Экстралингивистика. Тишина, наполненная смыслом
В таких обстоятельствах роль невербальных факторов и чтение по волне подсознательных паттернов становится важным звеном в организации коммуникативной и информативной роли текста. По исследованиям лингвистов и социологов, совпадение реальности в восприятии речи через экстралингвистические каналы составляет около 88%, а вот слова в этом плане значительно отстают - всего 20% составляет доля их правдивости и уровень доверия в восприятии. Необычно пробился почти принцип Паретто.
В восприятии письменной речи, не видео, а так, чтении с листа, не каждый читатель может сразу настроиться на волну автора. И если художник слова умеет пользоваться палитрой не только семантики, но и того, что мы называем - интонированием, глубинным, осознанным — его путь к островкам понимания становится короче и интереснее. В живой речи и в прозаических произведениях экстралингвистические приемы - это исподнее харизмы образа, переработанное автором на основе собственного мироощущения.
Оттенки эмоций (радость, сарказм, ирония, грусть) - они чаще всего модулируются интонационными составляющими: тембром, высотой голоса, паузами. Но и на письме они ощущаются чутким восприемником, умеющим слышать голос автора через графику неона. Наибольшее доверие вызывают не трансцендентные фантазии, на которых сегодня помешалось книгоиздательство (фэнтези, манги, фантастика, сказки), а реальный пережитый опыт, облаченный в слова на холстах переживаний. Потому что экстралингвистика может наполнить экспрессией лишь живое переживание, а с фантазией автор вступает на волну актерства и лицедейства.
Экстралингвистика оперирует целым набором инструментов:
а) интонацией;
б) тембром;
в) громкостью голоса; (на письме и в графике использование курсива, разрядки или прописных букв для выделения и акцента важных сем);
г) паузами (цезуры, игры с тире разной длины, многоточия);
д) эмоцией смеха (всегда было интересно, смеются ли сами авторы иронических творений или пародий, когда их пишут, или ими движет только желание "отстебать" или "рассмешить");
е) переживание уровня плача (эта эмоция может быть передана образами, но больше - силой эмоциональной наполненности некоторых стихотворений, написанных на волне сильных трагических переживаний, это когда у читателя после прочитанного "ком в горле");
ж) стонами (скорее всего это фоновое подразумеваемое сопровождение некоторых эротических интенций, написанных в жанре интимной лирики);
з) кашлем (использование междометий звукоподражательного плана "кхе", "хм" и т.д.).
ж) жестикуляцией (экстралингвистика рассматривает жесты и движения, помогающие донести смысл молча. Наблюдения за этой стороной позволяет выявить степень коммуникабельности и уровень допуска автора в личное пространство - похлопывание, рукопожатия, объятия..
Так же, проницательность в толковании этих телодвижений, ставших привычками невербального канала, предполагает осознание степени комфортного личного пространства, того, как близко автор подпускает к себе собеседника. В лирике роль жеста может играть его образ, в какой-то степени композиционные предпочтения (ритмика, рифма, владение инструментовкой звукового оформления смысла - аллитерации, ассонансы, внутренние рифмы). Порой, удачное обыгрывание известных выражений (идиом), которое называется контаминацией, может напоминать жестикуляцию в живом разговоре.
Сходство жестов и идиом в способе их создания и роли "коллективной экспрессии", в узнавании шаблонов.
з) шумы ( в теории литературоведения в исследованиях Ю.Лотмана есть такое понятие, как информационный шум, это то, что не понятно читающему. Так коренной эвенк, читая мертвую латынь, все написанное воспринимает, как пустоту в смысловом наполнении. Шумы это звуки логоса, не трогающие сознание читателя или слушателя. Почти в любом произведении автор рисует собственный сюжет интерпретации мира, явлений, идей, образов. И чем точнее конгруэнтность восприятия его образов с тем, что он подразумевал, тем больше у него читателей и шансов сорвать игрушки с елки славы.
Но есть и другая позитивная роль шума - мотив недосказанности, недопонятости. Это как камеры хранения в разных порталах - автора и читателя с гарантией свободы и автономии одного от другого.
Тема экстралингвистики в современном языкознании появилась не очень давно. Но учитывая волны политических цунами последних лет, когда произнесенное слово несет за собой вполне ощутимый негатив со стороны властей и инфлюенсеров, умение оперировать смыслами без слов, что и позволяет делать экстралингвистика, убережет от рабства эзопового стиля, научит черпать краски из глубины сознания и опыта, оставаясь при этом искренним. Ведь иногда можно разговаривать молча...Но это уже почти гениальный уровень мастерства.
Свидетельство о публикации №124052003394