Экстралингивистика. Тишина, наполненная смыслом

Экстралингвистические приемы в организация смыслового содержания лирики сегодня используются редко. На этом уровне поэзия неуловима, как солнечный зайчик. Она присутствует на этой волне, но не каждый ее видит, вернее, слышит. Слова стали напоминать кожухи звуков или чучела таксидермистов, где звуковая оболочка явно не дружит с семантикой. Повальное увлечение лирикой в разы увеличило объем стилистических и грамматических пруфов, запреты на темы "мира/войны" очень напомнили Нео со скотчем на губах из фильма "Матрица".

В таких обстоятельствах роль невербальных факторов и чтение по волне подсознательных паттернов становится важным звеном в организации коммуникативной и информативной роли текста. По исследованиям лингвистов и социологов, совпадение реальности в восприятии речи через экстралингвистические каналы составляет около 88%, а вот слова в этом плане значительно отстают - всего 20% составляет доля их правдивости и уровень доверия в восприятии. Необычно пробился почти принцип Паретто.

В восприятии письменной речи, не видео, а так, чтении с листа, не каждый читатель может сразу настроиться на волну автора. И если художник слова умеет пользоваться палитрой не только семантики, но и того, что мы называем - интонированием, глубинным, осознанным —  его путь к островкам понимания становится короче и интереснее. В живой речи и в прозаических произведениях экстралингвистические приемы - это исподнее харизмы образа, переработанное автором на основе собственного мироощущения.

Оттенки эмоций (радость, сарказм, ирония, грусть) - они чаще всего модулируются интонационными составляющими: тембром, высотой голоса, паузами. Но и на письме они ощущаются чутким восприемником, умеющим слышать голос автора через графику неона. Наибольшее доверие вызывают не трансцендентные фантазии, на которых сегодня помешалось книгоиздательство (фэнтези, манги, фантастика, сказки), а реальный пережитый опыт, облаченный в слова на холстах переживаний. Потому что экстралингвистика может наполнить экспрессией лишь живое переживание, а с фантазией автор вступает на волну актерства и лицедейства.
Экстралингвистика оперирует целым набором инструментов:

а) интонацией;

б) тембром;

в) громкостью голоса; (на письме и в графике использование курсива, разрядки или прописных букв для выделения и акцента важных сем);

г) паузами (цезуры, игры с тире разной длины, многоточия);

д) эмоцией смеха (всегда было интересно, смеются ли сами авторы иронических творений или пародий, когда их пишут, или ими движет только желание "отстебать" или "рассмешить");

е) переживание уровня плача (эта эмоция может быть передана образами, но больше - силой эмоциональной наполненности некоторых стихотворений, написанных на волне сильных трагических переживаний, это когда у читателя после прочитанного "ком в горле");

ж) стонами (скорее всего это фоновое подразумеваемое сопровождение некоторых эротических интенций, написанных в жанре интимной лирики);

з) кашлем (использование междометий звукоподражательного плана "кхе", "хм"  и т.д.).

ж) жестикуляцией (экстралингвистика рассматривает жесты и движения, помогающие донести смысл молча. Наблюдения за этой стороной позволяет выявить степень коммуникабельности и уровень допуска автора в личное пространство - похлопывание, рукопожатия, объятия..

Так же, проницательность в толковании этих телодвижений, ставших привычками невербального канала,  предполагает осознание степени комфортного личного пространства, того, как близко автор подпускает к себе собеседника. В лирике роль жеста может играть его образ, в какой-то степени композиционные предпочтения (ритмика, рифма, владение инструментовкой звукового оформления смысла - аллитерации, ассонансы, внутренние рифмы). Порой, удачное обыгрывание известных выражений (идиом), которое называется контаминацией, может напоминать жестикуляцию в живом разговоре.
Сходство жестов и идиом в способе их создания и роли "коллективной экспрессии", в узнавании шаблонов.

з) шумы ( в теории литературоведения в исследованиях Ю.Лотмана есть такое понятие, как информационный шум, это то, что не понятно читающему. Так коренной эвенк, читая мертвую латынь, все написанное воспринимает, как пустоту в смысловом наполнении. Шумы это звуки логоса, не трогающие сознание читателя или слушателя. Почти в любом произведении автор рисует собственный сюжет интерпретации мира, явлений, идей, образов. И чем точнее конгруэнтность восприятия его образов с тем, что он подразумевал, тем больше у него читателей и шансов сорвать игрушки с елки славы.

Но есть и другая позитивная роль шума - мотив недосказанности, недопонятости. Это как камеры хранения в разных порталах - автора и читателя с гарантией свободы и автономии одного от другого.
Тема экстралингвистики в современном языкознании появилась не очень давно. Но учитывая волны политических цунами последних лет, когда произнесенное слово несет за собой вполне ощутимый негатив со стороны властей и инфлюенсеров, умение оперировать смыслами без слов, что и позволяет делать экстралингвистика,  убережет от рабства эзопового стиля, научит  черпать краски из глубины сознания и опыта, оставаясь при этом искренним. Ведь иногда можно разговаривать молча...Но это уже почти гениальный уровень мастерства.


Рецензии