Эсминец

    На радиовещании случаются ляпы. Слушатель может порой их даже не заметить. Но тот случай, о котором я расскажу, вряд ли не сумел вызвать и смех, и недоумение, и возмущение — у кого что.

   Это было в прошлом веке. Я работала звукооператором на Ленинградском радио. Шла обычная запись литературной передачи. В студии у микрофона актёр, перед ним напечатанный текст, за стеклом в аппаратной звукорежиссёр, звукооператор и режиссёр, молодой, симпатичный, Дмитрий Шаманиди.

   В задачу режиссёра, кроме режиссёрских наставлений, входило следить за правильным произношением. Для этого режиссёры были экипированы толстыми словарями специально для дикторов. По словарю сверялись, как правильно ставить ударение, если возникало сомнение. Так, например, частая ошибка у выступающих была в слове «новорождённый». По новым правилам следовало произносить «новорОжденный». Многие этого не знали, тогда останавливалась запись и их корректно поправляли. Нынче, как мне кажется, эти нормы не соблюдаются, за ударениями никто не следит, как, впрочем, и за качеством записи.

   Итак, на записи актёр прочитал: «…эскадрОнный миноносец...»

   Если кто не знает, слово «эскадронный» имеет принадлежность к кавалерии, к части полка в пехоте. Миноносец (эскадра миноносцев) может быть только эскАдренный, сокращённо эсминец — быстроходное судно для атаки минами. Понятно, что эскадронным миноносец не может быть по определению. Здесь же получилось, что мины для атаки доставлялись сухопутно в составе кавалерии. И смех, и грех! Впрочем, в современной рашке и не такая эквилибристика может случиться.

   Во время записи никто ляпа не заметил. Актёр, видимо, был далёк от военной тематики, а может, просто автоматически прочёл текст с опечаткой, если таковая была. Звукорежиссёр и я, звукооператор, обе женщины, в военную терминологию не врубались. Режиссёр Шаманиди не слишком хорошо владел русским языком и не уловил перековерканное до безобразия слово.

   Таким образом, передача вышла в эфир. Скандал разразился сразу, поскольку на радио были свои слухачи, которые с утра до ночи сидели у репродуктора и внимательно вслушивались в каждое слово, льющееся из ящика. При обнаружении очередного ляпа, сразу же сообщалось наверх, то есть председателю Радиокомитета, и далее шёл «разбор полёта». На этот раз вина пала, естественно, на режиссёра Шаманиди. Как и с чем его пропесочили, лично мне не было доложено.

   Шаманиди ещё долго ассоциировали с «эскадронным миноносцем». После этого случая режиссёр ненадолго задержался на радио. Наверно, нашёл более подходящую работу.


2021 год


Рецензии