиг твой не обретет признанья.
Но лишь познав предательство и ложь
И всё приняв, ты  истину найдёшь,
О человек, вершина мирозданья!

На тему «человек» я написала это стихотворение довольно давно. Не думаю, что оно вам понравится (слишком торжественно и высокопарно звучит!), но я всегда стараюсь  предлагать вам для конкурса только те задания, за которые я хотя бы попыталась  когда-либо браться сама. Пафос этого стихотворения может быть оправдан лишь тем, что писала я эти стихи одической строфой - по правилам написания классической оды. Для тех, кому это интересно, поясню. Одическая строфа - строфа из десяти стихов, рифмуемых по схеме абабввгддг, употреблявшаяся в жанре торжественной оды. Ода имеет трехчастный характер: строфа, антистрофа и эпод. Строфа задает тему, антистрофа уравновешивает ее противоположной перспективой, а эпод подводит итог.

***************************************

На этом я хочу завершить свой разбор 25-и стихотворений - половины того, что наши участники представили на конкурс «Человек». Надеюсь,что вам было интересно читать данные тексты. При этом мой низкий поклон и благодарность всем 50-и авторам нашего конкурса за предложенные ими стихи. Я обязательно когда-нибудь разберу в статье и их стихи тоже! В любом случае, очень хотелось бы, чтобы хотя бы те авторы, чьи стихи здесь уже опубликованы, оставили под статьей свой отклик. С уважением, ваша Алкора. 19.05.24.


Рецензии
какой интересный разбор я пропустила!
как же мне у вас нравится, Алла!
вы даже критикуете не обидно)
спасибо за то, что отметили мое стихотворение, хоть оно и не глянулось судьям.

вы делаете огромную работу, большое спасибо!

Ленна Жук   31.05.2024 10:22     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.