Праздник Пасхи

Бог через Моисея дал народу повеление о праздновании Пасхи, как праздника Господу и как вечное установление для всех поколений Божия народа. Как хранение суббот, так и праздник Пасхи заповеданы Богом: первое для того, чтобы люди помнили, Кто Творец всего, а второе – Кто крепкою рукою вывел народ Израилев из Египта.

Современный иудаизм соблюдает праздник Пасхи во исполнение Господних заповедей «Да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем; и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая... И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне» (Вт.6:6,7 / 8:2).

Вечером 15 авива по домам праздник проводился в виде трапезы. Эта практика сохранилась в жизни первых христиан (Деян.2;46). Цель трапезы была рассказать домашним и прежде всего детям об Исходе, поэтому её проводил расказчик (магид), который во исполнение слова при своём рассказе использовал различные виды пищи в качестве наглядных пособий. Так во время пасхального ужина (вечери) собравшиеся должны были есть только пресный хлеб, потому, что Бог заповедал опресночные дни (Исх.12:15,17), потому что, возможно, он должен был напоминать им о бедственном положении евреев в рабстве, об исходе их из Египта, столь скором, что тесто не успело вскиснуть (39), и о том, что в семь опресночных дней никто из народа не должен есть квасного, и в домах не должно быть закваски. Горькие травы они ели потому, что Бог заповедал им мясо ягнёнка, испечённое на огне, съесть с пресным хлебом и с горькими травами (8).

Порядок (седер) проведения Пасхи (Песаха) – Песах седер, который мы видим сегодня, установился в период таннаев (учитель) и амораев (говорящий) к VI веку нашей эры, после того, как евреи и римляне погоняли христиан, после разрушения Второго иерусалимского храма, после того, как римляне и христиане стали гонять евреев, в результате чего евреи обиделись и на христиан и на Христа. Однако, вне всякого сомнения во времена Христа традиция проведения праздничного ужина существовала, о чём свидетельствуют описанные в Библии тайная вечеря и практика жизни первых христиан. Отголоски этой традиции сохранились и в современном порядке (седере) проведения пасхального ужина. Кстати «седером» называется и сам пасхальный ужин.

Прежде всего есть Пасху может человек любой национальности, вступивший в завет с Богом Израилевым. «Если же поселится у тебя пришлец и захочет совершить Пасху Господу, то обрежь у него всех мужеского пола, и тогда пусть он приступит к совершению ее и будет как природный житель земли; а никакой необрезанный не должен есть ее; один закон да будет и для природного жителя и для пришельца, поселившегося между вами» (48,49). Отсюда следует, во-первых, что Пасха и есть этот вечерний ужин по домам, по меньшей мере суть праздника, и во-вторых, что еврейский народ, народ Израилев – это явление не национальное, а духовное, что евреи – это ни что иное как народ завета, народ Торы, явление нравственое – единственный народ, в котором нет и не может быть непорядочных людей – людей, не соблюдающих завета.

Кроме упомянутых уже пресного хлеба, пасхального ягнёнка и горьких трав на «пасхальном столе», хотя ни стола, ни стульев нигде в мире тогда ещё не существовало, и потому на пасхальном ужине не восседали, а возлежали. На «пасхальном столе» присутствовало вино (виноградный сок) и три лепёшки пресного хлеба (мацот), в русской традиции «опресноки». Вино символизировало кровь (Мтф.26:27-29), видимо кровь пасхальных ягнёнят, благодаря принесению которых смерть обошла народ стороной.

Три листа опресноков символизировали три состояния народа: до исхода, во время исхода и после исхода. Прообразами народа были праотцы: Авраам, Исаак, Иаков. Авраам – отец народа, образ полного доверия и твёрдой веры. Исаак – наследник обетования, в полном послушании достигший избавления от смерти. Исаак родил ревностного Иакова. Всё было против Иакова: он родился вторым, не имел отцовского и, главное, Божия благословения, за которое так боролся, что Бог назвал его Израилем (др-евр. «борющийся с Богом»). Миссией Иакова было создание и воспитание народа. Иаков - народ Израилев, избавленный и ходящий по следам веры отцов. Итак, Авраам – народ до исхода, Иаков – народ после исхода, Исаак – это народ исхода. В полном послушании народ совершил Пасху Господню и преобрёл избавление.

В современном иудаизме существует разработанный аж к VI веку нашей эры порядок седера. Он содержит серию из 16 обрядовых действий, из которых привожу не все, а на мой взгляд, существенные. Сначала кадеш – благословение праздника над бокалом вина, затем кидуш – благословение над вином, после чего пьют первый бокал; затем яхац – расказчик (магид), перед которым положены три листа опресноков (мацот) берёт средний из них, разламывает его на две части приблизительно в отношении ;, большую часть от него заворачивает в салфетку, откладывает в сторону или дети прячут его до окончания седера для последующего её использования в качестве афикомана. Это действие символизирует обрезание сердца – оставление своего – то (Быт.22:14), что сделали Авраам и Исаак на горе Иегова-ире (Господь усмотрит).

Измаил принял обрезание в 13 лет, в сознательном возрасте. Исаак – в восьмидневном возрасте. Когда Исаак подрос, Измаил стал насмехаться над ним. Но  Агарь и Измаил были изгнаны из дому, потому что не наследует сын рабыни с сыном госпожи. То, что сделали Авраам с Исааком на горе Иегова-ире, было добровольным, сознательным с обеих сторон полным обрезанием – обрезанием самих себя, своего «я», обрезанием большим, чем обрезание Измаила.

Теперь возвратимся к пасхальному ужину. После яцах следует магид – рассказ об исходе; затем вкушение мацы; праздничная трапеза: мясо ягнёнка, испечённое на огне, с пресным хлебом и с горькими травами и другие блюда; цафун – вкушение афикомана. Афикоман – сохранённая часть среднего листа опреснока. Афикоман – греческое слово, означающее «сладости», «десерт». До разрушения храма в конце пасхальной трапезы ели мясо пасхальной жертвы. В современном иудаизме последним оказывается афикоман. Библия наставляет, что в первый и в седьмой день Пасхи у народа должны быть священные собрания (Исх.12:16).

История исхода – прообраз искупления человечества от власти над ним греха и смерти, «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16). В конце пасхальной трапезы вечером 23 марта 31 года нашей эры «Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание» (1Кор.11:23-25). Иисус Христос предал всего Себя в жертву ради заблудшего, оказавшегося в рабстве греха и смерти, человечества. Раб не больше своего господина. 1Пет.4:1: «Как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить». «Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах... И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца» (Деян.2:41,42,46).


Рецензии